4K подписчиков

12 Самых Известных Уродливых Картин

112 прочитали

Что в художественном искусстве может сделать картину красивой или уродливой? Есть множество причин, по которым некоторые люди предпочитают живописный пейзаж сельской местности, и большая часть из них может быть запросто связана с нашим пониманием того, что принято считать визуально приятным. Спорный вопрос эстетики также в значительной степени основывался на идеалистических и заранее заданных стандартах западного взгляда и, что наиболее заметно, способствовал именно мужскому взгляду, который влиял на более широкое понимание того, что считалось уродливым или же эстетически неприятным.

12 Самых Известных Уродливых Картин
12 Самых Известных Уродливых Картин

В этой статье мы раскроем для вас самые знаменитые уродливые картины, которые были названы таковыми из-за их уникальных визуальных качеств, которые, несмотря ни на что, также принесли им и большое признание. Дочитайте эту статью до конца и узнайте, как же выглядят все эти уродливые полотна, а также кое-что ещё!

Так что же считается по-настоящему некрасивым? Рассматривая вопрос об уродстве в художественном искусстве, необходимо оценить своё представление о красоте или о стандартах эстетики. Традиционно всё то, что считается уродливым, также рассматривается и как нестандартное, визуально бессвязное, сбивающее с толку, а иногда и чересчур абстрактное.

Уродливыми картинами также всегда считались изображения моделей и фигур, которые рассматривались как непривлекательные, были представлены грубо и иногда стирали границы между тем, что знали люди, и тем, что они себе представляли. Справедливо сказать, что большинство уродливых картин, включая и те, которые будут обсуждаться ниже, всегда обладали определённым шокирующим фактором для своей аудитории, который мог заставить вас чувствовать себя сбитым с толку, учитывая строгие кодексы, налагаемые на художников той или иной эпохи.

Художественная Выставка Люсьена Фрейда под названием «Обнажённые Портреты», Музей Современного Искусства, Франкфурт-на-Майне, Германия, 2000 год
Художественная Выставка Люсьена Фрейда под названием «Обнажённые Портреты», Музей Современного Искусства, Франкфурт-на-Майне, Германия, 2000 год

Во многих отношениях то, что когда-то было уродливым, также повысило и известность полотен, когда-то названных таковыми, что и привело к большему признанию и размышлениям над понятиями красоты, привлекательности, уродства, гротеска и чего-то сверхъестественного.

Все эти самые знаменитые уродливые картины – от Леонардо да Винчи (годы жизни 1452-1519) до Яны Эйлер (родилась в 1982 году) – заставят вас усомниться в намерениях и, вполне возможно, гениальности художников, создавших их. Ниже вы найдёте список лишь некоторых из самых известных уродливых картин в истории человечества, с которыми многие из вас могут согласиться, и которые, безусловно, бросают вызов всем представлениям о том, как же выглядит красивая и привлекательная для глаз картина. Вполне возможно, они настолько уродливы, что не могут не подчеркнуть собой и некоторую красоту.

1 место. «Уродливая Герцогиня» – Квентин Массейс

«Уродливая Герцогиня»
«Уродливая Герцогиня»
  • Дата создания: 1513 год
  • Размеры: 62,4 х 45,5 сантиметров
  • Место нахождения: Национальная Галерея Лондона (Лондон, Англия)

«Уродливая Герцогиня», также известная как «Гротескная Старуха» – это знаменитая уродливая картина, созданная как сатирический портрет Квентином Массейсом (годы жизни 1466-1530) в 1513 году. Этот весьма необычный портрет фламандский художник создал для того, чтобы изобразить пожилую женщину со всеми чертами настигшей её старости. Он нарисовал её в головном уборе с рогами, который в ту пору считался уже немодным, в своей руке она держит красный цветок, ранее он использовался для обозначения помолвки.

Портрет предполагает собой, что пожилая женщина, явно уже не дотягивающая до расцвета всех своих жизненных сил, всё ещё пытается привлечь поклонника. Некогда считалось, что работа «Уродливая Герцогиня» была вдохновлена одной из карикатур от Леонардо да Винчи (годы жизни 1452-1519), однако позднее выяснилось, что изначально композиция творения принадлежала кисти именно Массейса, а её копию делал уже Леонардо.

