Какие времена, такие и сказки. Вот только мириться с этим решительно не хочется, а посему вынужден взяться за перо. На днях всё-таки добрался до киноремейка «Бременских музыкантов» – одного из любимейших мультфильмов моего детства – и слегка ох... обалдел! Нет, я конечно был малость подготовлен и широкой пиар-компанией, развёрнутой вокруг сего «шедевра», и слитыми в сеть жуткими звериными мордами ключевых персонажей, но... Но всё же в душе теплилась надежда, что это всё напускное – фантики, шелуха и оболочка. И исконная история о настоящей преданной дружбе и чистой искренней любви таковой и останется. Как же я ошибался!
Первое ощущение, что сценаристы зажмурили глаза, схватили ножницы и изрезали мультфильм 1969 года вдоль и поперёк. А затем попробовали склеить получившиеся обрезки, но что-то потерялось, и на это место налепили отсебятины. Да и как же её было не налепить, когда исходная лента «made inUSSR» длилась чуть больше 20 минут, а современный российский фильм – почти два часа?! Так, к примеру, зритель узнал о детстве и юности Трубадура.
Вообще, прошлое Трубадура – ход весьма сомнительный. Если прежде главный герой был буквально окутан завесой тайны, а мы могли только гадать, из какой волшебной и свободолюбивой страны он прибыл и влюбил в себя принцессу, то киноделы явили нам... невнятное нечто. Мальчонка просто... поёт. Не показаны ни характер, ни взросление, ни какие-нибудь человеческие качества персонажа. Он продолжает петь, даже когда его мама-Пересильд с головой уходит под лёд. К слову сказать, дама в своих бедах виновата сама, раз не последовала предупреждениям МЧС и принялась отплясывать на неокрепшем льду. В результате Трубадур стал сиротой. Да ещё и бомжом, когда спалил отчий дом.
Думаете, хоть слезинку юный гитарист проронил? Не дождётесь! Единственный раз он упомянул про маму, когда сказал, что она... превратилась в песню. Ну да, с пустой головой поётся лучше: звук отражается от стенок черепа.
Немудрено, что при таких интеллектуальных дарованиях Трубадур быстренько оказался на самом социальном дне, и первые встречные уголовники завербовали его в свою банду. И вот здесь мы встречаем Атаманшу в исполнении Марии Ароновой.
Аронова – актриса хорошая, и с отведённой ей ролью вполне справилась. Вот только опять авторы полностью разрушили загадочный и зловещий образ мультипликационной предводительницы разбойников. В кино даму окрестили Луизой и превратили в весьма жалкое, циничное и подлое существо. До самого конца женщина не вызывает не то что сочувствия, но даже уважения. В советском оригинале Атаманша держала славную «гайдаевскую троицу» в ежовых рукавицах, а её грудной голос пробирал до гостей и вызывал мурашки: «Ка-а-ак выносит нас земля...» В новом фильме она способна манипулировать лишь малолетками и дегенератами. И ещё облапошить такого же недалёкого короля в исполнении Сергея Бурунова.
Кстати, финал картины, когда Атаманша просквозила в самые верха, удачно выйдя замуж за правителя, вызывает не меньше вопросов? Это что же, нам показали сращивание криминалитета и власти? Представьте: злодейка, которая нещадно эксплуатировала детей, которая не понесла ни малейшего наказания (не считая «королевского пенделя») и даже ни разу не раскаялась, вот так вот запросто начала с чистого листа? Чем, интересно, она будет заниматься на вершине социальной пирамиды – не тем ли, к чему привыкла?
Звериные морды оставил на закуску. Но здесь вынужден вас разочаровать, так как не нашёл в них ничего экстраординарного. Во-первых, маски вторичны, и та же Кошка до боли напоминает Гермиону из «Гарри Поттера», которая выпила оборотное зелье с шерстью. Во-вторых, при всей лично для меня отталкивающей внешности Осла, Собаки и Петуха (которого, кстати, в кино почему-то ни разу петухом не назвали, а величали чем-то вроде «потомка красного дракона») согласен признать, что это больше дело вкуса и внутреннего восприятия.
И здесь открывается ещё один интересный момент. Мультфильм 1969 года можно было замечательно «смотреть ушами», а песни из него стали настоящими звуковыми вирусами. В новых «Бременских музыкантах» аудиосопровождение оставляет желать лучшего. Если не считать кое-как перепетых (помните, как это звучало у Олега Анофриева?) песен нашего детства, то вспомнить... нечего. Новые мелодии оказались унылы и скучны, а тексты – блеклы. Что там музыка, за два часа запомнилась всего одна шутка: когда звериный квартет выставили за ворота «Бремена», а Кошка обернулась и бросила: «Вы звери, господа!» Финита ля комедия.
Описывать и смаковать неприглядные моменты можно долго. И про Хабенского в роли Сыщика; и про Принцессу, которая, несмотря на всю ветренность и легкомысленность, в мультфильме всё-таки не позволяла себе щеголять в неглиже; и про...
Но завершу другим наблюдением. «Бременские музыканты» 1969 года обрели невероятную популярность благодаря... духу свободы, который не просто витал, а был практически осязаем. В киноремейке же... Словом, вы сами всё прекрасно поняли. На этом фоне концовка фильма со сбежавшими из золотого двора Трубадуром и Принцессой выглядит притянутой за ослиные уши и является не необходимостью, а, скорее, реверансом в сторону оригинала.
Коли советские «Бременские музыканты» действительно не забывали своего призвания и приносили людям смех и радость, то новые – только стыд и глубокое разочарование.
Антон АГЕЕВ.
#книгочей
#обзор фильма
#бременские музыканты
#песни из фильмов
#мультфильмы ссср
#трубадур
#разбойники
#король
#принцесса
#сказка