Найти тему
Ставропольский Дзен

«Невозможно оторваться»: мастер ставропольской журналистики Марина Корнеева рассказала о любимой профессии

«Невозможно оторваться»: мастер ставропольской журналистики Марина Корнеева рассказала о любимой профессии

     Фото: Валерия Ильина / / ИА «Победа26»
Фото: Валерия Ильина / / ИА «Победа26»

У ставропольских журналистов 18 мая профессиональный праздник — День СМИ Ставропольского края. История его связана с началом выпуска в середине XIX века первых периодических изданий, созданных местными авторами. Корреспондент «Победы26» побеседовал с легендой ставропольской журналистики Мариной Корнеевой, на днях отметившей 80-летие.

158 ставропольских газет и губернатор в шоке

Марина Дмитриевна Корнеева окончила Пятигорский государственный лингвистический университет, работала учителем иностранного языка в школе, вслед за мужем перебралась в Ставрополь. В краевой столице работы по специальности не нашлось, и учитель устроилась подчитчиком [тот, кто проверяет набранный текст на соответствие оригиналу. — Прим. ред.] в корректуре газеты. Вскоре Марина Дмитриевна стала писать материалы для «Молодого ленинца» — газеты ставропольского комсомола. В ней она прошла путь до должности редактора издания. А ещё через некоторое время по результатам выборов среди коллег возглавила крупнейшую газету региона — «Ставропольскую правду», став первой в крае женщиной-редактором.

   Марина Корнеева стала первой на Ставрополье женщиной-редактором краевого издания Фото: пресс-служба губернатора Ставропольского края
Марина Корнеева стала первой на Ставрополье женщиной-редактором краевого издания Фото: пресс-служба губернатора Ставропольского края

После были работа в правительстве Ставрополья — председателем комитета по печати и информации, советником губернатора, доцентом кафедры журналистики СКФУ.

— Марина Дмитриевна, есть ли у журналистов Ставрополья своя специфика или вся журналистская братия России воспитана на одних традициях?

— Ставропольская журналистика, если оперировать этим обозначением, — это региональная журналистика. Мне кажется, что региональная журналистика сегодня и всегда играла очень большую роль, потому что это те СМИ, которые находятся ближе всего к людям, знают об их проблемах. Это во-первых. Во-вторых, каждый регион имеет свою специфику. У нас аграрный регион, здесь растят хлеб и здесь — курорты КМВ. В то же время есть масса вещей, которые объединяют всю журналистику целой страны. Могу сказать, что ставропольская журналистика хорошая, разнообразная, интересная.

— Что вы думаете о трансформации ставропольских СМИ за последние десятилетия?

— В советское время не было местных информагентств, соцсетей, не было так развито телевидение, радио. А что касается 1990-х годов, то это было революционное время. В своей диссертации я как раз тот период изучала, и у меня там выведено 158 разных изданий, существовавших тогда. Появилось много газет общественно-политической направленности, из которых выжила только одна — газета Александра Емцова «Ставропольские ведомости», и та по большей части в электронном виде. Я её постоянный читатель. Мне нравится, что авторы издания умеют соотнести наши местные проблемы с общей политикой в том или ином направлении, проанализировать их. Все остальные — от общественно-политических до каких-то разовых, даже эротического плана, изданий — приказали долго жить. В общем, это был взрыв и хаос.

Где-то в 1999 году мы организовали пресс-конференцию губернатора Александра Черногорова. Тогда это всё только начиналось, и мы постарались. Приехали журналисты из Кисловодска, Георгиевска, Изобильненского, Кировского и других районов — там тогда тоже появлялись свои телестудии. И вот когда пресс-конференция началась, и губернатор вошёл в зал, который мы собрали, то он просто был, как сейчас принято говорить, в шоке, потому что на него смотрело около 15 камер. Откуда они взялись, когда все знали только, что существует СГТРК и комитет по телевидению и радиовещанию в советское время?

Но этот революционный в истории российских СМИ период быстро закончился — из-за экономических проблем, разочарования в романтике перестройки и свободе слова. Пошёл отток читателей многочисленных печатных изданий, и они сами закрывались. Была прекрасная деловая газета «5 дней». Её организовал Василий Балдицын, тогда заместитель главного редактора «Ставропольской правды», там собрались крепкие журналисты — Нина Чечулина, Марина Глебова и другие. Издание просуществовало немногим больше трёх лет и закрылось.

Ток-шоу вместо аналитики

— Читатель и СМИ — кто на кого больше влияет?

— Когда я преподавала ряд дисциплин в СКФУ несколько лет назад, меня уже тогда удивляло, что студенты стали меньше смотреть программы по ТВ. А сейчас они вообще телевизор, по-моему, не смотрят. У них ведь все эти айпады, ноутбуки — они всё оттуда черпают. Например, ваше информационное агентство — «Победа26». Вот сядешь, затратишь полчасика, и если ты интересуешься и вписан в общественную жизнь — за полчаса посмотришь все события, которые достойны внимания, на чём-то остановишься и листаешь дальше. А что касается влияния на читателей, я думаю, оно должно быть взаимным — если это журналистика настоящая, а не только информационное отражение жизнедеятельности общества.

