Найти тему
25,4K подписчиков

Картриджи для винила: размышления на тему

907 прочитали
 Мне часто задают вопросы, какой картридж (или головку, если кому-то такая терминология ближе) выбрать для винилового проигрывателя начального, среднего или высокого уровня и всякий раз, отвечая на...

Мне часто задают вопросы, какой картридж (или головку, если кому-то такая терминология ближе) выбрать для винилового проигрывателя начального, среднего или высокого уровня и всякий раз, отвечая на такой вопрос, я пытаюсь объяснять, что сколь-либо большим специалистом в данной области не являюсь, а любые советы могу дать лишь исходя из собственного опыта, который сравнительно невелик.

Тем не менее пока ни один человек, последовавший моим советам, не в обиде, а значит моё мнение относительно тех картриджей что я считаю хорошими, многие (или даже все) в итоге разделили.

И с одной стороны я не сказал бы, что мне лень каждый раз отвечать на эти вопросы, но с другой - куда проще раз и навсегда отобразить все свои мысли по данному вопросу в одной статье, а потом просто давать ссылку на эту статью. Вот собственно и все причины, побудившие меня к созданию данного материала.

Во времена СССР владельцы проигрывателей винила (и я в том числе) не слишком "заморачивались" по поводу замены картриджей в своих проигрывателях, довольствуясь теми, что установлены "с завода". Причин тому было несколько, но самая главная - одна: кроме отечественных ГЗМ (205,105,005,043 и т.д.) и польской MF купить было нечего, да и вышеперечисленные были в продаже не всегда, а если и были, то только в специализированных магазинах в крупных городах. К тому же далеко не к каждому шеллу можно было "примастрячить" другую головку звукоснимателя без "танцев с бубнами". Помнится я на польское ЭПУ Unitra G-602 пытался установить ГЗМ-005 и в конечном итоге у меня получилось, но повозиться пришлось. Однако результат того стоил - разницу я услышал сразу.

Но году эдак к 1993-му я от виниловой темы отошёл и вернулся к ней на новом витке лишь спустя полтора десятилетия (а пожалуй даже лет через 17-18). Правда начал я с той же вертушки, на какой всё и закончилось в 90-е: с "Электроники-017" и с ней я не экспериментировал - как стояла на ней ГЗМ-005 установленная прежним владельцем, так с ней я её и продал. А вот начиная с Technics SL1210 MK5 начались и эксперименты. Сначала с ММ головками, а затем и с МС.

Но на самом деле "эксперименты" - это слишком громко сказано: я послушал на "Техниксе" с полдюжины ММ-головок и примерно столько же - МС. так что весь мой опыт измеряется цифрой 12 ( ну +/-, если что-то забыл).

Вначале были современные изделия Sumiko Pearl...

Картинка из интернета
Картинка из интернета

... и Shure M97XE

Картинка из интернета.
Картинка из интернета.

Первая из них (по звуку) мне понравилась (не слишком утончённый,но драйвовый, динамичный саунд), а вот изделие легендарного бренда весьма разочаровало: "ШУРик" по звуку - "ни рыба,ни мясо". Детальность вроде чуть выше чем у Sumiko, но динамика отсутствует напрочь. К тому же при сопоставимых паспортных данных по чувствительности, Shure оказалась более тихая (настолько, что ручку громкости усилителя пришлось доворачивать на четверть, чтобы получить ту же громкость что и с Sumiko). Единственный (сомнительный) плюс Shure - упаковка и комплект поставки. Головка шла в красивом алюминиевом кейсе и в комплекте помимо крепежа была кисточка для очистки иглы и шаблоны для точной установки головки.

А вот с винтажной Victor Z1S результат был гораздо интереснее. Правда "ВиктОровская" голова оказалась настолько тяжелее,что для того чтобы сбалансировать тонарм понадобилось вкрутить в его торец дополнительный грузик, по счастью имевшийся в комплекте. На этот момент советую обратить внимание тем, кто покупает "Техниксы" б/у - не всегда эти грузики в комплекте присутствуют. Часто они либо утеряны, либо "зажаты" предыдущими владельцами.

Фото из интернета.
Фото из интернета.

Victor Z1S я слушал с оригинальной вставкой и даже с ней звук был сочный и детальный во всём диапазоне. Но сейчас японская компания JICO выпускает много интересных новодельных вставок (в т.ч. и для Victor Z1S). Владельцы утверждают что с этими вставками головка переходит совсем в другую, более высокую лигу.

