Древний Рим: Купцы, Пираты и Отцы

1,6K прочитали

Первыми хозяевами Рима были лихие торговцы,купцы-пираты и как раз из этих семейств вышли затем все благородные патриции

Первыми хозяевами Рима были лихие торговцы,купцы-пираты и как раз из этих семейств вышли затем все благородные патриции Ведь, все слышали о сенате - главном органе власти в Риме в период республики,

Цикл "Древний Рим от Ромула до Ромула Августула". Глава1 .От каких Отцов произошел Рим

Ведь, все слышали о сенате - главном органе власти в Риме в период республики, но игравшим важную роль и ранее в царский период и позднее в эпоху Империи.

В общем-то, генеалогия Сената очевидна: он - наследник племенного совета старейшин, самого первого органа власти у всех народов. Хотя...именно тут начинаются свои сложности.

Все первобытные племена, а за ними и первые города начинали с одной и той же, самой очевидной, формы правления - собрания всех взрослых членов племени. С наступлением патриархата совет племени стал исключительно мужским, но принципиально это ничего не меняло.

Первыми хозяевами Рима были лихие торговцы,купцы-пираты и как раз из этих семейств вышли затем все благородные патриции Ведь, все слышали о сенате - главном органе власти в Риме в период республики,-2

А вот дальше разные народы и города пошли разными путями. В некоторых, как в большинстве древнегреческих полисов, общие собрания сохранили свою главенствующую роль и этот путь привел к появлению прямой полисной (городской) демократии, самой известной из которых является, конечно, Афинская.

Такой вариант имел свое преимущество в том, что давал максимально широкий доступ к власти всем гражданам. Но при этом, создавалась ситуация постоянной нестабильности, отдавая принятие судьбоносных решений во власть, говоря словами Пушкина, “тупой бессмысленной толпы”. Кроме того, решение многих срочных проблем тонуло в множестве согласований разных интересов, что, во-первых, требовало много времени, которое не всегда было, а, во-вторых, несло в себе постоянную угрозу внутренней нестабильности.

Но главное - такой способ управления было невозможно транслировать за пределы стен отдельного города, на крупные государственные образования. И как раз бурная и закончившаяся крахом история Афинского союза прекрасно это показывает.

У других народов из общих собраний выделились вожди, управлявшие ими и оказывавшие на него всё большее влияние и отсюда начинается путь к монархии. И естественно, что подобный путь избирают большинство народов Востока, где уже сама экстремальность природных условий не позволяет вести долгих дискуссий и требует принятия быстрых и нередко очень жестких решений и тех, кто обладает достаточной властью, чтобы реализовать эти решения без проволочек.

Но вот большинство италийских народов, в том числе римляне пошли, третьим путем.

Пираты Тирренского Моря

Первыми хозяевами Рима были лихие торговцы,купцы-пираты и как раз из этих семейств вышли затем все благородные патриции Ведь, все слышали о сенате - главном органе власти в Риме в период республики,-3

Однако давайте сначала разберемся, кто такие собственно были эти италийские народы. Их было бесчисленное множество, но нас, конечно, прежде всего интересуют те из них, кто составил первое население Рима и те, кто оказал наибольшее влияние на его будущее.

Если отбросить мифологию, которой мы еще уделим немало внимания в других публикациях этого цикла, то Рим возник, как торговый хаб в области Лациум населенной преимущественно латинами.

Однако его население, видимо, сразу было довольно смешанным, что даже нашло свое отражение в рассказе передаваемом, например, Титом Ливием (но не только им) о том, что в Рим по призыву Ромула “от сосед­них наро­дов сбе­жа­лись все жаж­ду­щие пере­мен — сво­бод­ные и рабы без раз­бо­ра, — и тем была зало­же­на пер­вая осно­ва вели­кой мощи”.

Среди первых жителей Рима изначально были далеко не только латины, но и представители соседних италийских народов - сабины и умбры, а также, конечно, лидеры доримской Италии - этрусски.

Это была городская торговая община, состоявшая из лихих купцов-мореплавателей, если не сказать пиратов, самого разного происхождения и их многочисленных семей и рабов, которые в те архаические времена тоже были еще почти на положении членов семей.

Не исключено также, что среди этих купцов-пиратов, были и греки и, что именно от них в благодатную римскую почву упали первые семена версии о троянском происхождении римлян.

Но почему сразу пираты? Ну, во-первых, в те времена разница между купцами и пиратами была невелика, они все время менялись ролями. А, во-вторых, само расположение Рима подсказывает все выгоды которые можно из него извлечь.

С одной стороны, он находится в центре Италии, рядом с морем, что делает его удобным портом, через который может вестись заморская торговля с внутренними областями Апеннинского полуострова. Преимущественно греческая и финикийская, так что можно сказать, что Карфаген проинвестировал первые шаги своего будущего смертельного врага, а греки оплатили рождение своих будущих завоевателей. Впрочем, до этого всего было тогда еще лет 400.

С другой стороны, Рим находится не прямо на берегу Тирренского моря, а на реке Тибр, в некотором удалении от него. Это делает город как тихой безопасной гаванью для кораблей, где они защищены от морских штормов, так и прекрасным логовом, откуда можно совершать грабительские набеги на проплывающие по морю корабли и куда можно быстро скрыться от погони.

Власть Отцов и Отцы у власти

Первыми хозяевами Рима были лихие торговцы,купцы-пираты и как раз из этих семейств вышли затем все благородные патриции Ведь, все слышали о сенате - главном органе власти в Риме в период республики,-4

Итак, основателями и первыми хозяевами Рима были лихие торговцы и как раз из семейств этих самых купцов-пиратов состояли самые крупные части ранне-римского общества - роды (gentes).