2 место. «Калеки» – Питер Брейгель-старший

«Калеки»
«Калеки»
  • Дата создания: 1568 год
  • Размеры: 18,5 х 21,5 сантиметр
  • Место нахождения: Музей Лувр (Париж, Франция)

Произведение «Калеки», также известное как «Нищие», от Питера Брейгеля-старшего (годы жизни 1525-1569), по праву считается одной из самых неприятных картин всего XVI столетия, во многом благодаря изображению пяти нищих, которые, как предполагают, олицетворяют собой целое историческое событие. Картина отсылает нас к группе повстанцев, которая объединилась против руководства Испании в лице короля Филиппа II Испанского (годы жизни 1527-1598) и его первого министра Антуана Перрено де Гранвелы (годы жизни 1517-1586). Фигуры одеты в необычные наряды, такие как карнавальные костюмы, символизирующие собой различные классы общества: от короля, представленного картонной короной, до епископа, который показан в митре.

Картина может быть ошибочно понята как этюд с участием нищих калек; однако сама композиция целиком и полностью носит лишь сатирический характер и призвана символизировать собой болезнь моральной дряхлости, которая может поразить абсолютно любого человека, вне зависимости от его сословия. В то время многие европейцы просто не обращали своё внимание на тех, кому в жизни повезло меньше, в результате чего и игнорировали их мольбы и просьбы. Картина была подарена Лувру в 1892 году, она признана единственной работой Брейгеля-старшего в коллекции парижского музея.

3 место. «Вертумн» – Джузеппе Арчимбольдо

«Вертумн»
«Вертумн»
  • Дата создания: 1591 год
  • Размеры: 70 х 58 сантиметров
  • Место нахождения: Замок Скуклостер (муниципалитет Хабо, Швеция)

«Вертумн» – это одна из самых известных уродливых картин XVI века, созданная кистью Джузеппе Арчимбольдо (годы жизни 1526-1593) в 1591 году. Знаменитый на весь мир портрет представляет собой императора Священной Римской империи – Рудольфа II (годы жизни 1552-1612), изображённого в композиции из цветов, фруктов и овощей. Возможно, сия картина и выглядела уродливой просто из-за того, что Арчимбольдо решил изобразить знакомую всем персону при помощи фруктов и овощей. Это стало не только отсылкой к римскому богу Вертумну, но и сделало картину особенно странной и просто непривлекательной для зрителей XVI столетия.

Хотя творение и представляет собой юмористическое изображение римского императора, портрет также несёт в себе и намеренные политические ассоциации. Сразу после того, как портрет был подарен императору, его передали в собственность шведской армии, после чего на некоторое время он попросту исчез. Вновь появился портрет в 1845 году в стенах шведского Замка Скуклостер, где и находится по сей день.

4 место. «Магдалена Вентура с Мужем и Сыном» – Хусепе де Рибера

«Магдалена Вентура с Мужем и Сыном»
«Магдалена Вентура с Мужем и Сыном»
  • Дата создания: 1631 год
  • Размеры: 212 х 144 сантиметра
  • Место нахождения: Музей Прадо (Мадрид, Испания)

Картина «Магдалена Вентура с Мужем и Сыном» легко попала в категорию «некрасивых» работ в своё время во многом потому, что изображала собой не совсем традиционную женщину по имени Магдалена Вентура, страдавшую гормональным расстройством. На групповом портрете Вентура кормит ребёнка грудью, а её муж скрывается в тени прямо за ними. Справа от композиции расположены две стелы, подробно описывающие историю семьи, они написаны на латыни и известны как «Чудо Природы». К слову сказать, на второй стеле имеется и описание «необычной» внешности Вентуры. Согласно отчётам, на тот момент женщине было уже 52 года, а в 37 лет у неё начался усиленный рост волос на лице. Помимо нетрадиционной для своего времени внешности, на картине также изображается непосредственно её героиня – послушная и гордая своим видом, вне зависимости от того, что в ту пору общество думало о ней.

