316,3K подписчиков

В 1941 по приказу Мехлиса расстреляли генерала РККА, но его сын докопался до правды: оказалось, что никакого суда и следствия не было!

12K прочитали

Летом 1941 РККА терпела сокрушительные поражения от немецко-фашистских войск, вторгшихся на территорию Советского Союза. Многие историки склонны винить в этом высшее командование, губившее армии в плохо подготовленных и бессмысленных контрударах. Но виновников тогда находили довольно быстро и на более низком уровне, среди генералов, непосредственно руководящих операциями по вышестоящим приказам. За неудачи на фронте в сорок первом были расстреляны десять генералов, причем половина из них без суда.

11-го сентября был расстрелян генерал-майор Василий Софронович Гончаров. Расстреляли его во внесудебном порядке по приказу Мехлиса перед строем штаба 34-й армии в которой он командовал артиллерией. Обвинили его в том, что он не выполнил приказ командования фронта, развалил управление артиллерией, проявил личную трусость и не предпринял никаких действий для спасения материальной части. Что же там было на самом деле с 34-й армией? Давайте по порядку.

Летом 1941 РККА терпела сокрушительные поражения от немецко-фашистских войск, вторгшихся на территорию Советского Союза.

В начале августа армия вошла в состав Северо-Западного фронта. Буквально через неделю, 12-го августа она приняла участие в операции, разработанной Ставкой. Целью этого контрудара был разгром немецких войск в районе Сольцы — Старая Русса — Дно и овладение этими городами. При успехе весь правый фланг Группы армий «Север» оказывался полностью отрезанным от основных сил вермахта.

По планам Ставки 34-ая армия должна была на шестой день после начала операции прорвав фланг 10-го немецкого корпуса продвинуться на 40 километров вглубь обороны. Поначалу все складывалось удачно. Практически не встречая сопротивления уже к 14-му августа, задача была даже перевыполнена. Армия перерезала железную дорогу Дно — Старая Русса, почти замкнула кольцо окружения 10-го корпуса и вышла во фланг немецким войскам, наносившим удар в сторону Новгорода.

Однако, немцы отреагировали достаточно быстро. Для ликвидации прорыва командующий Группой армий Север фельдмаршал фон Лееб снял с новгородского направления дивизию СС «Мертвая голова» и моторизованный корпус из танковой группы Гота. Для поддержки наземных частей с воздуха был переброшен 8-й авиационный корпус Рихтгофена. Руководство операцией возложили на Манштейна.

Пока 34-ая армия пыталась развить успех к западу от Старой Руссы, снятые немецкие части скрытно перебросили восточнее, и они нанесли мощный удар в ее не прикрытый левый фланг. Основная часть 34-й армии оказалась отрезана западнее города и была полностью уничтожена, остатки отошли на юг и были отброшены на исходные позиции.

Основной вклад в разгром армии внес 8-й авиационный корпус, вооруженный, в основном пикирующими бомбардировщиками Ju-87. Пользуясь полным преимуществом в воздухе группы немецких самолетов численностью 80-100 единиц наносили удары по советским частям, наступающим по открытой местности в течении всего довольно продолжительного в это время на севере светового дня. В результате была разбита практически вся артиллерия и танки.

Пикирующие бомбардировщики Ju-87 в атаке. Фото в открытом доступе.
Пикирующие бомбардировщики Ju-87 в атаке. Фото в открытом доступе.
Потери были катастрофическими. К 26-му августа армия потеряла более 60% личного состава (33 500 человек), 90% танков (74 из 83-х) и 84% орудий и минометов (628 из 748-ми). Более того, впервые за войну немцам удалось захватить реактивные установки «Катюша».

Могла ли армия выполнить поставленные перед ней Ставкой задачи? Вряд ли. Наступление было подготовлено плохо. Отсутствовали резервы. Авиационной поддержки не было. Части были не обеспечены зенитной артиллерией и пулеметами. Ну и откровенно плохо сработала разведка. Она не только не смогла определить точного расположения немецких частей, но и не заметила скрытной переброски и сосредоточения значительной группы нацистских войск.

Но это провальное контрнаступление по сути разрушило немецкие планы по захвату Ленинграда в сентябре. На ликвидацию прорыва пришлось перебросить с главного направления удара весьма значительные силы авиации, бронетехники и пехоты. Наступление замедлилось и было выиграно время для организации обороны города.

