749 подписчиков

Есть ли обязательства у свободы?

Ф.Решетников "Переэкзаменовка", 1954 г.
Ф.Решетников "Переэкзаменовка", 1954 г.

Скоро подходит к концу очередной учебный год. Я не люблю слово «итоги», поэтому хочу просто поделиться некоторыми наблюдениями. Вот уже в течение больше, чем полгода я каждый месяц приезжаю в Нижний Новгород и провожу три мероприятия: студенческий киноклуб и занятия в двух разных школах для старшеклассников. Вот как это было. Первые два раза администрация школы собирала детей директивно: это совершенно понятно и оправдано. Как мне показалось, школьникам были интересны мои разговоры о литературе, и я попросил, чтобы на третий раз пришли только те, кто хочет. К моему удивлению и радости, пришло довольно много народу. Одно занятие было посвящено обсуждению короткометражного фильма, другое – разговору о «Ежике в тумане» (никто из школьников не знал о существовании писателя Сергея Козлова), третье – разбору стихотворения Заболоцкого…

Почему дети ходят на такие мероприятия? Мне кажется, что ответ очень простой: любой учитель словесности, самый консервативный, самый уставший, затюканный контрольными работами, указаниями начальства и бесконечными проверками тетрадей, - повторяю, любой учитель согласится, что в преподавании литературы в школе есть мощнейшее внутреннее противоречие. То, что писатели создавали для добровольного прочтения, изучается в школе как обязательная программа. И вместо оценки «понравилось» - «не понравилось» школьники получают вполне реальную отметку, которая идет в журнал и т.д.

Я не обсуждаю сейчас, нужно ли отменить оценки для курса литературы, я просто хочу обратить внимание, что в свободных, необязательных разговорах о литературе есть огромная притягательность. Школьники чувствуют, что преподавателю интересно стихотворение (или фильм), что взрослый человек хочет поделиться своими наблюдениями и рассказать, почему он выбрал именно это произведение и что в нем скрыто. Это честный и взрослый разговор, когда у преподавателя нет пистолета в виде оценок и кнута в виде надвигающегося экзамена.

Итак, свободный разговор о поэзии. Я предложил учащимся создать группу в «телеграмме», чтобы они могли там что-то писать, выполнять какие-то задания по следам наших бесед. Ребята с энтузиазмом стали добавляться в группу. Мы даже название остроумное придумали. Я дал на пробу одно творческое задание. Никто ничего не прислал. Я дал другое, - откликнулся один человек. Администрация школы хочет продолжения наших бесед в следующем году. Но как сделать, чтобы учащиеся не превратились в пассивных потребителей? Как вдохновить их на то, чтобы они тоже что-то написали? Открыли текст и потратили свое время. Осознали, что образование – это всегда шаг навстречу. Преподаватель предлагает, ученик отзывается. Преподаватель готовится, ученик тоже готовится. Оценок нет, все свободны, но без добровольно взятых на себя обязательств не получится ничего. Энтузиазм учителя и любопытство ученика – это хорошее топливо, но его хватает только на один бак.