135,9K подписчиков

Сеул сегодня и в прошлом: о ценах, еде и традициях в свежем рассказе туриста

Каждая страна по-своему уникальна, но азиатские особенно преуспели в том, чтобы удивлять своих гостей. В том числе это можно сказать про небольшую Южную Корею. Столица и крупнейший город этой страны — 9-миллионный Сеул. Свежими фото и впечатлениями о нем на своей странице Туристер.Ру поделился Алексей Панин. Часть его рассказа можно увидеть уже здесь (орфография и пунктуация сохранены), полную версию и продолжение — на странице автора на Туристер.Ру.

Россиянам для въезда в Южную Корею виза не нужна, но нужно оформлять разрешение на въезд K-ETA (Korea electronic travel authorization). Разрешение многоразовое, оформляется на соответствующем сайте, действует 3 года, стоимость 10300 вон. Для оплаты нужна международная карта. Формальный срок оформления до 3 дней, но нам разрешения пришли через полчаса после заявки.
Большинство международных рейсов прилетают в Инчхон. До Сеула ходят автобусы и поезда.
Штамп в паспорт не ставят, вместо него — маленькая вклейка с датой, когда страну нужно покинуть. Вышли, поменяли деньги. Валюта страны — южнокорейская вона. Курс — примерно 70 рублей за 1000 вон.
© Алексей Панин
© Алексей Панин
Будучи при местных деньгах, купили симку. Удалось только со второй попытки...
На второй точке продали 6 Гб на 7 дней за 35 тысяч вон, ужасно дорого. Пластик одновременно является транспортной картой t-money...
© Алексей Панин
© Алексей Панин
Изначально карта пустая, пополнять её можно в автоматах, которые есть на всех станциях метро. Автоматы принимают только наличные, выдают сдачу.
Одна поездка на метро в Сеуле стоит 1400 вон.
Станции Сеульского метро не блещут изыском — все, в целом, одинаковые. Почти в каждом вагоне есть особо выделенные места для беременных, занимать которые не принято.
Самым продолжительным шоу в корейской истории является Nanta (ударение на последний слог). В Сеуле есть 2 частных театра, в которых ставят представление, которое условно можно отнести с мюзиклу.
Мы посетили театр Myeongdong Nanta (читается Мёндон Нанта) © Алексей Панин
Мы посетили театр Myeongdong Nanta (читается Мёндон Нанта) © Алексей Панин
Сюжет представления, вкратце, следующий. Трое поваров занимаются на кухне своими обычными делами, а именно режут овощи. Внезапно появляется их менеджер и на повышенных тонах объявляет, что им нужно приготовить гору еды в свадебному ужину в 6 часов вечера. А чтобы им жизнь мёдом не казалось, он оставляет с ними своего юного племянника, которого нужно заодно научить готовить.
Конечно, само шоу я снимать не мог, поэтому просто фото зала. Несмотря на то что показывают шоу по нескольку раз каждый день, зал к началу был полон, причём в основным были местные © Алексей Панин
Конечно, само шоу я снимать не мог, поэтому просто фото зала. Несмотря на то что показывают шоу по нескольку раз каждый день, зал к началу был полон, причём в основным были местные © Алексей Панин
На протяжении полутора часов они под зажигательную музыку рубят в труху овощи, проявляя чудеса акробатики и создавая массу комичных ситуаций. В переводе шоу не нуждается т. к. единственная фраза, которая звучит во время него — «six o’clock».
В Корее довольно остро стоит вопрос с едой. Местная кухня весьма специфична и недешёва. Стоимость порции чего-то мясного в обычном кафе начинается от 10 тысяч вон (700 рублей). При этом не факт что это можно съесть т. к. в целом вся пища очень острая.
Наш ужин и завтрак. Здесь еды на 20 тысяч вон © Алексей Панин
Наш ужин и завтрак. Здесь еды на 20 тысяч вон © Алексей Панин
Питались в основном в маленьких магазинчиках 7-Eleven, CU и подобных. В них много готовой еды — мясо, птица, сосиски, лапша быстрого приготовления, сэндвичи, фрукты.
