198,9K подписчиков

Жеваный мел и суп без говядины: как в царской России кормили в институте благородных девиц

17K прочитали
В царской России институты благородных девиц считались престижными учебными заведениями, где молодые девушки получали образование и воспитывались в духе высшего общества.

В царской России институты благородных девиц считались престижными учебными заведениями, где молодые девушки получали образование и воспитывались в духе высшего общества. Однако за внешним лоском и строгостью правил скрывались суровые условия повседневной жизни. Одной из наиболее серьезных проблем, с которой сталкивались воспитанницы, было недостаточное и скудное питание. Несмотря на благородный статус и обещания об обеспечении всем необходимым, воспитанницы часто страдали от голода и отсутствия полноценного рациона, что нередко сказывалось на их здоровье и общем самочувствии. Давайте вернемся в те непростые времена, чтобы понять, в каких условиях проходило престижное обучение в России.

Царская трапеза в Смольном институте

В царской России институты благородных девиц считались престижными учебными заведениями, где молодые девушки получали образование и воспитывались в духе высшего общества.-2

Свое питание в одном из самых престижных учебных заведений царской эпохи, Смольном институте благородных девиц, одна из его выпускниц Водовозова Е.Н. описывала следующим образом:

«На завтрак нам давали маленький, тоненький ломтик черного хлеба, чуть-чуть смазанный маслом и посыпанный зеленым сыром, — этот крошечный бутерброд составлял первое кушанье. Иногда вместо зеленого сыра на хлебе лежал тонкий, как почтовый листик, кусок мяса, а на второе мы получали крошечную порцию молочной каши или макарон. Вот и весь завтрак».

Неправда ли это описание напоминает строчки из романа Шарлотты Бронте про жизнь в пансионате Ловуд? Конечно, можно предложить, что оставшиеся две трапезы были лучше, но это было бы большим преувеличением. Так, во время обеда смолянкам приносили суп без говядины, маленький кусок жареной говядины, дрочену или пирожок с мазком брусничного, а иногда черничного, варенья. Помимо этого, утром и вечером воспитанницам щедро предлагали одну кружку с чаем и половинку французской булочки.

«Изнеженные» смолянки

В царской России институты благородных девиц считались престижными учебными заведениями, где молодые девушки получали образование и воспитывались в духе высшего общества.-3

Удивительно, что за два с половиной века в отечественной литературе и общественном сознании закрепился образ девушек-смолянок как избалованных, изнеженных и утонченных дам, склонных к обморокам. Однако некоторые воспитанницы записали воспоминания о проведенным в тех холодных стенах времени, которые рисуют совсем другую картину. Жизнь в этом закрытом учебном заведении была очень тяжелой: отсутствие отопления, голод, запрет на встречи с семьей и унижения. Девочек привозили туда в 6-летнем возрасте, а выпускались они только к 18 лет. Изначально обучение было доступно исключительно дворянкам, но затем в институт стали брать и мещанок.

Екатерина II инициировала женское образование, основав 5 мая 1764 года «Императорское воспитательное общество благородных девиц». В эпоху Просвещения и женщины должны были получать достойное образование. Однако жизнь юных смолянок была печальной, особенно в плане питания. Еда была весьма скромной, и постоянная ругань между девушками из-за лишнего кусочка хлеба происходила изо дня в день. Иногда, чтобы побороть чувство голода, они жевали мел и бумагу. Когда наступал пост, ситуация становилась еще тяжелее: порции уменьшались, а пища оказывалась еще менее аппетитной.

Воспитание настоящих постниц

В царской России институты благородных девиц считались престижными учебными заведениями, где молодые девушки получали образование и воспитывались в духе высшего общества.-4

По воспоминаниям воспитанницы института Е.Н. Водовозовой, пост забирал всю жизненную силу из девушек: порции были совсем крошечными и непитательными. Завтрак в постные дни обычно представлял собой либо шесть маленьких картофелин, либо три средних, с добавлением постного масла, а на второе подавали остатки с тем же маслом или габер-суп. На обед девочкам наливали суп с крупой, а на второе накладывали отварную рыбу, которую они называли «мертвечиной», или три-четыре жареные корюшки, а на третье — крошечный постный пирожок с брусничным вареньем.

Руководство института считало своим долгом воспитать настоящих постниц. По этой причине девушки вынуждены были соблюдать не только Рождественский и Великий пост, но и практически ничего не есть в среду и пятницу. В эти дни они испытывали такой невыносимый голод, что засыпали в слезах, долго мучились на кроватях, испуская стоны и плачь, не в силах уснуть из-за холода и грез о сытых днях.

«Моих солдат лучше кормят»

В царской России институты благородных девиц считались престижными учебными заведениями, где молодые девушки получали образование и воспитывались в духе высшего общества.-5

Стоит отметить, что Смольный институт и аналогичные заведения существовали благодаря меценатам, взносам от семей воспитанниц или ведомств, где служили их отцы. Государство не финансировало такие учреждения. Однако иногда Смольный посещали царь или члены царской семьи, и тогда еда становилась значительно качественнее и вкуснее. По воспоминаниям ученицы Софьи Хвощинской, однажды царь Николай I приехал в 1852 году без предупреждения и сразу направился на кухню.

Как писала в одном из дневников Хвощинская, в тот день визит государя был совершенно неожиданным, и новость о его прибытии быстро распространилась по всему Смольному. Он вошел не через главный вход, а через служебный, и сразу направился на кухню. Это вызвало у одних изумление, а у других — ужас.

«Уже в последствии нам стало известно, что Государь, подойдя к котлу, в котором только что был сварен рыбный суп, точнее, уха, опустил в котел ложку, попробовал довольно жидкое варево и сказал: Даже дешевой такой рыбы пожалели. Ну, а теперь, что на второе? Н-да… Моих солдат лучше кормят!».

Еще больше интересных материалов – в нашем Telegram-канале!

В царской России институты благородных девиц считались престижными учебными заведениями, где молодые девушки получали образование и воспитывались в духе высшего общества.-6