И вот как раз со вставкой JICO NEO SAS я в итоге приобрёл винтажную Shure V15 type III и поначалу результат казался мне весьма достойным. Ровно до того момента,пока я не послушал эту головку на другом (более лёгком) тонарме. И вот там она раскрылась полностью, а я понял что от эффективной массы тонарма зависит многое и стал изучать такое понятие как комплианс.

Картинка из интернета.
Картинка из интернета.

Что же касается лучшего результата с ММ - головкой на "Техниксе", то его показала головка ...Technics 205С-II, что собственно вполне логично: такой производитель должен иметь в своём портфолио оптимальные комплектующие для своей продукции.

Фото автора.
Фото автора.

Однако это не означает что равных или превосходящих по уровню Technics 205С-II не существует. Их море. Но я рассказываю лишь о тех, с которыми сталкивался лично.

И, кстати, из советских времён забыл упомянуть головку Ortofon VMS20EO-МКII - ею был укомплектован проигрыватель "Орфей-101", которым я одно время владел. Головка хорошая, но насколько - сказать сложно.В ту пору я мог её сравнить только с отечественной ГЗМ-005.

Фото из интернета.
Фото из интернета.

А к МС-картриджам я пришёл совершенно случайно, хотя, как говорят, "случайность - это непознанная закономерность". Впрочем, в моём случае "непознанного" как раз и не было, а просто так совпало что у приятеля было несколько МС-головок, а у меня на очередном тесте как раз был усилитель SONY (TA-F555ESL) с очень приличным ММ/МС корректором на борту. И вот под этот момент приятель и подгадал, привезя мне для знакомства картридж AudioTechnica AT-33E. Как я впоследствии понял, это был сразу "заход с козырей". Почему? Да потому что отслушанные впоследствии "Деноновские" DL-103(классическая версия из 70-х) и более поздние DL-103LCII и DL-301 так не впечатлили. Впрочем и прослушанная у одного из знакомых дорогущая (по моим оценочным суждениям) DL-1000A не стала для меня ориентиром для будущего апгрейда.

Фото автора.
Фото автора.

Тем не менее DL-103 у меня есть (на всякий случай), а основной до сих пор является АТ-33Е и менять её даже в отдалённой перспективе я не собираюсь - это настолько удачное соотношение качества и цены, что я не уверен, есть ли ещё альтернативы.

Фото автора.
Фото автора.

Но замена ММ-головки на МС имеет смысл лишь в том случае, если у вас есть хороший фонокорректор с МС-секцией. Либо, как вариант ММ - корректор и пассивный МС-трансформатор (но опять же не абы какой). Есть ещё одна альтернатива (не очень распространённая в наше время) : активный усилитель для МС-головок. Но это совсем уж затратное решение. Пока я для себя вывел один проверенный рецепт: связка МС-трансформатора Fidelity Research FRT-3G (у меня в пользовании уже второй такой) с ММ-корректором. Возможно конечный результат и чуть уступает отдельно взятому хорошему фонокорректору с поддержкой ММ/МС (имел возможность сравнить с Luxman E-06 и Accuphase C-220), но незначительно, а финансовый выигрыш при этом весьма ощутимый.

Однако хорошего результата можно достичь и с правильно подобранной ММ головкой - их сейчас "пруд-пруди". Главное знать в каком направлении двигаться. И вот тут тот самый случай когда стоит хорошо изучить опыт других пользователей. Ведь головка звукоснимателя не тот товар, который можно взять на прослушку, а цены на некоторые из них достаточно серьёзные и риск слепого приобретения не всегда оправдан.

В среднем столько сейчас просят за новую Denon DL-1000A. Б\У вполовину дешевле, но это тоже немало.
В среднем столько сейчас просят за новую Denon DL-1000A. Б\У вполовину дешевле, но это тоже немало.

Но вообще, увлечение виниловыми пластинками, никогда не было совсем уж дешёвым удовольствием (если конечно не рассматривать проигрыватели с корундовыми иголками и пластинки фирмы "Мелодия"). И чтобы звук пластинки не просто радовал, а мог конкурировать со звучанием компакт-диска надо не только грамотно подобрать все компоненты винилового тракта, но и финансово в это вложиться достаточно серьёзно. Поэтому тем, у кого такой возможности нет, лучше в эту сторону и не смотреть. Правда есть ещё одна категория людей собирающих винил чисто для эстетики или для антуража. Им порой совершенно не важно как это звучит, но данная статья не для них, а для тех, кому качество звучания далеко не безразлично. Возможно я не всё в этой статье сказал из того,что изначально хотел, но всегда можно внести дополнения либо отредактировав основной материал, либо отвечая на вопросы в комментариях. Поэтому точку я не ставлю: пусть будет многоточие. Во всяком случае пока...