Недавно прогремела новость о назначении директором Большого театра Валерия Гергиева. При этом он остался и на посту художественного руководителя и генерального директора Мариинского театра. Решила познакомиться с Валерием Абисаловичем поближе и посмотрела несколько интервью с ним. Мыслит интересно. Его самыми яркими высказываниями хочу поделиться. Что откликается у вас?
О фильме «Александр Невский» Сергея Эйзенштейна:
- Обожаю этот фильм, это любовь на всю жизнь, восторг и преклонение. А музыка Сергея Прокофьева к нему – самая великая музыка за всю историю кино.
- Ребенок узнает мир благодаря искусству. Мы должны так делать, чтобы незаметно те старые фильмы входили в жизнь ребенка, начиная с 5-6 лет, когда он уже способен их воспринимать.
- В фильме есть сцена Ледового побоища. И в музыке к этой сцене ты слышишь, как захлебываются крестоносцы, как уходят под лед, слышишь железо. Эта уникальная фантазия и воображение композитора. Я это слышу, значит это должны слышать и 2 тысячи человек в зале, когда я стою за дирижерским пультом. Я должен этого добиться.
О мыслях в музыке:
- Мысль – это то, что заставляет нас прислушиваться. Мысли бывают мудрые, глубокие, блестящие, иногда мысль бывает настолько живой, что тебя поражает: как такое можно сказать. Вот в музыке таких живых мыслей мало.
О том, что такое «театр»:
- Человек, который одарен воспринимать великие произведения, он не может быть равнодушным, когда что-то особенное происходит на сцене. И наша задача, чтобы приходящие в театр люди почувствовали, что они увидели чудесное явление. Часто спектакли нацелены на какую-нибудь обыденность. Иногда быта много. Быт, быт, и вдруг я показываю чудо театра. И это превращение ошарашивает. Вот что такое «театр»!
Об ответственность за свой талант:
- Глупец всегда мнит себя умным, а умный знает, что его талант ограничен.
- Нет людей настолько талантливых, чтобы нести этот дар как манну небесную. Я таких еще не встречал.
- Талант всегда надо шлифовать.
- Есть люди безусловно одаренные, которые расплескали этот талант и не смогли поделиться им с людьми.
О том, как ломались характеры:
- Много людей приходило в Мариинский театр, обладая великолепным голосом. А бывало, есть и голос и внешность. У третьих были и голос, и внешность, и актерские данные. У других и голос, и внешность, и актерские данные, и молодость. И все равно они ничего не добивались, потому что не понимали: трудиться надо без шума и не кричать об этом на весь мир, не читать постоянно о себе отзывы прессы.
- Есть люди, которые обладая великолепными голосами могли увидеть отзыв, а еще не дай бог в английской или американской прессе, которые традиционно считаются важными и после двух-трех негативных отзывов ломались.
О том, считает ли Гергиев себя великим дирижером:
- Великие дирижеры становятся голосом своего времени, голосом своего поколения.
О том, что Мариинский театр должен быть крепостью, когда вокруг все рушится:
- Было время, когда в нашей стране много тяжелого происходило. Я инстинктивно чувствовал, что все рушится, значит надо сосредоточиться на Мариинском театре, чтобы хотя бы эта крепость стояла.
Об удачах и неудачах:
- Дирижер – это стратег. Он должен каждый день давать маленькое сражение за качество. Сраженье – это не трудно. А вот не проиграть войну - это главное, чем я и занимаюсь.
О репутации театра:
- Мнение людей, вот та самая Жар-птица, которую хочется поймать за хвост, потому что репутация театра всегда идет чуть-чуть впереди очередного успеха.
О том, кто же такой дирижер:
- Я в какой-то степени друг и доверенное лицо дирижера. Раз я стою за пультом, я сделаю все, чтобы Прокофьеву не мешали не только музыканты, но даже приглашенные мной режиссеры, художники.