Лапшу, конечно, нужно заваривать аккуратно. Ту, что нам назвали little spicy, можно было есть насыпав не более 1/3 приправы из пакетика.
Десяток яиц - 238 руб. © Алексей Панин
Десяток яиц - 238 руб. © Алексей Панин
Вообще в плане еды Корея — страна недешёвая. Ниже — несколько фото из большого продуктового магазина на окраине Пусана. В противовес этому музеи дёшевы, цена билета обычно не превышает 3000 вон.
© Алексей Панин
© Алексей Панин
С 1910 по 1945 годы Корея была аннексирована Японией, ряд культурных объектов был утрачен. С 1950 по 1953 здесь бушевала Корейская война, Сеул брали четыре раза, то северяне, то южане. Что не уничтожили японцы, уничтожила война и поэтому как таковых исторических достопримечательностей в городе немного. На юге расположена гора Намсан, что означает просто «южная гора». Это — символ Сеула и корейского народа.
...считалось, что здесь обитают люди со сверхъестественными способностями и синие журавли. Чтобы возродить древнее спокойствие этого места сюда были перенесены несколько традиционных корейских домов.
Дом для представителей высшего среднего класса был построен примерно в 1860 году © Алексей Панин
Дом для представителей высшего среднего класса был построен примерно в 1860 году © Алексей Панин
Следующий дом принадлежал семье Мин... © Алексей Панин
Следующий дом принадлежал семье Мин... © Алексей Панин
Ритуальный дом был построен Юн Тэк Ёном (1876–1935), тестем императора Сунджона (годы правления 1907–1910), для подготовки родовых ритуалов клана Хэпён Юн.
© Алексей Панин
© Алексей Панин
Дом, который был частью большого особняка, принадлежавшего Юн Док Ёну (1873–1940), вице-президенту Королевского тайного совета времен Корейской империи (1897–1910) и дяде по отцовской линии императрицы Сунджонхё, супруге Императора Сунджон (годы правления 1907–1910). Он был построен примерно в 1910 году.
Дом имеет квадратную планировку с внутренним двором посередине © Алексей Панин
Дом имеет квадратную планировку с внутренним двором посередине © Алексей Панин
© Алексей Панин
© Алексей Панин
Также на территории Намсангол Ханок есть живописный пруд, в котором плавают утки и рыба.
© Алексей Панин
© Алексей Панин
Сейчас на вершине горы Намсан расположена Сеульская телебашня, это первая комплексная телебашня в Корее. Она эффективно передает и принимает радиовещательные волны, а также является туристическим объектом, с которого можно любоваться видом в центре Сеула. Ночью она красиво подсвечена.
На вершину башни ходит фуникулёр. Он состоит из всего лишь двух кабинок.
© Алексей Панин
© Алексей Панин
Поэтому, чтобы попасть в них нужно отстоять огромную очередь. Хотя возможно виной тому был вечер пятницы. Местные, похоже, поднимались на фуникулёре, чтобы потом всю ночь гулять по парку, раскинувшемуся на склонах горы.
Людей в кабинки напихивают как сельдей в бочку. Но путь на вершину довольно короткий, можно и потерпеть. Зато поднявшись на неё вы будете вознаграждены видами на ночной Сеул.
Рядом с башней есть беседка © Алексей Панин
Рядом с башней есть беседка © Алексей Панин
В наши дни Сеул — большой современный город. Здесь повсюду высотные здания из стекла и бетона.
© Алексей Панин
© Алексей Панин
Интересно устроены светофоры. Помимо цветовых сигналов на светофорном столбе часто встречается дублирование их прямо на асфальте.
© Алексей Панин
© Алексей Панин
Однако есть в Сеуле и места, где можно окунуться во времена Династии Чосон, существовавшей на Корейском полуострове с XIV по XIX века. Династия была основана королём Ли Сонге в 1393 году. Спустя 3 года было завершено строительство главного королевского дворца Кёнбоккун, название которого означает «дворец величайше благословлённый небесами».
То что мы можем видеть сейчас представляет собой реконструкцию. Оригинальный дворец был снесён во времена японской оккупации 1910–45 годов.
© Алексей Панин
© Алексей Панин
Внутри Зала Кынчонджон установлен трон.
