Найти тему
21,4K подписчиков

ВДНХ - тяжёлый путь к красоте через регулярные сносы и перестройки готовых зданий, возведённых в том числе руками заключённых

247 прочитали

В недавней заметке про Москву я предоставил вашему вниманию план прогулки по интересным и не самым известным местам столицы.

То небольшое путешествие закончилось поездкой на монорельсе до ВДНХ. Об этом выставочном комплексе я и хочу рассказать сегодня. Тем более, что побывал я там поздно вечером и увидел здания в подсветке.

В недавней заметке про Москву я предоставил вашему вниманию план прогулки по интересным и не самым известным местам столицы. То небольшое путешествие закончилось поездкой на монорельсе до ВДНХ.

ВДНХ расшифровывается как выставка достижений народного хозяйства. В настоящее время это пространство является крупнейшим выставочным комплексом Москвы. Входит в 50 крупнейших выставочных центров мира.

Помимо прочих на территории комплекса находится 49 объектов, которые были признаны памятниками культурного наследия.

В недавней заметке про Москву я предоставил вашему вниманию план прогулки по интересным и не самым известным местам столицы. То небольшое путешествие закончилось поездкой на монорельсе до ВДНХ.-2

Историческая справка

В 1934 году у руководства страны возникла идея организовать юбилейную выставку к 20-летию советской власти, которая бы отразила положительные стороны проведённой в сельском хозяйстве коллективизации.
В мае 1935 года руководитель архитектурно-планировочной мастерской Моссовета профессор Борис Кондрашов подготовил программу всесоюзного конкурса на эскизный проект генерального плана и павильонов.
Программой был определён перечень зданий будущей выставки. Они разделялись на две группы.
К первой группе относились пять зданий: главное здание выставки — Дворец науки, техники и политики партии; здание демонстрации сельскохозяйственных машин; здание демонстрации тракторов и автомобилей; здание химизации сельского хозяйства и здание электрификации сельского хозяйства.
Ко второй группе - остальные выставочные здания.

В недавней заметке про Москву я предоставил вашему вниманию план прогулки по интересным и не самым известным местам столицы. То небольшое путешествие закончилось поездкой на монорельсе до ВДНХ.-3
Моссовет обязывался к 1 июня 1936 года провести к выставке водопровод, а к 1 июля 1937 - канализацию.
Также необходимо было усовершенствовать транспортное сообщение с будущей выставкой - пустить маршруты городского автобуса, троллейбуса и трамвая.
Сооружения собирали из типовых деревянных элементов, изготавливаемых промышленным способом.
Для строительства ВДНХ был создан 158-й исправительно-трудовой лагерь, строительство павильонов и облагораживание территории объекта велось силами заключённых.

В недавней заметке про Москву я предоставил вашему вниманию план прогулки по интересным и не самым известным местам столицы. То небольшое путешествие закончилось поездкой на монорельсе до ВДНХ.-4

Примечательный факт

Во время грандиозной стройки неоднократно с должностей по разным причинам снимали руководителей различных проектов. Некоторые были расстреляны.

Летом 1937 года в Наркомземе прошли аресты сотрудников, среди которых были и члены выставочного комитета - Арон Гайстер, Яков Збарский, Моисей Калманович; тогда же вышло секретное постановление Бюро Ростокинского РК ВКП (б) «О ликвидации последствий вредительства на строительстве сельскохозяйственной выставки», где перечислялись многочисленные недостатки строительства ВСХВ, многие из которых не имели под собой оснований.
В октябре 1937 года был снят с поста наркома и арестован Михаил Чернов (один из авторов идеи создания ВДНХ), в январе 1938 года - Исаак Коросташевский (начальник стройуправления ВДНХ). Все они вскоре были приговорены к высшей мере и расстреляны.
На должность наркома земледелия и председателя Главного выставочного комитета ВСХВ был назначен Роберт Эйхе, однако и его через несколько месяцев арестовали; председателем комитета стал нарком зерновых и животноводческих совхозов РСФСР Тихон Юркин.

В недавней заметке про Москву я предоставил вашему вниманию план прогулки по интересным и не самым известным местам столицы. То небольшое путешествие закончилось поездкой на монорельсе до ВДНХ.-5

Примечательный факт

В период создания комплекса пришлось снести уже готовые здания (в будущем это делали неоднократно) и выстроить их заново.

После ареста Вячеслава Олтаржевского (главного архитектора выставки) и высылки его в лагерь под Воркутой архитектуру большинства готовых павильонов признали в целом неудачной, а решение некоторых построек - «вредительским».
Так, по мнению заместителя главного архитектора А. Ф. Жукова, павильон Московской области был «декоративно-пряничным», павильон Белоруссии он сравнил с богатым амбаром, а павильон Украинской ССР - «чистая конюшня в большом княжеском поместье».
В итоге было принято решение снести и выстроить заново Главный вход, павильоны «Московская область», «Юго-Восток», «Механизация», «Украинская ССР», «Северное земледелие», «Сибирь» и ряд других; существенной переделке подверглись также павильоны Белорусской ССР, Казахской ССР и республик Закавказья.
В 57 сооружениях произвели замену и усиление фундаментов, в 25 заменили крыши, в 15 - полы.

