17,4K подписчиков

Рок-кладовая Александра Галина. Остров проговой эклектики. Группа ISLAND (Швейцария)

Прог-сцена солнечной, благополучной со всех сторон Швейцарии в годы расцвета прог-жанра в 1970-х не могла соперничать с ведущими актами Британии, Германии и даже Италии в силу недостаточной внутренней конкуренции и синдрома периферийности. Первые конфедеративные прогрессоры KROKODIL, BRAINTICKET и DEAF культивировали немецкий краут-рок в духе AMON DÜÜL II, пытаясь разнообразить звучание этникой, фьюжн- и world-музыкой. Последний коллектив DEAF пошел дальше, усугубляя краут-психоделию тяжелыми гитарами. Большего успеха удалось добиться альпийским командам ERTLIF, WELCOME и COUNTRY LANE, варьировавшим стилистику звучания на стыке NICE, YES и EMERSON, LAKE & PALMER и получавшим весьма интересный вариант симфо-прог-рока. Но и эти неординарные прог-рокеры прекратили свое существование после выпуска одного-двух альбомов.

Прорыв в высшую лигу прогрессивного рока мог состояться в 1977 году, ставшего «золотым» в истории швейцарской прогрессивной сцены, когда сразу две, безусловно, самобытные группы потомков гельветов CIRCUS и ISLAND выпустили по одному культовому альбому – Movin’ On и Pictures соответственно. «Циркачи» из Базеля без электрогитарной и клавишной составляющей смогли добиться гармонии и композиционного построения близкого к эстетике дебютного альбома The Aerosol Grey Machine VAN DER GRAAF GENERATOR.

Вторые – ISLAND, – к большому сожалению, так и остались группой одного студийного альбома, но какого! Pictures – истинный шедевр эклектического прог-рока, выполненный по сверхоригинальной музыкальной рецептуре, требующий неоднократного прослушивания, чтобы в очередной раз восхититься фантастическим исполнительским мастерством «островитян». Альбом, бесспорно, сложен по восприятию, мрачно-готичен по настроению, полистилистичен по музыкальной эстетике, что вдохновит, конечно, не многих, но истинные ценители эксклюзивного прогрессива небезосновательно относят Pictures к числу самых лучших работ жанра.

В состав "островного" новообразования вошли два персонажа, уже имевших определенный сценический опыт. Бенджамин «Бени» Ягер (Benjamin «Beni» Jäger) начинал свое движение в базельской хард-роковой группе TOAD, отметившись на их дебютном альбоме Toad (1971), а перкуссионист Гюге Юрг Мейер (Güge Jürg Meier), которого без преувеличения можно ставить в ряд выдающихся инструменталистов, привлек к себе внимание своей работой над релизом Alpha (1972) уже упоминавшейся прог-группы DEAF.

Именно здесь, в лагере DEAF, гитарист Дэнни Рюле (Danny Rühle) решил объединиться с Бенджамином Ягером, чтобы создать новый проект симфо-прог-роковой направленности. Покинув TOAD, которая после его ухода скоропостижно скончалась, Рюле с Ягером и образовали свой ISLAND. Позже к ним присоединился оставшийся не у дел Гюге Юрг Мейер.

Фото взято из книги А.Галина
Фото взято из книги А.Галина

После нескольких выступлений, в основном в швейцарском Санкт-Галлене, в 1973 и 1974 годах ISLAND обосновались в Виндлахе, маленьком поселении в кантоне Цюрих у границы с Германией, где в 1975 году в репетиционных сессиях в небольшой домашней студии Рюле, Ягер, Мейер, мультиинструменталист Петер Шерер (Peter Scherer) и басист Эгон Эгглер (Egon Eggler) записали свои первые работы, в том числе сюиту «Pyrroh». В 1976 году Эгглера заменил Альфио Сакко (Alfio Sacco).

Однако что-то пошло не так и в оригинальном составе ISLAND мы уже не увидим ни Рюле, ни Сакко. Более того, группа решила вообще обходиться без электрических струнных инструментов. Басовые партии на бас-педали Moog Taurus стал выполнять Петер Шерер, а отсутствие в их сочинениях гитары успешно компенсировалось духовыми инструментами, которыми мастерски владел новый на ОСТРОВЕ музыкант Рене Фиш (René Fisch).

