383,2K подписчиков

КРАСНАЯ ЦЕРКОВЬ, ЧЕРНАЯ ЛЖА

3,4K прочитали

В продолжение рубрики «христианского соцреализма».

Можно, впрочем, в кавычки не помещать это определение, оттого что есть «советские религиозные поэмы» Есенина, целый цикл, есть целая советская поэтическая традиция, посвященная деяниям русских святых Невского и Донского, да и сама советская поэзия как таковая начиналась с «Двенадцати» Блока. Это означает, что пока жив русский язык, Христос будет вести за собой 12 красноармейцев из этой гениальной поэмы.

Тем не менее.

Несколько раз уже заходили взволнованные люди, снисходительно и раздраженно сообщившие мне, что никакой «христианской традиции» в советской живописи нет, а есть история, пейзажи, стилизации и ещё что-то там, не слишком важное – на их вкус. А традиции нет, одна мертвая, пишут, обрядность, яички, вербочки.

Знаете, на что это похоже? Такой вот спор?

Это похоже на поведение наших соседей – злобных демагогов, управляющих бывшими республиками СССР. Они тоже твердят с пеной на устах, как проклятые советские сатрапы только губили их и душили. В ответ им говорят: но постойте, есть же расцвет искусств, новые школы, реставрация ваших святынь, не из одних же репрессий состояла та долгая совместная жизнь наша.

Нет-нет, говорят они. Всё истинное, говорят, было убито, а дальше настал сплошной голодомор в 70 лет протяженностью.

Они хотят помнить только муку и зло.

Вовсе не потому, думаю, что им так дорога эта мука. Им просто не хочется никакого примирения. Они хотят войны и подчинения только своей правде. Своей и ничьей больше.

Я бы мог оспорить все эти писания про «вербочки, яички» – но не буду.

Скажу иное.

Вот я дал здесь уже около 200 работ – причем мастеров, мягко говоря, не случайных. Моисеенко, Коржев, Криворучко, Савицкий, даже Ракша, даже мятущийся Попков – это уже не выходцы из Российской империи, это родившиеся в СССР люди, пионеры, комсомольцы, дети сталинской системы, «продукты социализма», вломившиеся в ту эпоху и на определенных этапах оправдавшие её в своем творчестве, как мало кто. Коржев – главный художник послевоенного СССР, Михаил Савицкий – один из главных во всей стране и главный в БССР, Моисеенко – вообще законодатель советских живописных мод. Это советские суперзвезды.

Сказать, что все они писали «вопреки советской власти», могут только полные чудаки. Но у нас имеются и такие! И твердят именно это на чистом глазу, потому что если не твердить про «вопреки» – у них картина мира ломается.

Увы, коллеги, вы не правы. Это главные, говорю, художники страны. Самые маститые, самые именитые. Какое ж тут, дай Господь вам разума, «вопреки».

Следуем далее.

Творили все они примерно половину столетия.

Ну вот у нас уже 33 года, когда творить можно не «вопреки». Когда хваленая ваша «традиция» воссияла и связь времен – с эпохой до февраля 1917 года – наконец восстановилась.

Что такое дала наша живопись соразмерного с библейскими циклами Коржева и Савицкого? Кто сумел поднять традицию до уровня Моисеенко? Кто написал что-то соразмерное с историческими работами Бубнова или того же Ракши?

Я даже, заметьте, сейчас не спрашиваю про Кустодиева, Пластова, Корина и Петрова-Водкина, потому что тут наши оппоненты сразу начинают вертеть хвостом и говорить, что эти художники рождены прежней ещё империей и поэтому они «не считаются» советскими.

(Это, знаете, как если бы я сказал, что Астафьев и Окуджава (или Акунин и Веллер, так ещё смешнее) – всё равно соцреалисты и «советские литераторы», они ж из СССР.)

Ну так где у нас высоты духа, где истинная традиция, раз уж та, что я даю, – никуда не годна?

Ответа не слишком жду и скрывать от вас, что о вас думаю – не стану. Вы не просто с точки зрения культуры как таковой диковаты – потому что вы, конечно же, в целом из тех двухсот работ, что я опубликовал, едва ли знали и дюжину. Помимо того, что вы диковаты, вы к тому ж на удивление, как и оставившие нас поуехавшие либералы, предсказуемы.

Со всеми вашими дидактическими ужимками, со всеми вашими «вопреки» и с привычкой, когда кончаются доводы, сразу давить на «жертвы безбожной власти» и кровавой тряпкой в лицо тыкать: заткнитесь, мол, нехристи, здесь говорить имеем право только мы.

Ну так говорите, я ж вот прошу об этом.

Расскажите мне про ваших живописцев постсоветских, что Коржева, Моисеенко, Бубнова, Щербакова, Стожарова и прочих, не сумевших традицию спасти, оставили далеко позади в нашей новейшей христианской живописной проповеди.

…И если у вас таких имен нет – зачем вы тогда в спор влезаете?

Только не надо слать мне множество новейших изображений церквей и ангелов. Я спрашиваю про шедевры – то, что войдет в антологии, как работы Корина и Коржева. Шедевры есть?

И если нет таких шедевров, может, тогда есть объяснение, отчего в «безбожную эпоху» «вопреки советской власти» они появлялись едва ли не ежегодно, а в нашу эпоху, вашими молитвами, ничего соразмерного никак не нарисуется?

…Ну а пока успокоим нервы и посмотрим очередные работы эпохи безбожия и атеизма.

Аркадий Пластов. «Пасхальный натюрморт». 1920
Аркадий Пластов. «Пасхальный натюрморт». 1920
Павел Корин. «Схимница из Вознесенского Кремлевского монастыря в Москве». 1933
Павел Корин. «Схимница из Вознесенского Кремлевского монастыря в Москве». 1933
Борис Щербаков. «Вода уходит». 1969
Борис Щербаков. «Вода уходит». 1969
Владимир Стожаров. «Псков. Звонница». 1969
Владимир Стожаров. «Псков. Звонница». 1969
 Михаил Отвагин. «Зимний Суздаль». 1972
Михаил Отвагин. «Зимний Суздаль». 1972
Георгий Зайцев. «Микулинский храм». 1973
Георгий Зайцев. «Микулинский храм». 1973
Евгений Спасский. «Что делаешь – делай скорее». 1977
Евгений Спасский. «Что делаешь – делай скорее». 1977
Юрий Ракша. «Поле Куликово». Триптих. «Предстояние». 1980
Юрий Ракша. «Поле Куликово». Триптих. «Предстояние». 1980
Зинаида Зацепина. «Пасхальный натюрморт». 1977
Зинаида Зацепина. «Пасхальный натюрморт». 1977
Дмитрий Бучкин. «Память». 1985
Дмитрий Бучкин. «Память». 1985
Василий Криворучко. «Набат». 1989
Василий Криворучко. «Набат». 1989