8K подписчиков

Звезды мировой оперы выступят в «Классике на Дворцовой»

290 прочитали

Свой день рождения, согласно традиции, глубоко созвучной городу, Петербург отметит грандиозным open-air «Классика на Дворцовой». 31 мая 2024 года зрителей ждет встреча с невероятными оперными голосами и погружение в атмосферу изысканного музыкального шоу. Концерт проводится при поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга.

© Пресс-служба проекта «Классика на Дворцовой»
© Пресс-служба проекта «Классика на Дворцовой»

«Классика на Дворцовой» давно приобрела статус одного из современных символов Петербурга и на протяжении вот уже двенадцати лет остается кульминационным музыкальным событием в честь празднования Дня города. В уникальности сценарно-режиссерской идеи и зрелищности «Классике на Дворцовой» нет равных. Каждый номер — полноценный мини-спектакль, сочетающий музыку, виртуозный вокал, танцы и современные медиа-технологии. «Классика на Дворцовой» буквально за руку приводит в оперу тех, кто раньше даже не представлял, как это красиво.

Неизменное кредо проекта — только живое звучание. На протяжении всего вечера 120 музыкантов — оркестр высочайшего уровня и хор —находятся на сцене, обеспечивая практически студийный звук. За дирижерским пультом — один из лучших и востребованных дирижеров страны Артем Абашев. В биографии музыканта — позиции приглашенного дирижера екатеринбургского театра «Урал Опера Балет», Большого театра, выступления на фестивалях «Мариинский», Les Étés de la Danse, на оперных и симфонических сценах Франции, Ирландии, Греции, Вьетнама. Обладая огромным репертуаром — от «хитов» академической музыки до редко звучащих партитур — Абашев делится собственным «кодексом дирижера»: «Для меня исполнить сочинение — это значит заново его написать».

Подчеркнет объем звука, эмоциональную силу звучания Концертный хор Санкт-Петербурга под руководством Заслуженного артиста России Владимира Беглецова — один из известнейших хоровых коллективов Санкт-Петербурга, в исполнении которого помимо обязательных для каждого профессионального коллектива сочинений русских и западноевропейских классиков можно услышать музыку XX века и редко звучащие образцы отдаленных эпох, от кантов петровского времени до недавних опусов Десятникова. Хор с равным совершенством воплощает труднейшие партитуры Танеева и Шостаковича, Стравинского и Шнитке.

Но, конечно, главное украшение программы — уникальные оперные голоса.

Витторио Григоло © Пресс-служба проекта «Классика на Дворцовой»
Витторио Григоло © Пресс-служба проекта «Классика на Дворцовой»

Главная звезда гала — ярчайший тенор вокального Олимпа Витторио Григоло (Италия). Международная пресса называет его «оперным Сорвиголовой» и признает, что в мире музыкального театра ему подвластно всё. Витторио может с легкостью соединить в одном номере оперную арию и рок. Два года назад он буквально взорвал Дворцовую исполнением легендарного хита Фредди Меркьюри «Show must go on». Витторио Григоло действительно отказывается от привычного образа классического оперного вокалиста. Любитель скорости (в юности будущий тенор мечтал стать пилотом «Формулы-1»), он держит целый парк гоночных авто и появляется за штурвалом самолетов, охотно принимает приглашения на ток-шоу, записывает альбомы в жанре classical crossover. А еще занимается живописью и скульптурой, пишет стихи и сочиняет музыку. Сегодня в биографии Григоло — выступления на всех престижных оперных сценах мира. А в его репертуаре — большинство главных теноровых партий, которые певец исполняет с невероятным, порой несколько эпатажным артистизмом. Ведь главное в опере, считает Витторио Григоло, не то, как тенор взял верхнюю ноту, главное — какие эмоции он подарил публике.

Джулиана Григорян © Пресс-служба проекта «Классика на Дворцовой»
Джулиана Григорян © Пресс-служба проекта «Классика на Дворцовой»

