Разжалованный старший лейтенант Домерщиков и десант в Атине.

478 прочитали

Видимо традиция отправлять в десант "штрафников" имеет давние исторические корни, ибо...

Мы остановились на том, что некие "эльпидифоры" "тральщик №18" и "тральщик №65" (по которым вопрос открыт) и старый мобилизованный транспорт "Корнилов" приняли в Батуми на борт десант.

Рано утром 20 февраля корабли с войсками: тральщики №№18 (батальон пехоты, 1150 чел.) и 65 (батальон пехоты, 815 чел.) и транспорт «Корнилов» (взвод артиллерии, 2 взвода пулеметной команды, всего 150 чел. и 104 лошади) под охраной миноносцев «Жаркий» и «Строгий» подошли к Атине. Опять же вопрос: "А что за войска?". Документы говорят "сводные части". Ну, ладно, чуть позже разберемся ("Кавказ - дело тонкое", там многое происходио... "мутно").

Командовал корабельным отрядом старший лейтенант Михаил Михайлович Домерщиков. Человек, весьма интересный.

Домерщиков М.М. внук инженер-генерал-лейтенанта, сын стаского советника, потомственный дворянин. На службе сам он  с 1 сентября 1898 года. После окончания Морского корпуса 6 мая 1901 года был произведён в мичманы и зачислен в 7 флотский экипаж. С 1901 года служил вахтенным начальником и исполнял обязанности ревизора на броненосце береговой обороны «Кремль», затем служил на эскадренном броненосце «Ослябя», броненосных крейсерах «Баян» и «Минин». В 1902 году окончил штурманские, а в 1903 году — артиллерийские офицерские классы. 22 марта 1903 года начал службу на крейсере «Аврора», с 5 сентября 1903 года — артиллерийский офицер крейсера в заграничном плавании. В 1904 году назначен на бронепалубный крейсер «Олег», на котором перешёл на Дальний Восток и вошёл в состав Второй Тихоокеанской эскадры. Участник русско-японской войны и Цусимского сражения. Был интернирован в Манилу. Вернулся во Владивосток и назначен на бронепалубный крейсер «Жемчуг» младшим артиллерийским офицером. 6 декабря 1905 года произведён в лейтенанты и награждён орденом Святого Станислава 3-й степени. А, потом...
Домерщиков М.М. внук инженер-генерал-лейтенанта, сын стаского советника, потомственный дворянин. На службе сам он с 1 сентября 1898 года. После окончания Морского корпуса 6 мая 1901 года был произведён в мичманы и зачислен в 7 флотский экипаж. С 1901 года служил вахтенным начальником и исполнял обязанности ревизора на броненосце береговой обороны «Кремль», затем служил на эскадренном броненосце «Ослябя», броненосных крейсерах «Баян» и «Минин». В 1902 году окончил штурманские, а в 1903 году — артиллерийские офицерские классы. 22 марта 1903 года начал службу на крейсере «Аврора», с 5 сентября 1903 года — артиллерийский офицер крейсера в заграничном плавании. В 1904 году назначен на бронепалубный крейсер «Олег», на котором перешёл на Дальний Восток и вошёл в состав Второй Тихоокеанской эскадры. Участник русско-японской войны и Цусимского сражения. Был интернирован в Манилу. Вернулся во Владивосток и назначен на бронепалубный крейсер «Жемчуг» младшим артиллерийским офицером. 6 декабря 1905 года произведён в лейтенанты и награждён орденом Святого Станислава 3-й степени. А, потом...

Он был "штрафником". Судили его за растрату казенных средств. Злые языки рассказывали про него разное. По документам получается, что в ходе восстания во Владивостоке команда крейсера «Жемчуг» присоединилась к мятежному гарнизону.

Ревизор корабля и член городского офицерского комитета Владивостока М. М. Домерщиков передал из корабельной кассы 22 054 рубля в Комитет помощи пострадавшим.

Пока шло следствие, Домерщиков продолжал служить. С 20 декабря 1905 года на бронепалубном крейсере «Аскольд", 10 февраля 1906 года назначен командиром подводной лодки «Сом», одновременно заведовал лодкой «Налим». 30 декабря 1906 года назначен командиром ПЛ «Дельфин». В январе 1907 года, Домерщиков эмигрировал в Японию, около года жил в Нагасаки, работал наборщиком в типографии. Затем переехал в Сидней (Австралия), где женился на Колдвил Иден. Здесь у него родился сын Питер.