Традиционно римские авторы пишут, что изначально в Риме было 300 родов. Цифра довольно условная и подогнанная под число мест в будущем сенате уже зрелой Республики, когда, собственно первые из этих историков и писали свои труды. Но, скорее всего, она представляет собой “среднюю температуру по больнице” и в начале формирования древнеримской общины этих gentes было меньше, а в конце, где-то к V в до н.э. их было уже больше этого числа.

Эти роды проживали в 3 трибах или, говоря нашим языком, округах. А вот сами трибы были наследниками племенных объединений из которых собрался изначально Рим. Само латинское слово triba означает “племя” и происходит от глагола tribuere - “делить”, прежде всего в значении “делить имущество”. То есть, триба, племя - это то, что владеет отдельным от других имуществом. Отсюда же, конечно и английское tribe - племя.

Эти цифры - 3 трибы, в общем-то, тоже условны, но также и очевидно, что в этих 3 округах проглядывают места поселений трех главных диаспор, на которые делилось первое население Рима.

Согласно римской исторической традиции, древнейшее население Рима делилось на три трибы — Рамны (триба латинов), Тиции (сабинов) и Луцеры (этрусков).

И эти трибы, что важно, играли, в том числе, роль избирательных округов.

Каждая триба делилась на 10 курий, аналог наших кварталов, но населённых несколькими большими семьями. И именно курия голосовала на многочисленных выборах проходивших в Риме и количество голосов курий учитывалось при определении победителей: одна курия - один общий голос.

В некоторых, особенных случаях, римляне голосовали еще и по центруриям, но об этом, уже как-нибудь в другой раз.

Курии состояли из семейств (familiae) - главной ячейки римского общества, сменившей в процессе распада изначальных племенных отношений род. И главами этих семейств были те самые купцы-пираты, называвшиеся - “отцами семейства” или по-латыни paterаfamilias. Соответственно, все члены их семейств, находившиеся под их властью назывались “патрициями”, то есть принадлежащими “отцам”.

Каждая фамилия была отдельным замкнутым миром, в котором всей полнотой власти обладал отец. Рим с самого своего начала и почти до конца - Patria (отечество)- государство отцов.

Никто, в том числе и государство, не мог вмешиваться в то, что происходит внутри семьи. Отец имел право даже на убийство любого члена семьи и не подлежал суду за это. Парадокс: за убийство или порчу раба он должен был отвечать перед законом (чаще всего заплатить штраф), а за убийство члена семьи, даже сына - нет.

И власть отца была пожизненной, даже женившись сыновья оставались под их властью. Женщины, либо, входили в семьи мужей и попадали под власть их отцов, либо, если брачное соглашение было составлено соответствующим образом, оставались под властью своих собственных отцов. Но тогда эта власть была выше власти мужа.

Единственное чего не мог отец это заставить развестись ни своего сына с его женой, ни наоборот. В то время как, кстати, для самих супругов этот развод не был большой проблемой и его инициатором мог стать как муж, так и жена. Делалось это очень просто: достаточно было только сказать “ты мне больше не жена/муж” и три дня не ночевать дома.

Но право на такое решение было только у самих супругов. Так что убить сына или невестку (если она после свадьбы перешла в его семью) отец семейства мог, а вот заставить из развестись - нет.

И, кстати, за сексуальное насилие над невесткой отцы семейств, тоже несли ответственность, ибо это считалось инцестом и, соответственно, уже преступлением перед богами.

Но сейчас для нас главное, что именно эти отцы семейств и составляли изначально римский Сенат или совет отцов, который представлял собой совет paterfamilias - глав семей. Эти семьи и их клиенты формировали войско - народное ополчение, которое даже вначале делилось, соответственно куриям, куда были приписаны эти семьи.

Собственно, “центурия” (сотня) - основная единица римского войска - этимологически то же самое слово, что и курия.

Понаехавшие

Первыми хозяевами Рима были лихие торговцы,купцы-пираты и как раз из этих семейств вышли затем все благородные патриции Ведь, все слышали о сенате - главном органе власти в Риме в период республики,-5

Но помимо патрициев в городе были ещё и плебеи. В большинстве своем они происходили из крестьян живших в окрестных селах и торговавших с купеческим Римом. В случае опасности они объединялись с горожанами и также принимали участие в защите города, пополняя патрицианское ополчение, в качестве вспомогательных отрядов.

Однако их отношения не были равноправными, чаще всего крестьянам приходилось торговать себе в убыток, в результате чего они в итоге лишались своей отданной в залог тем же патрициям земли и становились либо безземельными зависимыми батраками на патрицианских землях, либо же приходили жить в сам город.

Кроме того, ряды плеебев пополняли и многочисленные мигранты привлеченные в него растущим богатством торгового города и выходцы из покоренных римлянами соседних племен и городов

Все они получали ограниченные гражданские права. Не будучи членами какой-либо из фамилий, они были лишены доступа в сенат и возможностей влиять на принятие решений в нём.

Также, они не могли воевать в составе основных войск - легионов, состоявших из патрицианских центурий. Во-первых, из-за того, что не были членами фамилии, а во-вторых легионер вооружал себя за свой (и своей фамилии) счет, а у плебеев элементарно не хватало на это средств.

А именно легионерам доставалась главная долю добыча в случае победы на войне, вспомогательным войскам доставались лишь остатки.

Так возникли две главных мечты плебеев, ставшие главным драйвером всей истории Рима до конца периода Республики.

Но об этом мы уже будем говорить подробнее в следующих публикациях цикла “Древний Рим от Ромула до Ромула Августула”.

Подписывайтесь на канал, мы только начинаем и впереди еще много-много подлинного античного рок-н-ролла.

Продолжение. Глава2

Илья Хаськович

Больше Древности каждый день на телеграм-канале “Антика. Собрание древностей”