На запись пяти треков альбома в миланской студии Dischi-Ricordi понадобилось десять дней. Студийным процессом руководил известный итальянский звукотерапевт с консерваторcким музыкальным образованием синьор Клаудио Фаби (Claudio Fabi), способствовавший успешной карьере «итальянских GENESIS» – прог-группы PREMIATA FORNERIA MARCONI. Под началом маэстро и саунд-инженера Карло Мартине (Carlo Martenet) квартет в отличном качестве записал свой 49-минутный высококлассный симфо-проговый опус.

Benjamin Jäger – lead vocals, percussion; Peter Scherer – keyboards, pedal-bass, crotales, voices; René Fisch – saxophones, flute, clarinet, triangle, voices; Güge Jürg Meier – drums, gongs, percussion

Обложка альбома
Обложка альбома
Великолепная работа швейцарских хеви-проггеров, которая на виниле стоит недорого (от 250 долларов), но, судя по многочисленным переизданиям, пользуется большим спросом у поклонников этого сложного стиля. А.Галин

Обложку пластинки Pictures оформлял известный швейцарский художник Ханс Рудольф Гигер (Hans Rudolf Giger), представитель демонической стороны жанра «фантастический реализм». Его биомеханические творения до сотрудничества с соотечественниками из ISLAND украсили обложки классических прог-альбомов Brain Salad Surgery (1973) EMERSON, LAKE & PALMER, Mumien (1974) FLOH DE COLOGNE и Attahk (1978) MAGMA. Ганс также создал обложку для сольника Дебби Харри KooKoo, (1982) где ее щеки проткнуты иглами, непристойный постер для DEAD KENNEDYS (1985), страшноватую обложку второго альбома металлюг CELTIC FROST (1985), а начал он, кстати, с лонгплея швейцарских проггеров THE SHIVER (1969). На обложку пластинки Pictures Гигер пристроил своего очередного техно-био-монстра, подчеркивая тем самым мрачную составляющую музыкального содержания ISLAND.

Первая звуковая картинка альбома – дарк-эмбиентное интро в духе «2001: A Space Odyssey» Стэнли Кубрика. Звуковой хаос с разорванными музыкальными фразами и готическим холодом, вызывающий тревожные чувства, создают ударные, гонги и причудливый, а точнее, шизоидный саксофон. Истинная эстетика диссонанса.

Следующий за мрачно-готической интродукцией шестиминутный замысловатый арт-джазовый инструментальный номер «Zero» («Ноль») поражает невероятной синхронностью, математически точной сыгранностью музыкантов, уверенно себя чувствующих при постоянно меняющихся тактовых размерах как на арт-роковых, так и на фри-джазовых пространствах. По форме музыкальной подачи напрашивается аналогия с GENTLE GIANT и BRAND X, но в звуковом полотне этой инструментальной композиции, сотканного швейцарским квартетом, немало собственных оригинальных идей.

Потрясает филигранная работа доминирующих перкуссии и ударных Гюге Юрг Мейера и клавишных Петера Шерера – главного изобретателя данного шедевра. Всю эту близкую к совершенству клавишно-перкуссийную дуэль пронизывают дерзкие выпады необычно звучащего саксофона вундеркинда Рене Фиша и «плавающая» отрешенная басовая линия того же Шерера, что создает атмосферу магнетического транса.

«Pictures», 17-минутная прог-сюита, – жемчужина не только этого альбома картин, а всей мировой симфо-проговой музыки. Композиция выполнена в лучших традициях ведущих прогрессивных коллективов, прежде всего вспоминаем GENTLE GIANT, с не меньшим уровнем сложности, с уникальной ломаной ритмической структурой и богатой импровизационной орнаментикой. Дуэт Гюге Юрг Мейер – Петер Шерер творит чудеса: их перкуссийно-басовые кружева завораживают. Бенджамин Ягер, явно вдохновленный идеями Питера Хэмилл (лидер VDGG), своими фантасмагоричными текстами добавляет звуковой палитре новых красок.