Но, начинается война и в 1914 году Домерщиков возвращается в Петербург и подает прошение о восстановлении на военной службе. Естественно, его тут же отдали под суд (материалы дела никуда не делись).

2 марта 1915 года по Высочайшей конфирмации приговора Кронштадтского военно-морского суда от 22 января 1915 года, «взамен определённой ему отдачи в исправительное арестантское отделение на два года и четыре месяца с исключением из службы и лишением воинского звания, чинов, ордена Святого Станислава 3-й степени, дворянства и всех особенных прав и преимуществ за не пополненную растрату вверенных ему по службе казённых денег и учинённый с целью избежать суда за эту растрату побег со службы в 1906 году...» — Домерщиков был разжалован, и определён в службу на фронт.

Но, попадает он почему-то не на флот, а в Конный подрывной отряд Кавказской Туземной конной дивизии (хотя числился матросом 2-й статьи). Воевал к Карпатах на австрийском (Юго-Западном) фронте.

Дослужился до унтер-офицерского звания. По ходатайству великого князя Михаила Александровича, поддержанному главнокомандующим армиями Юго-Западного фронта Н. И. Ивановым и Морским министром И. К. Григоровичем, 16 сентября 1915 года Император Всемилостивейше повелел: "возвратить утраченные им по суду дворянство, чины, орден Св. Станислава 3-й степени и все особенные права и преимущества с определением в службу во флот лейтенантом в чине за пребывание в безвестном отсутствии и отставкой 25.05.1913 старший лейтенант „за отличие в делах против неприятеля“.

11 декабря 1915 года без экзамена был зачислен офицером в подводное плавание. Назначен помощником начальника Батумского отряда по морской части. Перед высадкой десанта 18 февраля 1916 года он был назначен начальником высадки войск в Ризе.

4 марта (по новому стилю) с прибытием с моря миноносцев "Жаркий" и "Строгий", назначенных для конвоирования десанта, корабельный отряд около 18 час. вышел в море и перешел в Хопу, где все суда оставались до наступления полной темноты.

В 1 час ночи 5 марта десантный отряд, двумя кильватерными колоннами снялся с якоря и вышел в Атину, с расчетом подойти туда с рассветом. Для обозначения мест высадки, к берегу в назначенных точках подошли паровые катера, спущенные с "Корнилова" и зажгли огни, видимые только с моря. У места высадки тральщика № 18 была поставлена моторная шлюпка с миноносца Жаркий, у места высадки тральщика № 65 стал крепостной моторный катер Арго с офицером сухопутной артиллерии.

В 5 ч. 45 м. тральщик № 18, подойдя к берегу, опустил сходни и начал высадку войск. Тральщик № 65, подведенный к месту высадки миноносцем Строгий на несколько минут позже, произвел высадку людей также без сопротивления противника. На рассвете подошел транспорт, ставший на якорь и начавший тотчас же производить выгрузку лошадей и артиллерии при помощи десантных ботов. Что за боты такие? В Лазаревском адмиралтействе были построены несколько десантных ботов, вроде этого:

Видимо традиция отправлять в десант "штрафников" имеет давние исторические корни, ибо...-2

Они и служили для перевозки артиллерии и лошадей, которые грузили грузовыми стрелами, смонтированными на транспорте.

Турки, под угрозой окружения, начали отход к новой позиции. в районе Мепаври. В связи с этим было принято решение высадить еще один десант. На разведку был направлен эсминец "Жаркий". Было желание высадить десант в тот же день, но уголь на кораблях был уже на исходе, потому операцию было решено произвести 7 марта.

Для выполнения этой операции были привлечены еще два тральщика, типа "эльпидифор".

