- Сложившаяся ситуация в России не может быть обозначена иначе, как «технологический кризис».
- В это самое время мир стремительно уходит вперед, и мы отстаём в технологиях уже не только от "развитых стран", но и большого числа стран Азии, Ближнего Востока и Восточной Европы.
- Вместе с тем, сам факт использование российским правительством в данной тяжелейшей ситуации термина «импортозамещение» свидетельствует о некоей принудительности и вторичности этого процесса - то есть мы как-бы совсем и не хотим заниматься производством технологической продукции, и если бы не санкции, то мы бы этим и не занимались – все по прежнему бы покупали на Западе за проданную нефть!
Сложившаяся ситуация в России не может быть обозначена иначе, как «технологический кризис».
В это самое время мир стремительно уходит вперед, и мы отстаём в технологиях уже не только от "развитых стран", но и большого числа стран Азии, Ближнего Востока и Восточной Европы.
Объединение немецких машиностроителей и производителей промышленного оборудования в своей аналитике ставит Россию на 23 место – после Сингапура, Финляндии и Чехии.
Подавляющая часть (99,4%) промышленных технологий, станков и оборудования для всех как гражданских, так и военных отраслей промышленности, транспорта, связи в последние десятилетия закупались на Западе.
Россия в значительной степени утратила способность самостоятельно разрабатывать и изготавливать оборудование для создания средств производства и реализовать комплексные инновационные проекты полного цикла от научные исследований до серийного производства. Российская отрасль машиностроения составляет менее 1/10 советского машиностроительного комплекса, занимавшего 2-3 место в мире.
Двигатель инновационного развития – гражданское машиностроение находится в наихудшем финансовом положении по сравнению с добывающими отраслями. Почти треть машиностроительных предприятий являются убыточными и находятся на грани банкротства, не видят ясных перспектив своего развития, страдают от отсутствием спроса на отечественные машины и оборудование.
Утрачены или почти утрачены целые отрасли машиностроения – промышленного роботостроения, химического, текстильного, пищевого машиностроения, металлургического машиностроения и других.
Россия перестала быть страной «заводов по созданию заводов».
Обрушение советской прикладной науки. За период с 1990 по 2003 год количество научных и проектных организаций сократилось в 7,8 раза, конструкторских бюро – в 3,6 раза, научно-технических подразделений на промышленных предприятиях – в 1,8 раза. В 90-е годы прекратили своё существование 800 институтов, что привело фактически к отмиранию понятия «отраслевая наука». Уровень изобретательской активности в стране снизился на 90%.
Вместе с тем, сам факт использование российским правительством в данной тяжелейшей ситуации термина «импортозамещение» свидетельствует о некоей принудительности и вторичности этого процесса - то есть мы как-бы совсем и не хотим заниматься производством технологической продукции, и если бы не санкции, то мы бы этим и не занимались – все по прежнему бы покупали на Западе за проданную нефть!
И как только санкции снимут, мы ко всем чертям опять перестанем заниматься этой ерундой, а со всей душой, с наслаждением опять примемся за любимое свое дело - дырявить землю и продавать за бугор липкую черную маслянистую жижу и голубой ароматный газ!!!
И снова будет нам счастье, и опять мы будем покупать британские футбольные клубы, океанские яхты, виллы на Лазурном Берегу (ну, на худой конец, простые «БМВ» и «Мерседесы»). Ну и возить самолетами «моделей» в Куршавель.
Примерно таким видится взгляд на проблему «импортозамещения» со стороны нашей российской экономической (и не только экономической) элиты.
Имитационный, поддельный характер проводимого в России «импортозамещения» проявляется прежде всего практике закупки готовой продукции в Китае, навешивание на нее «шильдиков» российских фирм и выдача ее за продукцию собственного производства. С соответствующим получение финансовых льгот и привилегий как «отечественный производитель».
На сегодняшний день совершенно отчетливо в промышленной политике виден почерк «либеральных экономистов» чубайсовско-кузьминовской закваски. Все та же слепая вера в «всемогущую волшебную руку рынка» и идея о том, что «деньги решают все», и более того - "быстрые деньги решают все". https://dzen.ru/media/id/65b012c9750e2073a130aa36/kuda-ty-nas-privel-susanin-ideologiia-protiv-ekonomiki-66451c18a08a90182d4dc5d7
Мы в России на собственном опыте убедились, "быстрые деньги" и «невидимая рука рынка» фантастически успешно организует рынок потребительских товаров, обеспечивая товарное изобилие. (К успешным чисто рыночным темам можно отнести и сферу жилищного строительства).
Однако жизнь доказала, что «волшебная рука рынка» и "быстрые деньги" не способны эффективно работать в сфере научных исследований и разработок, а также в создании инновационных высокотехнологичных продуктов.
Почему так происходит — тема для отдельного большого разговора, который выходит за рамки данной статьи. В том числе это связано с неразвитым и слабым российским финансовым рынком и с низкой доступностью финансовых ресурсов.
Но это, как говорится, неоспоримый «медицинский факт», который нужно признать и с которым необходимо считаться.
Как утверждает мировая экономическая наука, это связано с самой природой сферы разработки, исследованиях и производства инновационных продуктов.