Создатель этого знаменитого полотна Хусепе де Рибера (годы жизни 1591-1652) также изобразил Вентуру в нетрадиционной для той поры позе, которая была более связана с отображением африканских женщин, кормящих своих собственных детей подобным образом. Хотя картина и подчёркивает собой мужественность Вентуры, она также изображает и аспект её характера – женщина преисполнена силой и гордится своей уникальной внешностью.

5 место. «Сатурн, Пожирающий Своего Сына» – Франсиско Гойя

«Сатурн, Пожирающий Своего Сына»
«Сатурн, Пожирающий Своего Сына»
  • Дата создания: 1819-1823 годы
  • Размеры: 143,5 х 81,4 сантиметра
  • Место нахождения: Музей Прадо (Мадрид, Испания)

«Сатурн, Пожирающий Своего Сына» – это одна из самых известных картин в карьере испанского художника Франсиско Гойи (годы жизни 1746-1828), на гротескном изображении которой показан греческий мифологический персонаж Кронос, пожирающий собственного сына. Полотно шокирует психологически, что только усиливает его «уродливость» как произведения искусства, если его повесить на стену, оно не принесёт вам радости и не вызовет особого аппетита. Также это интересная особенность картин, которые приписывают к лику «уродливых», поскольку именно шоковый фактор их композиций, который мы видеть не привыкли, и их утопание в реальности заставляет нас хотеть как можно быстрее отвести взгляд от них и, таким образом, маркировать подобные произведения как «уродливые».

Работа Гойи стала частью его серии «Чёрные Картины», которую он создавал прямо на стенах своей резиденции в 1820-ых годах, а на холсты вся эта серия была перенесена уже после смерти художника. Картины оставались закрытыми для широкой аудитории до тех самых пор, пока не были перенесены на холсты художником и реставратором Сальвадором Мартинесом-Кубельсом (годы жизни 1845-1914), при этом он немного их повредил. Барон Эмиль д’Эрланже (годы жизни 1832-1911), который приобрёл дом Гойи, передал все произведения в дар государству, и уже после этого они были переданы в коллекцию мадридского Музея Прадо.

6 место. «Посвящение Аполлинеру» – Марк Шагал

«Посвящение Аполлинеру»
«Посвящение Аполлинеру»
  • Дата создания: 1911-1912 годы
  • Размеры: 200 х 189,9 сантиметров
  • Место нахождения: Музей Ван Аббе (Эйндховен, Нидерланды)

«Посвящение Аполлинеру» – это работа из начала XX столетия кисти Марка Захаровича Шагала (годы жизни 1887-1985), хорошо известного своими экспериментальными картинами и формами. Тем не менее, это творение представляет собой весьма необычный подход к дани уважения близкому другу. Такое часто случается, что художник пишет портрет своего друга, но Шагал сделал это уж совсем неординарно. Картина была названа в честь известнейшего французского драматурга и поэта Гийома Аполлинера (годы жизни 1880-1918); он также был любимым членом сообщества художников Монпарнаса и хорошо известен своим безудержным энтузиазмом по отношению к новым творческим движениям. Именно Гийому приписывают создание слова «сюрреалист», которое быстро подхватили такие люди, как Андре Бретон (годы жизни 1896-1966). В 1914 году Аполлинер вступил в ряды французской армии и ушёл на Первую Мировую войну, а в 1916 получил серьёзную травму головы, которая и поставила крест на его дальнейшей жизни.

Он умер от Испанского гриппа в 1918 году. Эклектическая живопись Шагала сложна по своему облику и может запросто не понравиться, поскольку тоже ассоциируется с некрасивыми картинами. Работа изображает собой фигуры мужчины и женщины, неуклюже слившиеся в бёдрах и словно окутанные вихрем, извергающим также фрагменты цвета и геометрию фигур. Корень того, что делает сию картину непривлекательной для просмотра, заключается в её уникальной сложности и способности вызывать у зрителя замешательство до такой степени, что он даже не понимает, на что смотрит. Ещё одно подобное исследование, отражающее собой использование Шагалом стилей примитивного художественного искусства, как видно в данном конкретном произведении, было рассмотрено творцом в картине «Посвящение Аполлинеру или Адам и Ева» (1911-1912 годы).