"Мариэтта Н" приписана к п. Ростов – на - Дону № 1200 Судовладелец П.Ф.Чагано
Построена 1895 году в г. Норд Шильдс на судоверфи Бр. Эдвардс  Корпус железный ординарный с цистернами. Размерения 185,00 х 30,00 х 7,60 английских футов. Скорость 8 узлов. Осадка без груза 1,2 м Осадка в полном грузу 2,4 м. Двигатель – две вертикальные паровые машины двойного расширения с приводом на два винта. Мощность 300 индикаторных сил
Мобилизован как тральщик Т.53
"Мариэтта Н" приписана к п. Ростов – на - Дону № 1200 Судовладелец П.Ф.Чагано Построена 1895 году в г. Норд Шильдс на судоверфи Бр. Эдвардс Корпус железный ординарный с цистернами. Размерения 185,00 х 30,00 х 7,60 английских футов. Скорость 8 узлов. Осадка без груза 1,2 м Осадка в полном грузу 2,4 м. Двигатель – две вертикальные паровые машины двойного расширения с приводом на два винта. Мощность 300 индикаторных сил Мобилизован как тральщик Т.53

К 6 марта Ляхов получил сведения от разведки, что к Мепаври спешит со стороны Трапезонда сильное подкрепление. Поэтому, в целях его предупреждения, им было отдано приказание произвести высадку десанта у Мепаври в ту же ночь перед рассветом. Для перевозки десанта, в целях скорейшего выполнения высадки и более широкого ее фронта, было привлечено еще два Эльпидифора.

В этой операции были задействованы тральщики Т.53 "Мариетта Н" Т.36 "Федор Феофани" (потопленный турками в Одессе, поднятый и мобилизованный во флот).

Несмотря на бдительность турок, открывших ружейный огонь с подходом судов к берегу, десант был высажен и овладел позициями. С подходом главных сил десантный отряд, поддерживаемый огнем Ростислава и остальных кораблей, утром занял высоты к западу от Мепаври и продолжал наступление на Ризе. С целью захватить плацдарм к западу от Ризе Ляхов приказал произвести новую переброску морем, для чего один батальон был посажен на тральщики и доставлен в район впереди Ризе под прикрытием Кубанца и трех миноносцев. Эта высадка была произведена уже без всякого сопротивления противника.
В тот же день оставленный противником Ризе был занят главными силами Приморского отряда. Лейтенанта Домерщикова назначили комендантом города-порта.

А, потом русское продвижение остановилось. Почему? Об этом в следующей статье.

PS. За эти десанты М.М.Домерщиков получил Золотое Георгиевское оружие. 9 августа 1916 года назначен исполняющим должность старшего помощника корабля «Пересвет», после гибели корабля в Средиземном море с частью команды был направлен в город Специя (Италия), 24 января 1917 года назначен командиром посыльного судна «Млада» (корабль находился в Специи до октября 1917 года). После революции М.М.Домерщиков вернулся в Россию. 18 октября 1918 года был арестован сотрудниками московского ЧК, но вскоре освобождён. С 1918 года служил в Морском Генеральном Штабе. При всем его патриотизме, дальнейшая судьба его не была безоблачной. 18 мая 1920 года был вновь арестован по политическим мотивам и вновь освобождён. С 1920 года — заместитель начальника Морского транспорта Народного комиссариата путей сообщения, с мая 1922 года — начальник эксплуатационного отдела Морского транспорта НКПС, с декабря того же года — начальник отдела торгового мореплавания. С сентября 1923 года — начальник Морского отдела в Доброфлоте. С сентября 1924 года — заведующий Ленинградской конторы областного бюро путешествий. С сентября 1926 года капитан судна "Семен Рошаль". В конце января 1928 года постановлением ОСО был осуждён в ссылку в Новосибирск на три года по статье 58 п. «Б». О причинах этой... (неадекватной внутренней политики поговорим потом). Пока только смотрим его судьбу.

В связи с тем, что с прежней женой, австралийкой он состоял в разводе (сын остался за рубежом и стал английским морским офицером), он женится повторно на ссыльной Карташовой Екатерине Николаевне (вдове офицера). В мае 1936 года вернулся в Ленинград. С 1 июня 1936 года работал в Главном управлении ЭПРОНа в должности консультанта и переводчика (знал английский, немецкий и французский языки). Там тоже был дважды уволен как бывший ссыльный — в 1937 году и 1939-м. После жалобы на имя Сталина был восстановлен в должности. Умер в блокадном Ленинграде от голода.

Вот такая вот интересная судьба...