В недавней заметке про Москву я предоставил вашему вниманию план прогулки по интересным и не самым известным местам столицы. То небольшое путешествие закончилось поездкой на монорельсе до ВДНХ.-6

Выставка была торжественно открыта 1 августа 1939 года. С приветственной речью к собравшимся обратился Вячеслав Молотов, который сказал, что «выставка подводит итог десятилетию, в накале которого крестьянские массы окончательно повернули от мелкого единоличного хозяйства к крупному колхозному хозяйству».

В недавней заметке про Москву я предоставил вашему вниманию план прогулки по интересным и не самым известным местам столицы. То небольшое путешествие закончилось поездкой на монорельсе до ВДНХ.-7

На выставке было представлено 250 различных строений, включая каскады прудов, парки, опытные участки. За 86 дней выставки, которые она проработала в первый год, её посетили более 5 миллионов человек.

В недавней заметке про Москву я предоставил вашему вниманию план прогулки по интересным и не самым известным местам столицы. То небольшое путешествие закончилось поездкой на монорельсе до ВДНХ.-8

В 1940 году выставка открылась 15 мая. За 5 месяцев работы её посетили 4,5 миллиона человек. 1 июля 1941 годы выставку закрыли.

В недавней заметке про Москву я предоставил вашему вниманию план прогулки по интересным и не самым известным местам столицы. То небольшое путешествие закончилось поездкой на монорельсе до ВДНХ.-9

В октябре 1941 года часть сотрудников выставки эвакуировали в Омск, другие ушли на фронт - 123 из них погибли. Пустующие павильоны приспособили под цеха военно-ремонтного завода, склады и казармы.

Некоторые выставочные сооружения были серьёзно повреждены в результате бомбардировок и позднее разобраны.

Многие павильоны, оставшиеся без надлежащей охраны, подверглись порче и разграблению.

В недавней заметке про Москву я предоставил вашему вниманию план прогулки по интересным и не самым известным местам столицы. То небольшое путешествие закончилось поездкой на монорельсе до ВДНХ.-10

В 1945 году к тем зданиям, которые более менее сохранились стали водить экскурсии. Работа выставки возобновилась в 1950 году. С этого времени и по 1954 год комплекс был значительно перестроен.

В недавней заметке про Москву я предоставил вашему вниманию план прогулки по интересным и не самым известным местам столицы. То небольшое путешествие закончилось поездкой на монорельсе до ВДНХ.-11

Руководил реконструкцией академик архитектуры, профессор, главный архитектор ВСХВ Анатолий Жуков и скульптор - Евгений Вучетич, с работами которого мы с вами познакомились ранее.

В недавней заметке про Москву я предоставил вашему вниманию план прогулки по интересным и не самым известным местам столицы. То небольшое путешествие закончилось поездкой на монорельсе до ВДНХ.-12

После ухода Вучетича главным скульптором ВСХВ стал Александр Пекарев. Архитектурный облик выставки изменился коренным образом. Были возведены павильоны прибалтийских республик. Большинство старых павильонов было построено заново.

С 1959 года и особенно в 1963 - 1967 годах выставка подверглась массовой перестройке, связанной с тем, что с 1955 года началась борьба с «излишествами» в строительстве.

В недавней заметке про Москву я предоставил вашему вниманию план прогулки по интересным и не самым известным местам столицы. То небольшое путешествие закончилось поездкой на монорельсе до ВДНХ.-13

Примечательный факт

Массовые сносы конца 1960-х годов.

В 1967 году Советский Союз готовился к празднованию 50-летия Великого Октября в связи с чем выставку решили осовременить. Почти со всех бывших республиканских павильонов были убраны венчающие их гербы, а внутри либо закрывалась, либо уничтожалась внутренняя отделка.
Были перестроены павильоны «Казахская ССР», «Армянская ССР», «Азербайджанская ССР».Разрушен павильон «Грузинская ССР». Снесён ансамбль центральной аллеи. Снесены павильоны «Таджикская ССР», «Туркменская ССР», «Татарская АССР», «Башкирская АССР», «Киргизская ССР» и «Центральные области», а также павильоны «Совхозы» (тогда уже «Транспорт») и «Зерно» («Лёгкая промышленность»).
Позже снесены павильоны «Урал» 1939 года (профессионально-техническое образование), «Мороженое» 1954 года, «Охота» и старейший павильон ВДНХ 1936 - 1954-х «Ветеринария».