Но в верховном командовании рассудили иначе. Уже 9-го сентября на Северо-Западный фронт прибыла комиссия из Ставки. В ее состав входили Мехлис (он фактически ею и руководил), Булганин и Мерецков. Мехлису хватило меньше двух суток, чтобы разобраться в сложной обстановке, в которой пришлось действовать 34-й армии и назначить виновных в провале задуманной Ставкой операции.

Первым оказался Василий Софронович Гончаров. Поскольку из-за ударов немецкой авиации армия осталась практически без артиллерии, она не смогла противостоять ударившим в ее фланг танковым и моторизированным немецким частям, что привело к ее частичному окружению и разгрому.

Генерал-майор Василий Софронович Гончаров. Фото в открытом доступе.
Генерал-майор Василий Софронович Гончаров. Фото в открытом доступе.

Расстреляли его по приказу Мехлиса. Уже после войны, в конце пятидесятых, когда по запросу сына Гончарова провели проверку его дела, выяснилось много странностей. В папке с его делом не оказалось ни приговора, ни постановления трибунала, ни протоколов следственных действий. Да и сам приказ о расстреле был оформлен задним числом. Похоже, никакого разбирательства вообще не было.

Итогом расследования был приказ Министра Обороны, подписанный его замом маршалом Коневым:

«…в связи с жалобой сына Гончарова была проведена проверка правильности его расстрела, которой установлено, что никаких материалов, подтверждающих вину Гончарова, не имеется, следствие не проводилось, объяснения генерала о причинах тяжелого положения, в котором оказалась артиллерия армии, проверены не были. Архивными оперативными материалами, имеющимися в Генеральном штабе, вина Гончарова «за неудачи войск 34 армии» также не подтвердилась…
… решение о его расстреле без суда и следствия надо считать необоснованным, принятым без учета всех обстоятельств, в которых действовали войска 34 армии в сентябре 1941 г.
Считать расстрел генерал-майора артиллерии Гончарова Василия Сафроновича необоснованным. Гончарова посмертно реабилитировать».

В сентябре сорок первого деятельность комиссии Мехлиса по расследованию причин разгрома 34-й армии расстрелом Гончарова е закончилась. Уже на следующий день был арестован командующий 34-й армией генерал-майор Кузьма Максимович Качанов.

⚡Больше подробностей можно читать в моём Телеграм-канале: https://t.me/two_wars

Генерал-майор Кузьма Максимович Качанов. Фото в открытом доступе.
Генерал-майор Кузьма Максимович Качанов. Фото в открытом доступе.

Разбирательство шло немного дольше и формальности были соблюдены. Качанова расстреляли только 29-го сентября по приговору трибунала, подписанного всеми тремя членами, в том числе и Мерецковым. Впрочем, в своих воспоминаниях «На службе народу», изданных в Политиздатом в 1968-м году маршал пролил слезу над Качановым:

«Хуже получилось с К. М. Качановым. Л. 3. Мехлис доложил в Ставку о его поведении, и на этом карьера командарма окончилась. На мой взгляд, его судьба могла бы оказаться лучшей, и он ещё проявил бы себя достойным образом. В начале войны многим военачальникам не удавалось сразу наладить дело. Это не помешало им отлично действовать в дальнейшем»

Реабилитировали Качанова тоже в пятьдесят седьмом году. Легче всех отделался командующий Северо-Западным фронтом генерал-майор Пётр Петрович Собенников. Его сняли с должности еще 23-го августа, за две недели до приезда комиссии. Когда Мехлис начал разбирательства он уже командовал 43-й армией Резервного фронта, принимавшей участие в сражении под Смоленском. Правда, в командармах он походил недолго. В начале октября, после разгрома под Вязьмой он был снят с должности и арестован. Приговорили его к пяти годам, но в итоге понизили в звании до полковника и отправили воевать.

Понятно, что война диктует свои законы. Трибуналы должны действовать жестко, но, тем не менее, справедливо. До этой операции под Старой Руссой оба расстрелянных генерала действовали вполне успешно и могли бы еще в этой войне принести много пользы.

Это Владимир «Две Войны». У меня есть Одноклассники, Телеграмм. Пишите своё мнение! Поддержите статью лайком👍

А как Вы считаете, справедливым ли был приговор Мехлиса?