17,5K подписчиков

«Поворот винта» — утонченный и аскетичный британский хоррор

Английский композитор Бенджамин Бриттен не только возродил британское оперное искусство после более чем 200-летнего перерыва. Он в принципе один из немногих композиторов, которые продолжали работать в этом жанре во второй половине ХХ века. Не все музыкальные театры решаются включить в свой репертуар произведения этого выдающегося экспериментатора. А вот в афише Мариинского театра есть две его оперы: «Сон в летнюю ночь» по комедии Уильяма Шекспира и готический хоррор «Поворот винта».

Английский композитор Бенджамин Бриттен не только возродил британское оперное искусство после более чем 200-летнего перерыва.

Наверняка эксперты согласятся с тем, что расцвет оперного искусства приходится на XIX век. Большинство шедевров итальянской, русской, немецкой, французской оперы появились в это столетие. Что касается английской оперы, то её развитие замерло в 20-е годы века XVIII. После «Оперы нищих» Иоганна Кристофа Пепуша, премьера которой состоялась в 1728-м, британцы в этом жанре никак себя не проявляли до того, пока не появился Бендажмин Бриттен.

Его первая опера «Питер Граймс» (1945) по поэме Джорджа Крэбба «Городок» произвела фурор. Бриттен показал себя настоящим новатором. «Широкий охват традиций, которым следует Бриттен, делает музыку его оперы разнообразной и ёмкой в стилевом отношении. Создавая образы беспросветного одиночества, отчаяния, композитор опирается на стилистику Густава Малера, Альбана Берга, Дмитрия Шостаковича. Мастерство драматургических контрастов, реалистическое введение жанровых массовых сцен заставляет вспомнить Джузеппе Верди. Утончённая изобразительность, красочность оркестра в морских пейзажах восходит к импрессионизму Клода Дебюсси. Однако всё это объединяется оригинальной авторской интонацией, ощущением специфического колорита Британских островов» — так оценил произведение советский музыковед Константин Зенкин.

«Поворот винта» — опера, написанная Бритенном по одноименной повести американского писателя Генри Джеймса, была впервые поставлена в Венеции в театре Ла Фениче. Бриттен написал её за четыре месяца по заказу Венецианского биеннале. На премьере оперой дирижировал сам композитор. По мнению британского музыкального критика Фионы Мэддокс, «Поворот винта» — одна из самых драматически привлекательных опер Бриттена.

«Поворот винта» — типичная англосаксонская «страшная история». Молодая гувернантка приезжает в усадьбу Блай, чтобы заняться воспитанием сирот — Флоры и Майлса. Ей удается (или кажется, что удалось) завоевать их доверие. Но неожиданно она убеждается, что дети находятся во власти призраков умерших — лакея Питера Куинта и его любовницы, гувернантки мисс Джессел. Тщетно пытается молодая женщина освободить своих воспитанников от влияния фантомов: дети замыкаются в себе, становятся скрытными, лживыми.

«У Г. Джеймса рассказ ведётся от лица гувернантки, находящейся в состоянии, близком к помешательству. Призраки существуют лишь в её больном воображении, а причина гибели ребёнка совершенно иная. Переключив рассказ в действие, композитор превратил галлюцинацию в реальность. Призраки олицетворяют собой начало, враждебное человеку, власть жестокости и насилия. Борьба гувернантки с ними приобретает значение защиты добра и человечности. Композитор показал разрушение детского мира под воздействием злых сил, неспособность взрослых защитить детей. В какой-то мере тема наваждения, овладевающего сознанием ребёнка, подсказана “Лесным царём” Гёте — Шуберта», — разъясняет советский музыковед Абрам Гозенпуд.

«В идеально выстроенном оперном триллере Бриттена — шестнадцать (8 × 2) сцен, сменяющих друг друга наподобие киноэпизодов. Сцены соединены оркестровыми переходами-интерлюдиями. Вся музыка закручена вокруг стержневой двенадцатитоновой лейттемы, так называемой темы винта. Впервые она звучит в Прологе у фортепиано, возвращаясь затем в серии вариаций. Из нее же вырастают побеги производных мотивов, обеспечивая поразительное музыкальное единство партитуры. Бриттену удалось небывалое – опера в форме вариационного цикла. Последний смертоносный «поворот винта» – пассакалья все на ту же Screw theme в финале, вариации в вариациях. Среди семерых солистов нет ни одного низкого голоса, в вокальном ансамбле отсутствует заземление, вес, опора. В оркестровой яме — всего шестнадцать инструменталистов. Их задача — не только выразить в звуках психические состояния героев, не только напугать мистическими видениями, но и отвлечь жанровыми и пейзажными зарисовками. Впрочем, светлые краски остаются достаточно прозрачными, чтобы под ними проступал все тот же сумрачный фон», — рассказывает музыковед Христина Батюшина.

В Мариинском театре оперу Бриттена «Поворот винта» поставили британские постановщики: Режиссер-постановщик — Дэвид Маквикар, режиссер по пластике — Эндрю Джордж, художник-постановщик и художник по костюмам — Таня Маккаллин, художник по свету — Адам Сильверман. В их прочтении, по словам Батюшиной, «Поворот винта» — «утонченный и аскетичный хоррор, в котором тоскливое ожидание ужаса страшнее самого ужаса».

Премьера прошла в 17 апреля 2006 года. Однако спектакль— репертуарная редкость. Так что есть все основания ближайшим пятничным вечером прийти в Мариинский театр.

Итак, 17 мая 2024 года, старя сцена Мариинского театра — «Поворот винта».

Подготовил Дмитрий Жвания