Пол Ромер:
«Знания (идеи) отличаются от других товаров – они сразу становятся общественной собственностью и не могут эффективно регулироваться законами рынка»
Все попытки последних десятилетий применить рыночные методы в реализации программ научно-технологического развития (НТР) в России потерпели полный провал. Конечно же, сначала правительством говорилось много умных правильных слов, составлялись и принимались Программы, Стратегии, они с большой помпой объявлялись, рекламировались в прессе и на телевидении. А потом о них забывали и старались всуе не вспоминать, потому что они в самом лучшем случае оказывались выполнены на 5%.
Все российские программы НТР последних десятилетий были разработаны на основе рекомендаций МВФ и МБ для развивающихся стран и все они были не просто провалены, а сказать, что "провалены с треском" это значит ничего не сказать.
ЕДИНСТВЕННОЕ ПОДХОДЯЩЕЕ СЛОВО ДЛЯ ЭТОГО - "КАТАСТРОФА".
В рамках Программ создан и действует государственный классификатор и система учета данной деятельности - Единая государственная информационная система учета результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения (ЕГИСУ НИОКТР) – сайт https://rosrid.ru.
Единая государственная информационная система ЕГИСУ НИОКТР, если ее спросить, выдает совершенно поразительную информацию!
Правительство Российской Федерации регулярно, примерно раз в два-четыре года, рассматривает и утверждает программы научно-технического развития. Последняя из них — это Постановление Правительства РФ от 29 марта 2019 года № 377 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Научно-технологическое развитие Российской Федерации».
Финансируемые в рамках НТР работы имеют разнообразную тематику и распределены по 34 ведомственным учреждениям. Подавляющее большинство исследований носят общий поисковый характер и не нацелены на практическое применение (см. https://rosrid.ru/global-search).
Общая сумма денежных средств на гражданскую науку (без затрат по финансированию высшего образования) с 2010 по 2022 год составила огромную сумму 3 трлн. 492,8 млрд. рублей, из них в рамках Программ научно-технологического развития (НТР) - 1 603,19 млрд. рублей.
В констатирующей части Постановления №377 от 2019г. подводятся неутешительные итоги исполнения мероприятий мероприятий предыдущей «Программы» по Постановлению № 307 от 2014 г.:
- «не привело к значимым результатам. Разрозненность мер государственной поддержки прикладных научных исследований и разработок (в том числе между отдельными ведомствами), распределенных по 32 государственным программам, неопределенность эффектов и взаимного влияния этих мер являются одной из причин наблюдаемого снижения патентной активности российских заявителей в областях, определяемых приоритетами научно-технологического развития Российской Федерации.
- «сохраняются невосприимчивость экономики и общества к инновациям, несоответствие предложения результатов исследований и разработок спросу на них со стороны реального сектора экономики и недопустимо низкий уровень этого спроса».
- «В результате реализации научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в гражданских отраслях промышленности было создано 729 высокопроизводительных рабочих мест при плановом значении 686 высокопроизводительных рабочих мест, а объем продаж высокотехнологичной продукции составил 73,1 млрд. рублей (плановое значение - 65,3 млрд. рублей).
Согласно отчёту правительства, за 2014–2018 годы было потрачено около 660 миллиардов рублей. Это означает, что на каждое рабочее место, созданное в рамках правительственной Программы, было затрачено почти миллиард рублей (?!).
Майские указы президента.
В предвыборных статьях 2011–2012 годов и в Послании Главы государства Федеральному Собранию 2018, по сути, сформулирована идея развития России—быть государством с гарантированным суверенитетом — одним из мировых лидеров экономического, технологического, социального развития с положительной демографической динамикой.
В документах правительства, изданных во исполнение указов, отсутствует целостность системы государственного планирования. Наблюдается прямое несоответствие планов национальным целям развития, а ключевые показатели часто подгоняются под выделенные деньги.
Примеры:
В соответствии с Указом Главы государства от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» необходимо обеспечить темп роста валового внутреннего продукта страны выше среднемирового, а государственная программа РФ «Экономическое развитие и инновационная экономика» не содержит даже цели по достижению показателей опережающего экономического роста страны.
Указом главы государства от 7 мая 2012 года № 596 поставлена задача увеличить объем инвестиций до 27% ВВП к 2018 году. В 2021 году показатель составил всего 6,8%.
Кто бы что не говорил, сегодняшний мир остается миром машин и механизмов.
В 1987 году в машиностроительном комплексе Союза ССР работало 9238 предприятий. В их числе были десятки крупных объединений и научно-производственных объединений с численностью промышленно-производственного персонала более 20 тыс. человек.
Российское машиностроение составляет всего 1/10 часть мощностей СССР. Сегодня это один из самых экономически неблагополучных секторов промышленности. Число убыточных организаций составляет 29%, а кредиторская задолженность — 377,5 млрд рублей, степень износа оборудования превышает 50%, инновационная активность низкая.
Сегодняшняя ситуация полностью аналогична той, которая в которой оказался СССР после Великой Отечественной войны, когда была разрушено и требовала восстановления половина промышленности в европейской части страны, а Запад воздвиг «железный занавес», объявил нашей стране экономическую блокаду и началась «холодная война».
Существующий сегодня механизм управления НТР был навязан России во времена Гайдара-Чубайса в качестве рекомендаций МВФ и МБ для развивающихся стран. Главным действующим нормативным актом РФ в области НТР до сих пор является древний Федеральный закон от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике". В нормативной базе отсутствуют термины «планирование» и «госуправление развитием». В системе органов власти Российской Федерации нет ни одного органа, ответственного за инновационное развитие.
Для преодоления технологического кризиса в России необходимы совсем другие методы и совсем другие люди.
Продолжение следует