   Марина Корнеева уверена: рейтинг изданий зависит от качественной аналитики Фото: Евгений Живолупов / / Из личного архива Марины Корнеевой
Марина Корнеева уверена: рейтинг изданий зависит от качественной аналитики Фото: Евгений Живолупов / / Из личного архива Марины Корнеевой

Меня иногда спрашивают: почему у нас тиражи печатных изданий падают, а, например, на Западе пресса развивается? Это очень сложный вопрос. Да потому и развивается, что востребована деловыми людьми, политическими деятелями, содержит глубокий, всесторонний анализ, который, как мне кажется, возможен прежде всего в печатных СМИ.

И второй момент. Я считаю, что печать и настоящая, качественная, деловая, общественно-политическая пресса развиты там, где есть мощный средний класс. А если больше половины общества или половину нельзя отнести к среднему классу, складывается другая ситуация.

— Марина Дмитриевна, каких жанров вам не хватает, какие из них — уходящие или уже ушедшие? Что вы смотрите по телевизору?

— Если говорить о печати, то мне очень жаль, что исчезает такой жанр, как очерк. Это из области высшего журналистского мастерства. К сожалению, мы это крайне редко встречаем в печати, что уж говорить об электронных СМИ. Общество перенасыщено всякого рода ток-шоу, причём, политическими ток-шоу. Хотя некоторые я смотрю с огромным удовольствием — те, где журналисты задают вопросы экспертам в сфере общественной деятельности. Но таких немного, а мы перекормлены другими шоу: там ДНК ищем, там вытаскиваем на экраны какие-то мерзкие поступки отдельных людей. В этом, я считаю, проблема современного телевидения. На мой взгляд, радио более доступно и не отнимает время. Я могу заниматься какими-то бытовыми делами и слушать радио.

«Журналистику надо любить»

— Что, на ваш взгляд, самое важное должны вынести для себя сегодняшние выпускники журфаков, вступая на профессиональную стезю?

— Многие из них сегодня выбирают работу не в СМИ. Достаточно таких примеров, когда выпускники приходят работать в пресс-службы разного рода, в другие структуры, а иногда меняют профессию. Поэтому я не знаю, какими они должны быть. Это их выбор. Но я считаю, журналисты должны любить свою профессию, интересоваться общественной жизнью — во многих её проявлениях или в каком-то одном. Они должны владеть основными жанрами журналистики, включая новые. Журналисты — это те, кто умеет быть в контакте с людьми, умеет слушать и слышать, что говорят люди. Мне кажется, оторваться от этой профессии им будет очень сложно и даже невозможно.

   У Марины Дмитриевны Корнеевой много профессиональных наград Фото: Дмитрий Ахмадуллин / / ИА «Победа26»
У Марины Дмитриевны Корнеевой много профессиональных наград Фото: Дмитрий Ахмадуллин / / ИА «Победа26»

Конечно, есть и материальная сторона дела, потому что далеко не все журналисты, работающие в СМИ, сегодня получают приличную зарплату.

Поучиться у федералов

— В современном инфополе высокая конкуренция. О чём и на каком языке нужно говорить местным СМИ со своими читателями, слушателями, чтобы выдержать эту конкуренцию, чтобы читатель оставался с ними, а не выбирал федеральные издания?

— Я думаю, региональным СМИ многому всё-таки надо учиться и у федеральных изданий. Там есть прекрасные примеры. А разве у нас мало интересных актуальных тем? У нас их более чем достаточно. Например, сейчас большая проблема в отрасли ЖКХ — коммуникации ветшают и требуют замены. Это и федеральная проблема. У нас много хороших материалов о тех людях, которые побеждают на каких-то конкурсах. Посмотрите, как бурно сейчас развиваются всякого рода творческие конкурсы, соревнования и так далее.

Конечно, отточенность и профессиональная подготовка журналистов федеральных СМИ солидная, но я бы не сказала, что сегодня можно говорить о некой провинциальности региональной журналистики. Я рада, что на наших региональных телевизионных площадках почти нет подражания политическим ток-шоу, которые идут на федеральных каналах. Хороших тем в регионе более чем достаточно и для поиска добра, и для критических материалов. Но критических не только для того, чтобы кричать о том, что очередного коррупционера схватили и посадили в Ставропольском крае. Да, об этом нужно сообщать, но разве мало людей, которые работают честно на своём месте? Только мы их по существу не замечаем. Нам нужны breaking news и немедленно.

— И в заключение — какое напутствие вы бы дали ставропольским журналистам в их профессиональный праздник?

— Я бы пожелала им, чтобы в конце своей деятельной биографии им не было стыдно за то, что они делали в журналистике, чтобы они никогда не жалели о том, что выбрали именно эту профессию, чтобы было у них достаточно удовлетворения от того, что они делают не для себя, а для людей.