Для обладательницы сопрано невероятной красоты Джулианы Григорян (Армения) выступление в «Классике на Дворцовой» — дебют. Именно с такой пометкой — дебют — чаще всего и идут ее выступления на сценах ведущих оперных театров планеты. Джулиана только начинает карьеру. И скорость, с которой певица ворвалась на мировую авансцену, называют феноменальной, космической! В 2022 году выпускница Ереванской консерватории собрала целый букет премий на Международном конкурсе имени Станислава Монюшко, вошла в список «Топ-10 восходящих звезд» по версии портала «OperaWire», из рук Пласидо Доминго получила I премию и Приз зрительских симпатий на Всемирном вокальном конкурсе «Operalia», станет участницей молодежной программы Нью-Йоркской «Метрополитен-оперы». За прошедшие два года ее блистательное сопрано слышали в миланском «Ла Скала», на фестивале в Равенне, в нидерландской Национальной опере, в барселонском Гран Театро дель Лисео, в статусном Гала-концерте «Новые дивы» в Золотом зале венского «Музикферайн», в Реквиеме Верди с Филадельфийским оркестром и знаменитым маэстро Риккардо Мути. В феврале 2024-го Джулиана Григорян стала обладательницей очередной награды — премии Хильдегард Беренс, а в марте дебютировала в «Метрополитен-опера».

Пумеза Матшикиза © Пресс-служба проекта «Классика на Дворцовой»
Пумеза Матшикиза © Пресс-служба проекта «Классика на Дворцовой»

У сопрано Пумезы Матшикизы (ЮАР) говорящее имя. В переводе с южноафриканского языка коса «Пумеза» означает «свершать», «исполнять». Свершений в жизни Пумезы Матшикизы действительно много. Сегодня она — солистка Штутгартской оперы — появляется на сценах Вены, Милана, Ганновера и с неизменным успехом гастролирует по миру. Она родилась в Кейптауне времен апартеида, вместе с мамой и братьями нередко переезжала с места на место в поисках более спокойной жизни. Пела — в школьном хоре и в церкви. Однако хорошим голосом в ее окружении было никого не удивить, профессией это не считалось. Но однажды, вертя колесико радиоприемника, Пумеза наткнулась на «непонятную», непривычную музыку на неизвестном ей языке — арию из оперы Моцарта, и решила: во что бы то не стало, она однажды будет петь также. Ни фортепиано, ни нот, ни учителей — Матшикиза занималась сама, исключительно по слуху, тайком от всех. Учиться профессионально начала очень поздно: в 21 год, поступив на музыкальный факультет в Кейптауне, она все еще не знала нотной грамоты. Дальнейшую судьбу решил случай: однажды ее голос услышал известный южноафриканский композитор Кевин Нолэнс и сам купил ей билет в Лондон, где она продолжила обучение в Королевском колледже музыки.

Майа Гоур © Пресс-служба проекта «Классика на Дворцовой»
Майа Гоур © Пресс-служба проекта «Классика на Дворцовой»

В творческом багаже израильской меццо-сопрано Майи Гоур — партии в операх Россини, Верди, Гуно, Дворжака. Она также охотно участвует в постановках современных авторов — в Нидерландах пела в опере «Скотный двор» российско-немецкого композитора Александра Раскатова по Джорджу Оруэллу, в США — в опере «Полет» британца Джонатана Дава. У нее вообще весьма необычной для оперной дивы бэкграунд: подростком увлеклась джазом, слушала Фрэнка Синатру, Чарли Паркера, Сару Воан, начала выступать в клубах, мечтала учиться джазовому вокалу в США. Имена Пуччини, Беллини или Доницетти были ей тогда вовсе незнакомы. Мир оперы Майя неожиданно открыла для себя, когда ей было почти 20 лет. С тех пор жизнь Гоур резко изменила траекторию. Учиться в Америку она все-таки отправилась. Но не в джазовую школу, а в нью-йоркский Маннес-колледж на факультет академического пения. К моменту окончания колледжа Гоур имела ангажементы в разных американских оперных труппах, опыт выступления на престижном фестивале Иегуди Менухина в Швейцарии, в театрах Неаполя и Осло, в 2020 году певица получила право на стажировку в Датской Национальной опере, в 2022-м завоевала премию «Восходящая звезда» на Международном конкурсе имени Ханса Габора Бельведера в Вене, в 2023-м стала солисткой Кельнской оперы.

