Найти тему

Боевое братство - это навсегда

Присяга срока давности не имеет Боевое братство - это навсегда Встретиться с бойцами из Усинска, принимав­шими участие в специальной военной операции, и написать о них мне предложила Елена Ринатовна

Присяга срока давности не имеет

Боевое братство - это навсегда

Встретиться с бойцами из Усинска, принимав­шими участие в специальной военной операции, и написать о них мне предложила Елена Ринатовна Тумашова, медсестра Верхнеусинской участковой больницы:

- Приезжайте к нам. Наши парни достойны, чтобы о них написали, чтобы о них знали. Ре­бята-контрактники принимали участие в СВО с начала объявления мобилизации. Все с честью, мужеством и героизмом исполняли боевые задачи. А мы их ждали, молились и верили…

Конечно, еду, знаком­люсь: Максим Алексан­дрович Терских, Сергей Иванович Теплых, Максим А л е к с а н д р о в и ч И ш к о в , Сергей Николаевич Ба­баков, Валерий Аликович Дуужик, Максим Александрович Проснев, Герман Седип-Оолович Сонам.

За круглым столом мы пьём чай и беседуем.

- Спасибо, что согла­сились встретиться. Вы такие красивые, мужественные! Когда я поехала к вам, руководитель Ко­митета Семей Воинов От­ечества по Ермаковскому району Светлана Штейн­берг меня попросила об­нять вас всех и передать слова сердечной благо­дарности за вашу работу! Она возит гуманитарный груз ребятам на Донбасс и не понаслышке знает…

Ребята, скажите, по­чему вы приняли решение пойти на СВО? К сожале­нию, можно иногда услы­шать обывательское: «За деньгами».

- Это внутренне что - то, наверное. Когда всё началось, мы следили за новостями по телевизору, смотрели сюжеты на эту тему. Из них получали ин­формацию о происходящем. После обсуждали. Мнения у людей разные были. Но, как говорят, «лучше один раз увидеть, чем сто раз услы­шать». Решил сам принять участие в этом, чтобы споров больше на эту тему не было, - начал разговор Герман Седип - Оолович Сонам .

Его дружно поддержали остальные бойцы.

- Я как бы не из новостей знал, что там происходит. У меня там много друзей, со­служивцы там. Я от них знал. Как сказать, почему? Нашим детям дальше жить. Нацизм надо искоренять, - продол­жил Сергей Николаевич Бабаков.

- Я вслед за двоюродным братом пошёл. Мы с ним до СВО в Мурманске работали. Он раньше ушёл. Когда я потом приехал, давай искать его. К командиру своему за помощью обращался. По­том узнал, что брат ранен, в госпитале лежит. Мы с ним чуть-чуть, на десять дней, разошлись. Были буквально на одной позиции. Я и по госпиталям его искал, но встретились мы только в Усинске, - добавляет Сер­гей Теплых.

- Вот вы там, в боевых действиях…

Бойцы начинают де­литься:

- Когда приехали, то ещё не понимали, где мы на­ходимся, куда, что. Потом привезли экипировку, пита­ние, приехали командиры. Началась подготовка, учёба. Потом приказ на боевой выход. Вышли на работу. Только потом уже пришло осознание происходящего: где мы, зачем мы и что мы.

- Были моменты: «За­чем я сюда?»

- Нет. Там ни сожале­ния, ни раскаяния «зачем я сюда?», а страх был. Когда хлопки, выстрелы, прилёты, страх был, большой страх. Потом его контролировать начинаешь. Но он никуда не исчезает. Просто держишь его, не даёшь ему овладеть тобой.

- Седип - Оолович, я знаю, что Вы были в Аф­гане.

- Да, был. Но по сравне­нию с Афганом, конечно… Афган — это как туризм по горам. Бои были ред­ко. Начинаешь подходить к душманам, они сразу откатываются. Столкновения редко были. А тут каждый день. Сразу то двухсотые, то трёхсотые.

- Повторю вопрос. Вы уже воевали, Афган за плечами, а почему опять туда?

