«Тест» на классику Карлсен прошел лучше всех. Оказалось, он знает всё – от Стейница до Каспарова

Магнус Карлсен, избавившись от явно тяготившего его титула «чемпион мира», в последние пару лет кайфует по полной программе: он играет и побеждает во все виды шахмат.

Магнус Карлсен, избавившись от явно тяготившего его титула «чемпион мира», в последние пару лет кайфует по полной программе: он играет и побеждает во все виды шахмат. Так, ни у кого похоже нет сомнений, что его трофейную комнату вот-вот пополнит очередной трофей – по не существующим «шахматам Касабланки», который разыгрывает ФИДЕ в Марокко.

Когда-то юного Карлсена обвиняли в том, что он напрочь не знает классики… С годами стало совершенно очевидным, что у него, наверное, лучшая шахматная память в мире, он помнит и знает абсолютно всё, что стоит знать об этой игре. Кажется, разбуди его ночью и спроси: как сыграл Стейниц в такой-то партии в матче против Чигорина в Гаване 1889 года, – и услышите верный ответ. Поставите перед ним позицию из победного для Каспарова матча с Карповым 1985 года, – и получите точную цепочку ходов из самой актуальной тогда схемы сицилийской защиты. И даже матч за корону среди женщин, в котором Се Цзюнь одолела Галлямову будет ему хорошо известен, – и Магнус будет довольно хорошо знать, что надо делать дальше.

Кем при этом будут его соперники, что они думают о тех же позициях, как Маг расправится с ними, – не столь уж важно! ФИДЕ выбрало для него более чем достойных: Ананда, Накамуру, плюс лучшего шахматиста Африки Сальма. Магнус легко ушел от них как от стоящих. Виши и Наку победил, с Амином сделал ничью, за три тура получив преимущество в целое очко.

По условиям все позиции должны были иметь компьютерную оценку «0.00», но это нисколько не помешало ему разгромить белыми Ананда «в стиле Чигорина», найдя яркую тактическую идею, осуществить мощный прорыв по центру и «уравнять как Се» с Амином, а затем суметь «улучшить Каспарова» и заставить дрогнуть белого Накамуру, который просто не понимал, о чем в первую очередь ему надо беспокоиться и не смог исполнить «механику Карпова».

Весь день Карлсен, погруженный в историю, буквально светился от творческого удовольствия: «В современных шахматах ты очень редко можешь получить такие игровые позиции, так что я наслаждался! И это совпало с приятными воспоминаниями о шахматах прошлого века!»

Нельзя сказать, что остальные участники испытывали такой же творческий восторг, и из трех оставшихся партий результативно завершилась только одна – Накамура победил Амина.

Сегодня ностальгический праздник шахмат продолжится… Посмотрим что устроит Магнус во втором круге, какими историческими воспоминаниями порадуют Народницкий и Густафссон, которым выпала честь выбрать тематические позиции «шахмат Касабланки».