7 место. «Красное Яйцо» – Оскар Кокошка

«Красное Яйцо»
«Красное Яйцо»
  • Дата создания: примерно 1940-1941 годы
  • Размеры: 61 х 76 сантиметров
  • Место нахождения: Национальная Галерея в Праге (Прага, Чехия)

Это поразительное расположение, безусловно, абсолютно не эстетично для современного взгляда зрителя, оно не изображает фигуры, с которыми вам хотелось бы просыпаться каждое утро. Написанное где-то между 1940 и 1941 годами произведение «Красное Яйцо» широко считается одной из самых известных уродливых картин в мире, она была создана Оскаром Кокошкой (годы жизни 1886-1980). Работа основана на сатире, которую некоторые могут поначалу и не осознавать, поскольку в ней представлены карикатуры на тиранов, таких как Адольф Гитлер (годы жизни 1889-1945); он прорисован в размытой, но вполне себе различимой манере в левом верхнем углу произведения.

Говорят, что картина изображает собой разрушение Чехословакии в 1939 году, произошедшее вскоре после Мюнхенского соглашения. На полотне можно также заметить крысу, которая, как кажется, только что вышла прямо изо рта кричащего Гитлера.

8 место. «№ 5, 1948» – Джексон Поллок

«№ 5, 1948»
«№ 5, 1948»
  • Дата создания: 1948 год
  • Размеры: 244 х 122 сантиметра
  • Место нахождения: частная коллекция в Нью-Йорке (штат Нью-Йорк, США)

Никак нельзя обсуждать «уродливые» картины, не признавая того факта, что, вполне возможно, что непривлекательным для человеческого глаза произведение может запросто сделать переизбыток абстракции. Американский художник Джексон Поллок (годы жизни 1912-1956) попал в этот список со своей картиной «№ 5, 1948» совершенно не случайно, ведь однажды её тоже признали одной из самых известных в мире уродливых работ. Это произошло из-за сжатой и насыщенной композиции творения, которая может не понравиться современному глазу. Однако в 2006 году она была продана с аукциона примерно за 140 миллионов американских долларов, что сильно шокировало многих людей, поскольку никак нельзя было ожидать, что кто-то вообще купит такое полотно за подобную высокую цену, особенно учитывая, что картина была явно нерепрезентативной. Поллок использовал краски из синтетической смолы, дабы создать композицию, чем-то похожую на птичье гнездо, с разбросанными повсюду цветами жёлтого, коричневого, серого и белого тонов.

Также художнику пришлось немного модифицировать картину, так как она получила несколько повреждений. Самый первый её покупатель – Альфонсо Осорио – согласился на предложение Поллока, и отдал ему творение на доработку. В конце концов, покупатель был удовлетворён второй версией произведения, отметив, что картина сохранила первоначально задуманную концепцию линейной глубины.

9 место. «Женщина III» – Виллем де Кунинг

«Женщина III»
«Женщина III»
  • Дата создания: 1953 год
  • Размеры: 172,7 х 123,2 сантиметра
  • Место нахождения: частная коллекция Стивена Коэна

«Женщина III» – это весьма известная картина кисти Виллема де Кунинга (годы жизни 1904-1997) середины XX века, которую по праву называют «уродливой» из-за изображения на ней чрезвычайно абстрактной фигуры незнакомой женщины. Работа была создана в 1953 и в том же году дебютировала в Галерее Сидни Джениса (годы жизни 1896-1989) в Нью-Йорке. Если не считать сильно искажённого и нереалистичного рисунка, цветовая палитра произведения столь же приглушена и сомнительна, как и вся композиция в целом. Палитра включает в себя множество белых, серых и плоских цветовых областей, что для продукта, сделанного в стиле абстрактного экспрессионизма, оказалось более чем приемлемо.

Однако нетрадиционный художественный стиль и необычное изображение работы, похоже, сумели только повысить её признание. В 2006 году она была продана с аукциона Стивену Коэну (родился в 1956 году), сумма сделки составила 137,5 миллионов долларов США. Виллем де Кунинг помог продвинуть стиль абстрактного экспрессионизма сразу после Второй Мировой войны, он использовал подобную живопись, работая преподавателем в одной из художественных школ Нью-Йорка.

