105 подписчиков

Обновленная постоянная экспозиция в Новой Третьяковке - Искусство ХХв.

Наконец я побывала на Крымском валу на обновленной экспозиции "Искусство 20 века", которая занимает третий этаж.

Сказать, что мне понравилось - ничего не сказать. Полный восторг!

 Наконец я побывала на Крымском валу на обновленной экспозиции "Искусство 20 века", которая занимает третий этаж. Сказать, что мне понравилось - ничего не сказать. Полный восторг!

Во-первых, расположение картин изменилось, стало единым целом, развивающимся одно из другого.

Открывается выставка ярким "Купанием красного коня" Петрова-Водкина и авангардистами Гончаровой и Ларионовым.

Далее панорама разнообразных художественных объединений 1910-х годов — от «Союза молодёжи» до «Бубнового валета» — и знаменитые полотна А.В. Лентулова, И.И. Машкова, П.П. Кончаловского и других «валетов».

Одна из лучших в этом ряду работ Лентулова – написанная в 1913 году картина «Василий Блаженный». Художник не уставал восхищаться этим памятником. Рассказывая о его работе над «Василием Блаженным», дочь художника Марианна Лентулова вспоминала, что отец хотел увидеть собор как бы «сразу отовсюду», со всех сторон. «Десятки раз ходил он кругом него, запоминал его причудливые ракурсы, стараясь передать эту сказочность, эту безудержную фантазию формы и цвета». Художник не изображает храм, он пишет причудливую фантазию на тему уникального произведения мировой архитектуры – ведь замысел и воплощение Покровского собора тоже поистине фантастичны. В начале ХХ века Лентулов новыми живописными средствами продолжает мысли древнерусских зодчих, объемно-пластическое чудо XVI века претворяется в двухмерном пространстве картины. Вместо объема на холсте – невероятное богатство звучащего цвета. В «Василии Блаженном» художник еще решительней, чем в других картинах, использует коллаж – золотую фольгу, из которой он вырезает звезды, наклеенные на купола.  С сайта https://my.tretyakov.ru/app/masterpiece/11078
Одна из лучших в этом ряду работ Лентулова – написанная в 1913 году картина «Василий Блаженный». Художник не уставал восхищаться этим памятником. Рассказывая о его работе над «Василием Блаженным», дочь художника Марианна Лентулова вспоминала, что отец хотел увидеть собор как бы «сразу отовсюду», со всех сторон. «Десятки раз ходил он кругом него, запоминал его причудливые ракурсы, стараясь передать эту сказочность, эту безудержную фантазию формы и цвета». Художник не изображает храм, он пишет причудливую фантазию на тему уникального произведения мировой архитектуры – ведь замысел и воплощение Покровского собора тоже поистине фантастичны. В начале ХХ века Лентулов новыми живописными средствами продолжает мысли древнерусских зодчих, объемно-пластическое чудо XVI века претворяется в двухмерном пространстве картины. Вместо объема на холсте – невероятное богатство звучащего цвета. В «Василии Блаженном» художник еще решительней, чем в других картинах, использует коллаж – золотую фольгу, из которой он вырезает звезды, наклеенные на купола. С сайта https://my.tretyakov.ru/app/masterpiece/11078

В отдельном зале объединены работы «амазонок авангарда» — А.А. Экстер, О.В. Розановой, Л.С. Поповой и В.Е. Пестель.

Попова Л.С. "Скрипка". Объект изображения – скрипка –синтезируется, собирается из разнотипных элементов. Это созвучные теме музыки обрывки слов: «программа», «концерт». Это фрагменты самого музыкального инструмента: тело скрипки, гриф, струны, эфы. Это чистый нотный лист, который вскоре наполнится партитурой для скрипки. Это карты, связанные с музыкальным инструментом глаголом «играть». Они, как и скрипка, «завсегдатаи» кубистических натюрмортов. Источник https://my.tretyakov.ru/app/masterpiece/8840
Попова Л.С. "Скрипка". Объект изображения – скрипка –синтезируется, собирается из разнотипных элементов. Это созвучные теме музыки обрывки слов: «программа», «концерт». Это фрагменты самого музыкального инструмента: тело скрипки, гриф, струны, эфы. Это чистый нотный лист, который вскоре наполнится партитурой для скрипки. Это карты, связанные с музыкальным инструментом глаголом «играть». Они, как и скрипка, «завсегдатаи» кубистических натюрмортов. Источник https://my.tretyakov.ru/app/masterpiece/8840

В зале Марка Шагала зрителей все также — «Над городом» (1918), а в зале Владимира Татлина — знаменитые «контррельефы» и подлинный махолет «Летатлин» — безмоторный индивидуальный летательный аппарат, который художник сконструировал в начале 1930-х годов.

Реконструкция выставки ОБМОХУ (Общества молодых художников) 1921 года, самобытная школа П.Н. Филонова и его последователей, а также сразу две версии «Чёрного квадрата» (1915 и 1929) К.С. Малевича.

"Квадрат" Малевича - это все, обнуление, точка", - страстно высказалась посетительница с интонациями искусствоведа в голосе. Мы, все до этого просто прижимающие руки к груди, молчаливо закивали.

Большой зал Павла Корина. Оказывается у Третьяковки есть филиал - мемориальный музей Павла Корина, находящийся сейчас на реставрации. Нужно следить, когда он откроется.

Всегда радостно видеть картины, знакомые с детства

Коржев Г. Дон Кихот. Сомнения
Коржев Г. Дон Кихот. Сомнения

Впервые экспозицию завершают залы, посвященные неофициальному искусству 1960‒1980-х годов и новейшим течениям конца XX века.

 Наконец я побывала на Крымском валу на обновленной экспозиции "Искусство 20 века", которая занимает третий этаж. Сказать, что мне понравилось - ничего не сказать. Полный восторг!-9

Во-вторых, появились новые поступления и дары, пополнившие собрание Третьяковской галереи.

Я не помню, был ли ранее зал, посвящённый собранию коллекционера Георгия Дионисовича Костаки. Но сейчас этот зал невозможно пройти мимо, он точно привлекает внимание.

В-третьих, временные выставки составляют одно целое с общей экспозицией, и билет один на все.

Билет на постоянную экспозицию дает право посещения также и временных выставок: экспозиции графики В.М. Конашевича по 01.09.2024г., "Дети Великой Отечественной" по 26.05.2024г.,"Русская и грузинская средневековая живопись в наследии А.Н. Овчинникова" по 09.06.2024г.,"Великолепные очевидцы": Время и люди. 1910–30-е" по 25.08.2024г., "Юрий Злотников. Сигнальная система" по 14.07.2024г.

Отдельно обращу внимание на выставку по наследию Овчинникова.

В 4-х залах происходит какое-то волшебство. Идешь мимо репродукций - восстановленных фресок и вдруг неожиданно попадаешь в храмы 12 века- как в Ладоге, или 15 века - в Пскове, а потом в пещерный монастырь IX–XIII вв. в Грузии.

Третьяковская галерея очень порадовала экспозицией Искусство ХХ века, просто прекрасно все сделано, стильно, понятным посетителю языком.

И да, уже вовсю они готовятся к выставке Васнецовых. Обязательно нужно идти.