Этот рабочий офис был спроектирован так, что имелся только пол, хотя прилегающие здания, залы Маньчунджон и Чхончуджон, были обставлены и отапливались © Алексей Панин
Этот рабочий офис был спроектирован так, что имелся только пол, хотя прилегающие здания, залы Маньчунджон и Чхончуджон, были обставлены и отапливались © Алексей Панин
Дом Очон демонстрирует черты типичного дома, принадлежавшего местной семье со средним доходом в период позднего Чосон.
© Алексей Панин
© Алексей Панин
На территории, занимаемой дворцом расположен также Национальный народный музей. В нём представлены различные экспонаты, которые позволяют лучше понять культуру Кореи. В первом зале можно увидеть деревянные сторожевые столбы, которые до 1966 года стояли у входа в храм Ссангеса в Хадоне, Кёнсаннамдо.
Это самые старые из всех существующих деревянных сторожевых столбов в Корее. И единственные охранные столбы, головы которых вырезаны из корней деревьев, это придает им величественный вид. На теле написаны буквы «гарамсонсин» (伽藍善神, бог, защищающий храм) и «охосонсин» (外護善神, бог, защищающий храм). Это означает, что эти стражи — божества, защищающие как храм, так и людей, проходящих мимо него © Алексей Панин
Это самые старые из всех существующих деревянных сторожевых столбов в Корее. И единственные охранные столбы, головы которых вырезаны из корней деревьев, это придает им величественный вид. На теле написаны буквы «гарамсонсин» (伽藍善神, бог, защищающий храм) и «охосонсин» (外護善神, бог, защищающий храм). Это означает, что эти стражи — божества, защищающие как храм, так и людей, проходящих мимо него © Алексей Панин
Согласно идеологии конфуцианства эпохи Чосон, наличие сына было очень важно для продолжения семейного рода. Во время беременности семья горячо молилась о сыне вплоть до рождения ребенка. Когда приближалось время родов, родильный зал готовили в главной спальне или комнате будущей матери.
Первый день рождения ребенка по-корейски называется «дол». Его отмечают застольем и пожеланиями, чтобы ребенок прожил благополучную жизнь.
© Алексей Панин
© Алексей Панин
В Корее было принято проводить свадьбу в доме невесты и там же проводить брачную ночь. К концу династии Чосон жених обычно посещал дом невесты, чтобы провести свадебную церемонию, затем супружеская пара возвращалась в дом жениха в день свадьбы или через три дня после него, чтобы официально поприветствовать родителей жениха.
© Алексей Панин
© Алексей Панин
Показанные ниже носилки использовались для транспортировки гроба умершего к местам захоронения. В зависимости от размера его называют большим (тэё) или маленьким (соё). Первоначально носилки доставлялись к месту строительства телегами, запряженными волами, лошадьми или людьми.
Этот экспонат представляет собой носилки клана Чой из Чонджу, Санчхон-гун, Кёнсаннамдо, изготовленные в 1856 году для похорон Чхве Пильджу (1796–1856). Они имеют 4 уровня. Скульптуры людей, зверей и 12 зодиакальных животных размещены на каждом уровне, обозначая божеств, ведущих умерших в загробную жизнь © Алексей Панин
Этот экспонат представляет собой носилки клана Чой из Чонджу, Санчхон-гун, Кёнсаннамдо, изготовленные в 1856 году для похорон Чхве Пильджу (1796–1856). Они имеют 4 уровня. Скульптуры людей, зверей и 12 зодиакальных животных размещены на каждом уровне, обозначая божеств, ведущих умерших в загробную жизнь © Алексей Панин
Дворец Кёнбоккун был окружен высокими стенами с четырьмя главными воротами по четырем сторонам света. Южные ворота Кванхвамун были построены в 1395 году как главный вход во дворец Кёнбоккун.
Сейчас эти ворота выходят на одноимённую Площадь Кванхвамун.
© Алексей Панин
© Алексей Панин
Ранее на месте этой площади располагались многие высшие правительственные организации династии Чосон, в том числе Юкджо (кабинет министров). В 2020–21 годах здесь проводились раскопки в ходе которых были обнаружены различные реликвии, включая дренажные элементы, стены и колодцы.