10 место. «Без Названия (Нью-Йорк)» – Сай Твомбли

«Без Названия (Нью-Йорк)»
«Без Названия (Нью-Йорк)»
  • Дата создания: 1968 год
  • Размеры: 172,7 х 228,6 сантиметров
  • Место нахождения: частная коллекция

Произведение «Без Названия (Нью-Йорк)» представляет собой серию несвязных каракулей, однажды проданных за 70,5 миллионов американских долларов и, вполне возможно, шокирующих многих, поскольку каракули кажутся лишёнными какой-либо сложности или концепции. Картину написал Сай Твомбли (годы жизни 1928-2011), который в период с 1960-ых по 1970-ые годы работал над серией рисунков на доске.

Человек вынужден признать всю простоту работы и её воспринимаемую ценность в цвете её создателя, что некоторым может с лёгкостью показаться смешным, но определённо даст новый взгляд на то, чем же торгуют в наше время на художественном рынке. Вполне возможно, именно поэтому картина и кажется «уродливой» для принятия.

11 место. «Три Наброска к Портрету Люсьена Фрейда» – Фрэнсис Бэкон

«Три Наброска к Портрету Люсьена Фрейда»
«Три Наброска к Портрету Люсьена Фрейда»
  • Дата создания: 1969 год
  • Размеры: 198 х 147,5 сантиметров
  • Место нахождения: частная коллекция

На удивление работа «Три Наброска к Портрету Люсьена Фрейда» также входит в наш список самых известных уродливых в мире картин, она была написана Фрэнсисом Бэконом (годы жизни 1909-1992) в 1969 году. В 2013 творение было продано с аукциона за 142,4 миллиона долларов США, что и сделало его самым продаваемым на аукционе произведением искусства на тот момент. Объектом Бэкона стал Люсьен Фрейд (годы жизни 1922-2011), доподлинно известно, что эти двое рисовали друг друга, по крайней мере, несколько раз, а началось всё ещё в 1951 году. Если кто-то из вас знаком с предметом и визуальной эстетикой Бэкона, то он также отождествляет его труды с чувствами сверхъестественного и ужаса через образное искажение. Его работы сочетают в себе странный баланс обращения к вещам, одновременно узнаваемым и устрашающим.

Картина «Три Наброска к Портрету Люсьена Фрейда» была создана на трёх панелях в изолированном абстрактном стиле, она исказила фигуру Фрейда, который показан сидящим на деревянном стуле в клетке. Наполненный чувством «эмоционального раздражения», зритель оказывается в противоречии с интенсивностью и иррациональностью произведения искусства. К великому сожалению, сразу после ссоры в середине 1970-ых годов художники навсегда разорвали свою дружбу.

12 место. «Анализмонстр» – Яна Эйлер

«Анализмонстр»
«Анализмонстр»
  • Дата создания: 2014 год
  • Размеры: 47,5 х 187 х 45 сантиметров
  • Место нахождения: Городской Музей Амстердама Стеделейк (Амстердам, Нидерланды)

Пожалуй, произведение «Анализмонстр», это самая устрашающая картина из всех тех, которые вы сумеете без труда найти, и, конечно же, она была включена во многие списки самых уродливых картин в мире. Но что же делает работу уродливой? Огромное полотно занимает собой существо, подобное троллю, его красный язык высовывается изо рта, а огромные блюдцеобразные глаза сразу же пугают зрителя, вместо того, чтобы попытаться его заинтриговать.

Возможно, дело в поразительной природе картины и использовании в ней живописного иллюзионизма, а также в неузнаваемой форме, которая заставляет нас замереть на месте или же отвести взгляд, вместо того, чтобы сосредоточиться на её визуальных особенностях. Картина создана Яной Эйлер (родилась в 1982 году) – широко известной своими эпатажными композициями, которые фокусируются собой на жутких визуальных эффектах и вызывают в нас дискомфорт.

Все эти знаменитые уродливые картины могут многому научить нас, к примеру, тому, что общество и мир считают «уродливым» искусством, а также о ключевых моментах, которые можно использовать для переоценки своих личных взглядов на то, как же в художественном искусстве понимается уродство. Мы надеемся, что эта статья была информативной, и что она побудит вас изучить возможности расширения вашего кругозора в области таких понятий, как красота, эстетика и «прекрасное» художественное искусство.