Холокост во время Великой Отечественной войны: продолжение

В большинстве крупных городов Прибалтики, Западной Белоруссии и Западной Украины нацисты создавали гетто, которые служили местом изоляции евреев перед их уничтожением. Условия там были ужасные. Уровень смертности достигал астрономических цифр из-за голода, болезней и бессмысленного насилия.

«Рядом с афишей объявление. И смысл его страшен. Инна тянет меня за руку, но я, прикованная к афише, вслух читаю, что граждане еврейского происхождения должны зарегистрироваться в юденрате и жить в специально отведенном для них районе, в гетто.

«Жиды», «гетто» — слова обжигают, вызывают боль и обиду, как леще чип а.

— А что такое жиды? — спрашивает меня Инна.

Слезы застилают глаза…

— Это злое, мерзкое слово. Тех, кто обзывает им людей, отдают под суд и штрафуют.

— И немцев отдадут под суд? — спрашивает сестренка.

— Отдадут обязательно.

…На соседнем доме снова объявление: «Жиды и коммунисты обязаны…»»

В 1943 г. при отступлении немецкой армии нацисты решили ликвидировать все оставшиеся на оккупированной советской территории гетто, а их жителей уничтожить.

В большинстве крупных городов Прибалтики, Западной Белоруссии и Западной Украины нацисты создавали гетто, которые служили местом изоляции евреев перед их уничтожением. Условия там были ужасные.

В некоторых литовских и украинских городах и местечках кровавые погромы устраивали сами местные жители, часто вдохновляемые и поощряемые немцами, но иногда действовавшие и по собственной инициативе, еще до их прихода. «Айнзатцгруппы» набирали местных националистов в отряды вспомогательной полиции, которые принимали участие в массовых расстрелах, а порой играли в них ведущую роль. Часто эти люди хорошо знали тех, кого убивали, - своих земляков и соседей. Месть евреям, которых считали приспешниками советских оккупантов, жажда завладеть еврейским добром и застарелый антисемитизм – вот причины участия коллаборационистов в массовых убийствах.

«…Евреи Минска были изолированы от большинства людей и в тот момент, что было глубоко ранее спрятано, вышло наружу. Друзья больше их не признавали. В смешанных семьях стал постоянным факт того, что жены внезапно выдавали своих мужей или наоборот мужья жен…».

Например, Мирьям Паперна из деревни Давыдовка под Минском выдала ее свекровь белоруска. В Минске местная белоруска, которая увидела, что ее муж-еврей убегает из немецкого окружения и возвращается в город, кричала «Лови еврея!» В Борисове открыто жители-белорусы кричали: «Пусть евреи сдохнут, они наделали много вреда!» Также в Борисове белорусские полицейские следили за заселением евреев в гетто. Они во время облав выгоняли евреев из их домов, загоняли их в ямы, охраняли эти ямы и затем расстреливали. Очень часто белорусы расстреливали евреев без немецкого надзора. Так было в г. Чаусы Могилевской области. Там командир местной полиции Данилов лично руководил уничтожением еврейских семей. В Минске еврейка, которая до войны работала врачом-педиатром, возвращаясь в гетто с трудовой колонной, узнала среди своих белорусских полицейских, что стояли на тротуаре, своего бывшего пациента, которому когда-то до войны спасла жизнь. Она подошла к нему и попросила о помощи. Полицейский оттолкнул ее на землю и ударил, причем ударил ее с такой силой, что она потеряла сознание и с трудом добралась к гетто. Житель местечка Паричи Иван Менц убил свою жену еврейку Фриду Нисман и двух своих детей. Командир полиции города Несвиж Владимир Сенько рассказывал жителям деревни Снов про то, как участвовал в массовом убийстве барановичских евреев в июне 1943 года, как во время акции сам выбрасывал евреев с балконов второго и третьего этажа домов.

В большинстве крупных городов Прибалтики, Западной Белоруссии и Западной Украины нацисты создавали гетто, которые служили местом изоляции евреев перед их уничтожением. Условия там были ужасные.-2

Волны репрессий и гонений, серий арестов, бесчеловечных расправ преследовали еврейский народ на протяжении этого тяжелого времени. Послевоенное десятилетие осталось в памяти советских евреев как эпоха больших надежд, связанных с возвращением к мирной жизни, и в то же время как период тяжелейших испытаний.

Знание и память о Холокосте важны прежде всего для того, чтобы не повторить подобные ужасные события в будущем. Этот ужасный период истории нашего мира стоит помнить, чтобы никогда не забыть о жертвах и страданиях миллионов людей.

Холокост считается национальной трагедией еврейского народа, потому что в ходе этого события была совершена попытка уничтожения еврейского народа как такового. Миллионы евреев были убиты в газовых камерах, расстреляны или погибли от голода и жестоких условий в концлагерях. Это было не только массовое убийство, но и систематическая попытка исчезновения целой нации.

Знание и поминание Холокоста также позволяет нам лучше понять, как могут развиваться ксенофобия, антисемитизм и другие формы ненависти и предвзятости. Такие ужасы не должны никогда повториться, и для этого важно помнить и учиться на ошибках прошлого.

Выполнено в рамках проекта “Музейная история”. Выполнили Мазуренко Анастасия и Юмагулов Данис, студенты группы БЛГ-23-7, преподаватель Артемов Сергей Николаевич.

#музеиМИСИС