Четвертая картинка – развернутое абстрактное дарк-проговое звуковое полотно «Herold And King / Dloreh», лишенное определенной композиционной структуры, условно разделенное на две камерные авангардные части. В этом сочинении необычно, странно и непостижимо все, начиная от названия композиции, где «Dloreh» – это и есть «Herold», если читать наоборот.

Поверх атак перкуссии и атональных хаотических звуковых вихрей духовых инструментов опять же крайне необычно звучат речитативы и несвязное бормотание Ягера, который, оказывается, произносит английские тексты задом наперед, причем выполняет свой вокальный перформанс так уверенно, что слушатель не замечает подвоха (еще круче был Роберт Уайатт (ex-SOFT MACHINE), который упражнялся в том, что исполнял свои вещи задом наперед, точнее половину композиции играл как надо, а вторую наоборот, но по музыке они были идентичны!). Внезапные смены настроения, мрачная, нездоровая атмосфера, мистические реминисценции британцев HENRY COW и бельгийцев UNIVERS ZERO держат в эмоциональном напряжении до последней прозвучавшей ноты.

Завершает звуковое путешествие атмосферная фри-джазовая «Here And Now», в которой сложные композиционные экзерсисы с деструктивной ритмикой чередуются с мягкими мелодичными пассажами. Номер состоит из длинных клавишных, саксофонных, кларнетовых инструментальных партий, сплетенных в одно звуковое русло.

Pictures – одно из лучших произведений прогрессив-рока, без преувеличения – шедевральное творение швейцарского квартета, лишенное в силу различных причин заслуженного признания современников. Если бы этот диск был издан в Англии, да лет на 5-6 раньше… Сегодня Pictures – супер-раритетное издание, найти которое очень даже непросто.

Рецептура альбома отвечает запросам самого пытливого прог-рокера: фантастическое исполнительское мастерство музыкантов, виртуозные каденции, самобытное звукопостроение с уникальным сочетанием камерного рока и авангардного звучания. Их музыка контрапунктна, высокотехнична, непредсказуема и многогранна. Требующая неоднократного прослушивания, она раскрывается с каждым новым вращением диска. Еще при жизни их называли швейцарскими VAN DER GRAAF GENERATOR, но к созданию своего дебютного и, как оказалось, последнего альбома, ставшего классическим, ISLAND шли всё же своим, непроторенным, путем.

Американское CD-издание Pictures 1996 года дополнено 23-минутным студийным мега-джемом «Empty Bottles», который хорошо сочетается в музыкальном плане с остальными вещами, несмотря на недостаточное качество записи.

В 2005 году прогхеды получили от ISLAND истинный подарок – официальный архивный релиз студийного и концертного материала Pyrrho.

CD1 (39’04): Home Recording (remastered version)

Danny Rühle – guitar, vocals; Benjamin Jäger – lead vocals, percussion; Peter Scherer – keyboards, vocal; Egon Eggler – bass, vocals; Güge Jürg Meier – drums, percussion.

CD2 (45’23): Live version

Benjamin Jäger – lead vocals, percussion; Peter Scherer – keyboards, vocal; René Fisch – saxophone, vocals; Alfio Sacco – bass, vocals; Güge Jürg Meier – drums, percussion.

Обложка альбома
Обложка альбома

Рисунок в ядовито-зеленых тонахмна обложке альбома вновь принадлежит Хансу Рудольфу Гигеру. На первом диске – 39-минутная сюита «Pyrrho», состоящая из 14 безымянных треков и записанная в домашней студии в Виндлахе в 1975 году еще без Рене Фиша, но с гитаристом Дэнни Рюле и басистом Эгоном Эгглером. На втором – концертная запись «Pyrrho» в санкт-галленском клубе Africana, датированная 12 апреля 1976 года.