Сейчас площадь представляет собой довольно большое пространство. С одной её стороны установлен памятник упомянутому выше королю Седжону Великому.
© Алексей Панин
© Алексей Панин
Он был действительно велик. При нём Корея испытала большой культурный подъём, в частности был разработан корейский алфавит хангыль, который используется и по сей день. Ещё его можно увидеть на купюре 10 тысяч вон.
С другой стороны площади — памятник легендарному флотоводцу Ли Сун Сину.
© Алексей Панин
© Алексей Панин
За свою карьеру он не проиграл ни одного сражения, в Корее почитается как «священный герой». Также изображён на монете в 100 вон.
Под площадью расположено что-то вроде культурного пространсва, вход свободный (впрочем в Корее много бесплатных музеев).
В 1616 году был перестроен зал Мёнджонджон — тронный зал дворца Чхангёнгун. Это самый старый из тронных залов сохранившихся дворцов Сеула.
Хотя это простое одноэтажное строение, оно было построено на двухъярусной возвышенной каменной платформе, чтобы придать ему достоинство, соответствующее главному залу королевского дворца © Алексей Панин
Хотя это простое одноэтажное строение, оно было построено на двухъярусной возвышенной каменной платформе, чтобы придать ему достоинство, соответствующее главному залу королевского дворца © Алексей Панин
Ещё одно здание, перестроенное в 1834 году, Тонмёнджон, служило резиденцией королевы. Это важное жилое здание имеет перед собой широкую приподнятую каменную террасу. Центральная часть здания представляет собой зал с деревянным полом.
© Алексей Панин
© Алексей Панин
Выше я уже упоминал, что при Седжоне Великом был разработан хангыль, корейский алфавит. До его появления корейцы писали и читали, заимствуя произношение или значение китайских иероглифов. Поэтому, чтобы писать на корейском языке, нужно было в достаточной степени владеть иероглифами.
Седжон решил создать такой алфавит, буквы которого каждый может легко написать. В результате получился алфавит, в котором написание согласных представляло собой имитацию органов произношения.
© Алексей Панин
© Алексей Панин
Три основных символа гласных — это «ㅡ», «ㅣ» и «·». «·» был задуман для имитации круглого неба, «ㅡ» — для имитации плоской Земли и «ㅣ» — для имитации человеческого существа. Это отражало восточную философию, согласно которой небо, земля и человек являются основой всего сущего.
Современный алфавит содержит 28 букв. При написании их объединяют в слоги. Буквы в слоге пишут сверху вниз, а сами слоги слева направо. В результате написанное внешне похоже на иероглифы.
Сейчас в Сеуле есть Музей Хангыля, вход в него свободный.
Первые классические стихи, написанные на хангыле. Ёнби Эочхонга, 1659 год, реплика © Алексей Панин
Первые классические стихи, написанные на хангыле. Ёнби Эочхонга, 1659 год, реплика © Алексей Панин
Кулинарная книга, написанная на хангыле анонимным переписчиком и содержащая множество рецептов консервированных фруктов в меду, пельменей, блюд на пару и т. д. Приблизительно 1882 год © Алексей Панин
Кулинарная книга, написанная на хангыле анонимным переписчиком и содержащая множество рецептов консервированных фруктов в меду, пельменей, блюд на пару и т. д. Приблизительно 1882 год © Алексей Панин
Король Седжон очень хотел чтобы новый алфавит был доступен каждому, считая что «умный человек может освоить его за одно утро, глупый — за 10 дней». На практике это было достигнуто далеко не сразу, литературная элита Чосон приняла новый алфавит в штыки. Последующие короли слабо поддерживали хангыль, вследствии чего он мало использовался. Династия Чосон пала в 1897 году, а в 1910 году Корею аннексировала Япония. В 30-е годы XX века началась популяризация хангыля как средства противодействия оккупации.
После Корейской Войны 1950–53 годов хангыль, созданный пятью столетиями ранее, наконец стал официальной письменностью на всём Корейском полуострове. Правда сам полуостров теперь оказался разделён на две разные страны.

Полезные сервисы

Текст и фото: Туристер.Ру