- Вот у меня тоже там спрашивали: «Куда тебя, старый, занесло?» Я отвечаю, что пути господни неисповедимы. Не зна­ешь, когда и где окажешь­ся. Присяга срока давно­сти не имеет. Я солдат, рядовой солдат.

- Ранения были? Когда бойцы получают ранения, всё зависит от ангела в виде медика, который ря­дом окажется?

- В первую очередь всё зави­сит от самого себя. Первую помощь в первые минуты оказываешь сам себе.

У меня было тяжёлое ра­нение. Миномёты тогда нас накрыли. Когда я сгруппиро­вался, бронежилет со спины задрался и два осколка в поясничный отдел зашло, ну, и «поиграли» внутри меня. Получив ранение, я встал и своим ходом около двух часов добирался. Потом меня встретили наши парни. Там был боец с позывным Тувинец, вот он оказал мне первую помощь. Пластыри наложил, подхватил меня, позвал товарища. Вот они вдвоём и донесли до маши­ны. Потом, конечно, уже и врачи, и госпитали, - ответил Максим Терских.

- В окопах атеистов нет?

- Нет. Кто-то сказал: «Не бывает атеистов только под огнём». У каждого с собой икона есть. Там без этого никак.

- Сейчас в Усинске бу­дет строительство Храма Святителя Николая Чудо­творца. Уже икона Николы Таёжного есть. Священник Андрей Гребенюк прово­дит службы, крещение усинцев. Вы будете при­нимать участие в строи­тельстве храма?

- Конечно, будем помо­гать. Построим обязательно. Всем миром построим. Это благое дело. Раньше прихо­да своего не было и батюш­ки, а теперь всё хорошо, и храм будет в Усинске.

- Есть личная история, которую не забудете?

- У каждого своя. Я, на­верное, не забуду, как в день рождения, 23 марта, силь­нейшие обстрелы были. Так что, свой день рождения под столом в школе встречал.

- День, когда мы людей спасали, раненых людей. Трёхсотых вытягивали, это самое запоминающееся.

- Обычно первый бой запоминается.

- Да, помнить буду как трёхсотых вытаскивали. В безопасное место дотащишь и молишься: «Слава Богу, живым дотащил!».

- Сны сняться там?

- Нет, в основном, нет. А если и снятся, то их не запоминаешь. Наверное, это защитная реакция организ­ма. И это правильно.

- Гуманитарную по­мощь получали?

- Да, конечно. Всё по­лучали.

Елена Ринатовна до­бавляет:

- Да, мы отрабатыва­ли заявки наших земляков. Собирали всё, что было необходимо. Через Светлану Штейнберг отправляем на Донбасс нашим парням. Она всё доставляет адресно, все посылки. Вот осенью, когда мы танкистам собирали всем селом, чего мы только тогда не положили! Было топлёное масло. Оно сильно понрави­лось бойцам. И вот они про­сили, если можно, отправить побольше.

- Я хотела спросить ваши позывные.

- Мичман, Тёркин, Фея, Октябрин, Тёпа, Нифрит, Вакин.

- Как дают позывные?

- Могут присутствовать личностные качества, долж­но быть что-то отличитель­ное. Позывные не должны повторяться. Это самое глав­ное. Если сам не придума­ешь позывной, то тебе его дадут. Позывные забиты в компьютер, и они не должны повторяться. Между собой мы тоже друг друга называем позывными. Бывает даже и имён не знаем друг друга, только позывные. Говорят, нельзя менять позывные - примета плохая.

Я спросила ребят про боевое братство, о том, поддерживают ли они связь со своими товарищами. На что мне все ответили утвер­дительно. Сказали, что это теперь навсегда. И в гости к своему боевому другу в Усинск приезжал боец с по­зывным Муса. Они вместе получили ранения. Да, бое­вое братство - это навсегда.

Я слушала бойцов и дума­ла: они такие молодые, кра­сивые, сильные, настоящие. Проверенные боем, болью, страхом. Готовые в любою минуту встать на защиту сво­ей страны, своих людей.

Ольга Чернышева,

фото автора