В продолжение рубрики «христианского соцреализма».
Можно, впрочем, в кавычки не помещать это определение, оттого что есть «советские религиозные поэмы» Есенина, целый цикл, есть целая советская поэтическая традиция, посвященная деяниям русских святых Невского и Донского, да и сама советская поэзия как таковая начиналась с «Двенадцати» Блока. Это означает, что пока жив русский язык, Христос будет вести за собой 12 красноармейцев из этой гениальной поэмы.
Тем не менее.
Несколько раз уже заходили взволнованные люди, снисходительно и раздраженно сообщившие мне, что никакой «христианской традиции» в советской живописи нет, а есть история, пейзажи, стилизации и ещё что-то там, не слишком важное – на их вкус. А традиции нет, одна мертвая, пишут, обрядность, яички, вербочки.
Знаете, на что это похоже? Такой вот спор?
Это похоже на поведение наших соседей – злобных демагогов, управляющих бывшими республиками СССР. Они тоже твердят с пеной на устах, как проклятые советские сатрапы только губили их и душили. В ответ им говорят: но постойте, есть же расцвет искусств, новые школы, реставрация ваших святынь, не из одних же репрессий состояла та долгая совместная жизнь наша.
Нет-нет, говорят они. Всё истинное, говорят, было убито, а дальше настал сплошной голодомор в 70 лет протяженностью.
Они хотят помнить только муку и зло.
Вовсе не потому, думаю, что им так дорога эта мука. Им просто не хочется никакого примирения. Они хотят войны и подчинения только своей правде. Своей и ничьей больше.
Я бы мог оспорить все эти писания про «вербочки, яички» – но не буду.
Скажу иное.
Вот я дал здесь уже около 200 работ – причем мастеров, мягко говоря, не случайных. Моисеенко, Коржев, Криворучко, Савицкий, даже Ракша, даже мятущийся Попков – это уже не выходцы из Российской империи, это родившиеся в СССР люди, пионеры, комсомольцы, дети сталинской системы, «продукты социализма», вломившиеся в ту эпоху и на определенных этапах оправдавшие её в своем творчестве, как мало кто. Коржев – главный художник послевоенного СССР, Михаил Савицкий – один из главных во всей стране и главный в БССР, Моисеенко – вообще законодатель советских живописных мод. Это советские суперзвезды.
Сказать, что все они писали «вопреки советской власти», могут только полные чудаки. Но у нас имеются и такие! И твердят именно это на чистом глазу, потому что если не твердить про «вопреки» – у них картина мира ломается.
Увы, коллеги, вы не правы. Это главные, говорю, художники страны. Самые маститые, самые именитые. Какое ж тут, дай Господь вам разума, «вопреки».
Следуем далее.
Творили все они примерно половину столетия.
Ну вот у нас уже 33 года, когда творить можно не «вопреки». Когда хваленая ваша «традиция» воссияла и связь времен – с эпохой до февраля 1917 года – наконец восстановилась.
Что такое дала наша живопись соразмерного с библейскими циклами Коржева и Савицкого? Кто сумел поднять традицию до уровня Моисеенко? Кто написал что-то соразмерное с историческими работами Бубнова или того же Ракши?
Я даже, заметьте, сейчас не спрашиваю про Кустодиева, Пластова, Корина и Петрова-Водкина, потому что тут наши оппоненты сразу начинают вертеть хвостом и говорить, что эти художники рождены прежней ещё империей и поэтому они «не считаются» советскими.
(Это, знаете, как если бы я сказал, что Астафьев и Окуджава (или Акунин и Веллер, так ещё смешнее) – всё равно соцреалисты и «советские литераторы», они ж из СССР.)
Ну так где у нас высоты духа, где истинная традиция, раз уж та, что я даю, – никуда не годна?
Ответа не слишком жду и скрывать от вас, что о вас думаю – не стану. Вы не просто с точки зрения культуры как таковой диковаты – потому что вы, конечно же, в целом из тех двухсот работ, что я опубликовал, едва ли знали и дюжину. Помимо того, что вы диковаты, вы к тому ж на удивление, как и оставившие нас поуехавшие либералы, предсказуемы.
Со всеми вашими дидактическими ужимками, со всеми вашими «вопреки» и с привычкой, когда кончаются доводы, сразу давить на «жертвы безбожной власти» и кровавой тряпкой в лицо тыкать: заткнитесь, мол, нехристи, здесь говорить имеем право только мы.
Ну так говорите, я ж вот прошу об этом.
Расскажите мне про ваших живописцев постсоветских, что Коржева, Моисеенко, Бубнова, Щербакова, Стожарова и прочих, не сумевших традицию спасти, оставили далеко позади в нашей новейшей христианской живописной проповеди.
…И если у вас таких имен нет – зачем вы тогда в спор влезаете?
Только не надо слать мне множество новейших изображений церквей и ангелов. Я спрашиваю про шедевры – то, что войдет в антологии, как работы Корина и Коржева. Шедевры есть?
И если нет таких шедевров, может, тогда есть объяснение, отчего в «безбожную эпоху» «вопреки советской власти» они появлялись едва ли не ежегодно, а в нашу эпоху, вашими молитвами, ничего соразмерного никак не нарисуется?
…Ну а пока успокоим нервы и посмотрим очередные работы эпохи безбожия и атеизма.