«Мы проснулись — везде китайцы». Как скоро придётся действовать России?

250 прочитали
   «Мы проснулись — везде китайцы».
«Мы проснулись — везде китайцы».

Я всегда говорил, что считаю еду одним из видов культурной экспансии. Сразу можно заметить, какое влияние один народ оказывает на другой. Так вот, в центре города китайские забегаловки расположены просто пачками. Слева наливают суп из баранины с лепёшкой китайские мусульмане хуэй, справа предлагают пекинский хот-пот: варить самому себе мясо, прямо — кантонские пельмени с креветками ха гао, сзади — острая сычуаньская лапша даньданьмянь. Хозяева еле-еле говорят на английском — будучи из Китая, они привыкли к своему потребителю. То же самое — с натыканными везде многочисленными мини-отелями с персоналом из Поднебесной. Я зашёл в одну гостиницу, спросил, сколько стоит номер: владелец долго не мог понять, чего мне надо — ведь там останавливаются только китайцы! Турагентства из КНР предлагают поездки в Тибет сильно дешевле, чем местные организации. Зажатый между двумя огромными державами (Китаем и Индией) Непал сотни лет считался вотчиной конкретно Индии, но теперь он постепенно попадает под китайское влияние. Как это получилось и какой урок из случившегося должна сделать Россия? В ситуации разбирался обозреватель aif.ru.

   Фото:  АиФ/ Георгий Зотов
Фото: АиФ/ Георгий Зотов

«Люди страшно перепугались»

Что интересно, исторически у Непала и Китая всегда были плохие отношения. Воинственные племена гуркхов часто воевали с Поднебесной империей, а в 1950 году, едва китайские войска заняли соседний Тибет, Непал испугался угрозы поглощения. «Мои родители говорили: буквально сидели тогда на чемоданах, чтобы бежать в Индию, — вспоминает владелец турагентства Нарендра Абхирадж. — Все обсуждали, что Мао Цзэ-дун открыто сказал в своей книге "Китайская революция и коммунистическая партия" — правильные границы КНР включают в себя Бирму, Бутан и... Непал. Люди страшно перепугались. Думали, утром встанем, а по улицам уже маршируют китайские солдаты». Непал обратился за военной помощью к Индии, та её предоставила, но принялась вмешиваться и в торговлю, и в международные дела королевства, диктуя, что надо делать. Ситуацию усугубили мигранты из Индии, начавшие массово переезжать в Непал. В результате непальский король в 1955 году установил дипотношения с КНР, а также признал Тибет частью Китая. После того как Индия в 1962 году потерпела поражение в пограничной войне с Китаем, стало ясно — если что, Непал больше некому защитить.

Цинично, зато очень верно

В 1996 году в Непале произошло восстание партизан-коммунистов, увлечённых идеями Мао Цзэдуна. Уж, казалось бы, Китай должен встать на сторону непальских товарищей — откровенных маоистов. Королевская армия подавляла мятеж очень жестокими методами, весьма кроваво, и США, Британия и Индия отказались поставлять тогдашнему правительству Непала оружие. Тогда его... поставил Китай. «Я был шокирован, — рассказывает бывший армейский офицер Ашок Бахадур. — Партизаны воевали под красными знамёнами, в домах их командиров висели портреты "председателя Мао", а Китай продавал королю оружие, которым их убивали. В голове не укладывается». Однако для КНР ничего необычного как раз нет — формально Китай поддерживал законное правительство, которое обратилось к нему с просьбой о помощи. Одновременно он помогал и повстанцам — официально только с гуманитарными грузами: хотя ведь где-то оружие партизаны доставали. И где же? В подобном и есть стиль Поднебесной. Китайцы подчёркнуто деликатны и любезны с каждой стороной конфликта (в той или иной мере), выдерживая баланс и выжидая, кто выиграет в затянувшейся борьбе. В 2008 году монархия в Непале рухнула, премьером стал командир повстанцев. Но кто ни займёт по итогу Катманду — Китай окажется победителем в любом случае. Цинично? Зато верно.

   Фото:  АиФ/ Георгий Зотов
Фото: АиФ/ Георгий Зотов

«Они тут почти хозяева»

В магазинах Катманду прилавки завалены китайской одеждой — её значительно больше, чем курток или джинсов индийского производства. За пределами столицы ведутся масштабные стройки — Китай уже обошёл Индию по инвестициям в маленькую республику. Вокруг Катманду строят восьмиполосную магистраль, в провинции — фабрики лапши, мясокомбинаты, электростанции, из Тибета тянут скоростную железную дорогу, в туристическом городке Похара открыли современный аэропорт. Китай охотно предоставляет кредиты на уже известных условиях — все стройматериалы привезут из КНР, а строительство будут вести китайские рабочие. В 2006 году доля товарооборота Непала с Китаем составляла 3%, сейчас — 31% и увеличивается каждый год. Даже в аптеках, где всегда продавались лишь индийские лекарства, появились китайские. «Прошло всего полтора десятка лет, и вдруг оказалось, что мы, индуистское государство, всегда приверженное Индии, внезапно живём в китайских домах, ездим по китайским дорогам, едим лапшу и прилетаем в китайские аэропорты, — делится мыслями бизнесмен Рандир Андрик. — Мы всю жизнь боялись, что придут китайцы. А теперь просыпаемся утром, за окном иероглифы, и все рукоплещут китайским гостям, которые тут уже почти хозяева. Вот интересно, как у них это самое получилось, а? Остаётся развести руками».

«Влияние нельзя отрицать»

— После того как в марте этого года произошли перестановки в непальском кабинете министров, количество коммунистов на ключевых постах в правительстве значительно увеличилось, — отметил в интервью aif.ru посол России в Непале Алексей Новиков. — Многие местные обозреватели не преминули связать это с «рукой Пекина», однако непальские политические деятели в ряд заявляют о том, что это результат внутриполитической борьбы. Несколько показательно, что после назначения на должность министр иностранных дел Непала Нараян Шрестха в качестве страны своей первой зарубежной поездки выбрал именно Китай. Возросшее влияние в Непале Поднебесной, конечно, нельзя отрицать. Однако даже с учётом последних событий Непал вряд ли будет выбирать между двумя своими соседями — в такой конфигурации высока вероятность стать разменной монетой в соперничестве двух великих держав.

   Фото:  АиФ/ Георгий Зотов
Фото: АиФ/ Георгий Зотов

...Вечером в Катманду я варю свинину на хот-поте: в кастрюльке, полной бульона, поставленной прямо на плиту в центре стола в общепите. Вот умеют эти китайцы — вкусно, чёрт возьми. Прямо задумаешься о гениальности пропаганды КНР — вы сами себе готовите еду в ресторане, да ещё и платите за это деньги! Реально завидно, как они действуют, делая так, что даже в государствах, исторически их боявшихся, становится популярным китайский стиль жизни. И дело здесь не только в деньгах — хотя и в них тоже. Китай раскручивает свою еду, товары, культуру, путешествия: «подсев» на дары Поднебесной, какие-то страны вскоре понимают, что больше не могут без этого обходиться. Китая опасаются за его размеры и мощь, но он научился нравиться. Он не делает различий — большое государство или маленькое, а ведёт себя со всеми одинаково: кредиты, рестораны, товары, стройки. Знаете, мы слишком многим предлагаем бесплатную дружбу, а надо искать выгоду, как китайцы. И тогда с нами элементарно побоятся ссориться. Ибо США и Европа такого счастья не дадут.

Читван-Катманду (Непал)

Больше срочных и эксклюзивных новостей — в телеграм-канале АиФ