Матеус Франца © Пресс-служба проекта «Классика на Дворцовой»
Матеус Франца © Пресс-служба проекта «Классика на Дворцовой»

Голос редкой глубины, артистизм и харизма — бас Матеус Франца обладает всеми качествами оперной звезды. Критики отмечают, что даже в небольшой партии певец приковывает к себе внимание наравне с главными героями спектакля. Его Великий инквизитор в «Доне Карлосе» внушает неподдельный ужас, его дон Базилио в «Севильском цирюльнике» уморительно смешон в своей философии циника и подлеца, его Мефистофель из «Фауста» Гуно являет коварное обаяние зла. Матеус Франца родился и начинал карьеру в Бразилии. В университете учился на факультете хорового и симфонического дирижирования, но еще в студенчестве заявил о своих амбициях вокалиста. После первых успехов в учебных и любительских постановках в 2014 году Франца получил приглашение в труппу театра Сан-Паулу, где появлялся в операх Россини, Верди, Бизе, Рихарда Штрауса. Солировал и на концертных сценах — в кантатах, ораториях, Реквиеме Моцарта, Девятой симфонии Бетховена. В Европе Матеус Франца впервые выступил летом 2021 года, в Австрии. А уже осенью стал ведущим солистом Оперы Берна. В Швейцарии он служит и сегодня.

С дебютом на сцене «Классики на Дворцовой» выступят российские певцы: лауреат Конкурса королевы Елизаветы и Международного конкурса вокалистов Монсеррат Кабалье петербурженка Юлия Музыченко (сопрано), обладатель Гран-При Международного конкурса вокалистов Хосе Каррераса тенор Игорь Морозов, финалист престижнейшего мирового вокального конкурса Operalia баритон Семен Антаков.

Борислав Струлёв © Пресс-служба проекта «Классика на Дворцовой»
Борислав Струлёв © Пресс-служба проекта «Классика на Дворцовой»

Особый гость программы этого года — виолончелист Борислав Струлёв — «единственный виолончелист в мире, кто может петь на своем инструменте, как Паваротти». В списке сцен, на которых довелось играть Бориславу Струлёву — нью-йоркский Карнеги-холл, вашингтонский Кеннеди-центр, филармонические залы Москвы, Петербурга, Вены, Парижа. «Задача артиста создавать свое, а не копировать предшественников», — так считает виолончелист Борислав Струлёв. И он создает! Новые форматы, новые проекты, новые локации, новые жанры. В дискографии музыканта — опусы Сергея Рахманинова, Дмитрия Шостаковича, Арво Пярта, с ведущими симфоническими оркестрами мира он исполнял Гайдна, Сен-Санса, Чайковского.
«Виолончель — как голос человеческий, может быть и в песне, и в шансоне, и в арии, и в кантате», — убеждает он, представляя миру микс на грани эпатажа — невероятный сплав классики, джаза, танго и даже рэпа. Неиссякаемой энергии артиста, кажется, хватает на все! Борислав Струлёв был факелоносцем эстафеты Олимпийского огня в Сочи, стал основателем и художественным руководителем масштабного фестиваля Belgorodmusicfest. А еще Струлёв уверен: на виолончели можно не только играть, но и рисовать! Для этого Борислав придумал конкурс художников ArtCelloLab: его участники представляют свои варианты росписи деки электронной виолончели музыканта.

В исполнении международной звездной команды прозвучат шедевры разных эпох: атмосферные арии из опер Моцарта, Верди, Делиба, Россини, Пуччини; фрагменты из оперетт, лирические сарсуэлы, зажигательные неаполитанские песни, а еще — мировые эстрадные хиты и музыкальные легенды ХХ века.

С хореографическими этюдами, бросающими вызов привычному репертуару, на сцене у Зимнего дворца выступят танцовщики Театра балета имени Леонида Якобсона, чемпионы мира по танцевальному спорту — команда формейшн «Вера» из Тюмени и Танцевально-спортивный клуб «Дуэт» из Перми, шоу-балеты «Антре» и «Триумф», команда по художественной гимнастике Московской школы олимпийского резерва «Север».

Трансляция шоу будет вестись на большие экраны. Организаторы «Классики на Дворцовой» приготовили для зрителей — грандиозный подарок — уникальную световую сценографию и принципиально новое решение в организации аудио-покрытия Дворцовой площади. А это значит, что шоу будет еще зрелищнее, а качество звучания — лучше.

«Классика на Дворцовой» проходит при поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга. Концерт состоится 31 мая 2024 года в 21:30. Вход для зрителей на Дворцовую площадь свободный и будет осуществляться со стороны Дворцового проезда и Певческого моста. Информация о проекте «Классика на Дворцовой» — на сайте classicgala.ru

Читайте по теме на сайте журнала:

«Классика на Дворцовой»: во славу любимого города «Классика на Дворцовой»: шедевры мировой оперы
«Классика на Дворцовой»: музыка, исполнители, репертуар
«Классика на Дворцовой» в честь Дня города звучала online