Альбом демонстрирует эволюционное развитие группы от явных подражаний EMERSON, LAKE & PALMER на записи 1975 года к джаз-року, авант-прогу, RIO и KING CRIMSON на концертной версии «Pyrrho». На Pictures у них уже собственное характерное звучание, более оригинальное, чем у грандов прогрессива. Релиз, выпущенный небольшим лейблом Z-Records, заявлен как концептуальный, связанный с мифологией. Сюита носит название «Пиррон», отсылая слушателя к Древней Греции к философу Пиррону, основателю античного скептицизма. На диске надпись, извещающая, что представленная на нем музыка инспирирована историей о сабинском царе Акроне – персонаже древнеримской мифологии (опытный сабинский полководец, который после похищения римлянами девушек-сабинянок, отправился их вызволять, но погиб в схватке с Ромулом, основателем Рима).

Покинув ОСТРОВ, каждый музыкант отправился в самостоятельное плавание. Рене Фиш остался в музыкальном мире. В 1992 году он появился в составе альтернативной швейцарской группы THE WONDERTOYS, записав с ними альбом Godspeed. Спустя два года Фиш был замечен в числе авторов и исполнителей песен альбома La Mamma швейцарского поп-рокового дуэта FISCHHOHL. В 2009 году сотрудничал с известным швейцарским инструменталистом Джорджем Хеннигом (George Hennig), записав партии клавишных инструментов для альбома Хеннига Jewels In The Gutter (2009).

На счету Фиша также два эстетских сольных альбома Fisch Basel (2015) и Vollmond Und Föhn (2020). «Рене Фиш – проверенный жизнью, харизматичный интерпретатор, богемный шансонье, – охарактеризовал приятеля Джордж Хенниг. – В художественном отношении он находится где-то между Том Уэйтсом, Питером Хэммиллом и Арно».

Самым продуктивным экс-островитянином оказался Петер Шерер, который успешно совмещал эти годы сочинение музыки для фильмов с преподаванием в Бернском университете искусств на факультете музыки и медиаискусства. Шерер вернулся в строй в середине 1980-х в составе дуэта AMBITIOUS LOVERS («Амбициозные любовники») с американским гитаристом-экспериментатором Артуром Морганом «Арто» Линдси (Arthur Morgan «Arto» Lindsey). После трех альбомов, в которых музыканты экспериментировали с босса-нова, самбой, бразильской музыкой и фанком, несмотря на положительные отзывы критиков, дуэт распался.

Перед окончательным разводом «любовники» записали в 1990 году альбом Pretty Ugly и помогли в записи джазового релиза Before We Were Born (1989) одного из лучших джазовых гитаристов Билла Фризелла (William Richard «Bill» Frisell).

Первая сольная работа Шерера Very Neon Pet, выполненная в стиле даунбит и абстрактной электроники, появилась на лейбле Metro Blue в 1994 году. Результатом работы с одним из лидеров современного авангарда – американским саксофонистом и продюсером Джоном Зорном (John Zorn) стал эмбиент-альбом Cronologia (1996). Некоторое время Шерер жил и работал в Нью-Йорке. В 2007 году его дискографию пополнил еще один эмбиентный диск – Passare.

В 2009 году Шерер реализовал интересный проект That Land с соотечественником Доном Ли (Don Li von Arx) – уникальным продюсером редуктивной музыки, кларнетистом и саксофонистом. В следующем году – не менее яркая коллаборация. На этот раз с легендарной представительницей экспериментальной электронной музыки и пост-панка, перформансисткой Лори Андерсон (Laurie Anderson), для альбома которой Homeland Шерер записал перкуссию.

Что же касается других действующих лиц ISLAND – Гюге Юрг Мейера и Бенджамина Ягера, то их имена в активном музыкальном пространстве не встречаются, что не умаляет их заслуг для прогрессивной сцены во времена существования ОСТРОВА.

Автор - Игорь Ерофеев. Редактура, дополнительный текст - Александр Галин. Дополнительная редактура, вставка музыкальных фрагментов - БиС

Предыдущие материалы из серии "Рок-кладовая":

Книги о рок-музыке от издательства Александра Галина Rock-ExPress

Книги издательства
Книги издательства

Дзен-канал "Рок на БиС" анонсирует открытие в недалеком будущем интернет-радиостанции. Вы сможете слушать песни, о которых мы рассказывали в наших материалах, и множество других, не отвлекаясь на чтение текста.😉

Скоро! Следите за объявлениями!