Найти тему
Вестник истории

Что восхищало в Толстом Ленина, и как великий писатель относился к революции 1905 г.?

Роман Льва Толстого «Война и мир» стал первой книгой, переизданной в раннесоветский период, когда была проведена реформа шрифта и орфографии. Многие это связывают с тем, что Толстой был одним из любимых писателей Ленина. И действительно, вождь с упоением читал его книги. Однако не меньше его интересовал Толстой с точки зрения идеологической, и в год восьмидесятилетия Толстого Ленин, находясь в эмиграции, написал о нём довольно обширную заметку, разбирая личностные качества и мировоззрение Толстого.

«Зеркало русской революции»

В 1908 году в журнале «Пролетарий» была опубликована статья «Лев Толстой, как зеркало русской революции». В ней лидер большевиков рассматривал Толстого уже не как писателя, но как мыслителя. Казалось бы, это две совершенно разные личности с диаметрально противоположным мировоззрением – глубоко верующий христианин и ярый атеист, выступающий за свержение монархии и уничтожение старых порядков. Тем не менее Ленин решил посвятить Толстому целую статью. В ней он и восхищался писателем, и критиковал его. За что же?

Отмечая безусловное величие и литературный талант писателя, Ленин отмечал, что Толстой отображает «несравненные картины русской жизни», протестует против лжи и ханжества, так укрепившихся в обществе, критикует бесконтрольное обогащение крупной буржуазии и бесправие крестьян. Однако тут же Ленин называет Толстого «истеричным хлюпиком, называемым русским интеллигентом». Не меньшее раздражение у Ленина вызывал тот факт, что Толстой – помещик, да ещё и проповедник «одной из самых гнусных вещей, какие только есть на свете, именно: религии». Религиозность Толстого и его идеи «непротивления злу насилием» претили Ленину, считавшему, что только силой оружия и можно установить справедливый строй и отстоять права народных масс. Позицию Толстого он находит выученной беспомощностью, потому любой, кто её придерживается, автоматически сдаётся на милость буржуазному строю и расписывается в неспособности бороться за свои права.

-2

В то же время, как известно, Толстой сочувствовал революции 1905-07гг. Это явно вступало в противоречие с его мировоззрением. Ленин, однако, считал это закономерностью:

«Противоречия во взглядах Толстого <...> — зеркало тех противоречивых условий, в которые поставлена была историческая деятельность крестьянства в нашей революции».

Разумеется, писатель, по словам Ленина «не мог абсолютно понять ни рабочего движения и его роли в борьбе за социализм, ни русской революции». Это Ленин видит отражением противоречий самой русской революции, которая не могла бы никогда победить, не сделав работу над ошибками, ведь без этого революция либо провалится, либо превратится в нечто, противное её природе. В данном случае, Толстой, по мнению лидера большевиков, отражал несознательную крестьянскую массу:

«Толстой отразил накипевшую ненависть, созревшее стремление к лучшему, желание избавиться от прошлого, — и [с другой стороны] незрелость мечтательности, политической невоспитанности, революционной мягкотелости».

Рабочий класс в то время был малочисленен, зато крестьяне, благодаря духу коллективизма, порождённому общиной, сумели показать отличную самоорганизацию в период, когда в деревнях полыхали имения помещиков и зажиточных крестьян. Именно в них вождь и видел двигатель будущей революции, и именно на них он и планировал опираться в дальнейшем.

Как сам Толстой относился к революции 1905-07гг.?

Надо сказать, Ленин не просто так обратил внимание именно на Толстого. Много кто из современников писателя отражал неприглядную сторону русской действительности, однако Толстой в своих публицистических текстах высказывал не просто сочувствие революционерам – он признавал справедливость их требований. В статье «Великий грех» писатель особо отметил:

«Русский народ <...> продолжает быть земледельческим народом и желает оставаться им».
-3

Писатель считал самым большим злом – лишить народ права пользоваться этой землёй, и чтобы достичь мира и разрешения противоречий, нужно отменить частную собственность на землю и отдать её земледельцам, т.е., крестьянам, в чём его позиция удивительно совпадала с позицией Ленина.

В то же время он считал глупым и недальновидным шагом слепое подражание западному образу жизни, и потому, по его мнению, «русский народ не должен опролетариться, подражая народам Европы и Америки». Однако, при своём неприятии к слепому копированию западного образа жизни, писатель внушает народам России мессианские чувства, и русские, по его мнению, должны стать проводниками идеи «разумной, свободной и счастливой жизни вне промышленного, фабричного, капиталистического насилия и рабства».

Неудивительно, что эти идеи нашли отклик в сердце Ленина, который задался целью устроить мировую революцию и окончательно похоронить капиталистический строй. В этом была ещё одна, и, наверное, главная причина симпатий вождя к Льву Толстому.

(с) Андрей Долохов

Понравилась статья? Тогда, чтобы поддержать нас, можете поставить лайк и подписаться на наш Дзен и Telegram: https://t.me/vestnikistorii

Мы будем очень признательны любой поддержке!