В недавней заметке про Москву я предоставил вашему вниманию план прогулки по интересным и не самым известным местам столицы. То небольшое путешествие закончилось поездкой на монорельсе до ВДНХ.-14

В 1965 году началась реализация проекта реконструкции. В результате на выставке появились новые строения.

В середине и в конце 1990-х годов на ВДНХ большинство экспозиций было ликвидировано (в том числе все уникальные объекты, посвящённые комосу - спутники и самолёт 1968 года выпуска, который в 2008 году был распилен на металлолом), а многие павильоны были сданы в аренду под склады и магазины.

В 2013 - 2018 годах на ВДНХ была проведена масштабная реконструкция.

В недавней заметке про Москву я предоставил вашему вниманию план прогулки по интересным и не самым известным местам столицы. То небольшое путешествие закончилось поездкой на монорельсе до ВДНХ.-15

Восстановили и фонтаны.

В недавней заметке про Москву я предоставил вашему вниманию план прогулки по интересным и не самым известным местам столицы. То небольшое путешествие закончилось поездкой на монорельсе до ВДНХ.-16
В недавней заметке про Москву я предоставил вашему вниманию план прогулки по интересным и не самым известным местам столицы. То небольшое путешествие закончилось поездкой на монорельсе до ВДНХ.-17

В настоящее время здесь находится как современные строения так и старые разного времени постройки.

По ссылке вы можете ознакомиться со всеми снесёнными сооружениями. Это почти 60 зданий, которые не сохранились до наших дней!

Например, утраченный павильон "Мороженое".

В недавней заметке про Москву я предоставил вашему вниманию план прогулки по интересным и не самым известным местам столицы. То небольшое путешествие закончилось поездкой на монорельсе до ВДНХ.-18

Но даже то, что сохранилось производит неизгладимое впечатление!

В недавней заметке про Москву я предоставил вашему вниманию план прогулки по интересным и не самым известным местам столицы. То небольшое путешествие закончилось поездкой на монорельсе до ВДНХ.-19

Мы провели на ВДНХ порядка 3-х часов, просто гуляя по территории, но всё не увидели. При этом не зашли ни в одно здание! То есть здесь и одного дня (я бы даже сказал недели) не хватит, чтобы всё осмотреть здания с интерьерами и посетить все музеи и выставки.

В недавней заметке про Москву я предоставил вашему вниманию план прогулки по интересным и не самым известным местам столицы. То небольшое путешествие закончилось поездкой на монорельсе до ВДНХ.-20

ВДНХ - это, конечно, поражающий своими масштабами объект, на котором я побывал впервые.

В недавней заметке про Москву я предоставил вашему вниманию план прогулки по интересным и не самым известным местам столицы. То небольшое путешествие закончилось поездкой на монорельсе до ВДНХ.-21

Ещё несколько фотографий.

В недавней заметке про Москву я предоставил вашему вниманию план прогулки по интересным и не самым известным местам столицы. То небольшое путешествие закончилось поездкой на монорельсе до ВДНХ.-22
В недавней заметке про Москву я предоставил вашему вниманию план прогулки по интересным и не самым известным местам столицы. То небольшое путешествие закончилось поездкой на монорельсе до ВДНХ.-23
В недавней заметке про Москву я предоставил вашему вниманию план прогулки по интересным и не самым известным местам столицы. То небольшое путешествие закончилось поездкой на монорельсе до ВДНХ.-24
В недавней заметке про Москву я предоставил вашему вниманию план прогулки по интересным и не самым известным местам столицы. То небольшое путешествие закончилось поездкой на монорельсе до ВДНХ.-25
В недавней заметке про Москву я предоставил вашему вниманию план прогулки по интересным и не самым известным местам столицы. То небольшое путешествие закончилось поездкой на монорельсе до ВДНХ.-26

На этом у меня всё! Очень рекомендую это место к посещению!

В недавней заметке про Москву я предоставил вашему вниманию план прогулки по интересным и не самым известным местам столицы. То небольшое путешествие закончилось поездкой на монорельсе до ВДНХ.-27

Адрес: пр. Мира, д. 119 строение 228

Координаты: 55.826398, 37.637875

Если вам интересно узнавать о подобных местах, то ставьте лайки (чтобы моя заметка не исчезла из рекомендаций)! Рассказывайте друзьям о моём блоге! Подписывайтесь на канал!

В недавней заметке про Москву я предоставил вашему вниманию план прогулки по интересным и не самым известным местам столицы. То небольшое путешествие закончилось поездкой на монорельсе до ВДНХ.-28

Поддержать автора (на развитие краеведческого проекта)

2202 2035 0221 4457 (Сбербанк, Еверзов Олег Андреевич)

Яндекс-кошелёк Юмоней

В недавней заметке про Москву я предоставил вашему вниманию план прогулки по интересным и не самым известным местам столицы. То небольшое путешествие закончилось поездкой на монорельсе до ВДНХ.-29

Впереди будет много интересного со схемами, картами и координатами!