1,7K подписчиков

Мутная история создания фильма "Анаконда" (Anaconda, 1997)

Информации о создании этого фильма в сети подозрительно мало, особенно учитывая его приличный бюджет и очень звёздный состав участников.

Информации о создании этого фильма в сети подозрительно мало, особенно учитывая его приличный бюджет и очень звёздный состав участников. Никто из актёров или членов съёмочной группы, до сих пор так и не рассказал никаких интересных историй о его создании, все в основном только отшучиваются и ограничиваются общими фразами. И для такого культового фильма, популярность которого с годами только растёт, вдвойне странно. Поэтому в этой статье придётся много предполагать, основываясь на косвенных фактах.

Думаю, начать стоит с 1992 года, когда три богатых человека, никак не связанные с киноиндустрией, основывают независимую производственную компанию Cinema Line Films. Это были предприниматель в сфере моды Леонард Рабинович, дизайнер одежды Кэрол Литтл и Верна Харра, вдова игорного магната Уильяма Фиска Харра, владельца сети отелей и казино Harrah (сейчас часть Caesars Entertainment Corporation), с которым она прожила в браке с 1974 по 1978 годы и унаследовала половину всего его состояния оценивавшегося на тот момент в $138 млн.

Все трое были людьми более чем состоятельными и хотели ворваться в мир кинобизнеса, чтобы делать дорогое коммерческое кино. Для управления своей компанией они наняли профессионала - Стивена Рэндолла, бывшего главу производственного отдела кинокомпании TriStar. Также, чуть позже, к ним на должность вице-президента по производству присоединилась и Сьюзэн Рускин, оставившая пост главы производства в кинокомпании Джина Уайлдера Pal-Mel.

Первые два года Cinema Line Films, не жалея денег, скупали все, по их мнению, потенциально коммерчески выгодные сценарии, перебивая предложения крупных студий и предлагая их авторам солидные шестизначные гонорары в случае, если фильмы по их рукописям будут запущены в производство. А в феврале 1994 года они заключили эксклюзивное соглашение с Columbia Pictures сроком на три года, согласно которому Cinema Line обязалась покрывать все расходы, связанные с разработкой своих будущих фильмов в обмен на финансирование их производства со стороны Columbia при определённых условиях.

Cinema Line Films разрабатывала много любопытных проектов, но первым и, как в последствии окажется, единственным всё-таки запущенным совместно с Columbia в производство стал "Анаконда". В основу фильма был положен оригинальный сценарий, написанный австралийцем Гансом Бауэром, имя которого в то время было на слуху в Голливуде - он продал несколько довольно перспективных сценариев, но ни один из них так и не стал фильмом. Первоначальная история, написанная Бауэром, кардинально отличалась от того, что было показано впоследствии в фильме.

Это было эпическое приключение, рассказывающее историю о 20-летней учительнице биологии из средней школы, которая вместе со своими шестью коллегами в надеже разбогатеть отправляется на один из притоков Амазонки в разгар современной "золотой лихорадки". На месте они случайно забредают во владения трёх гигантских анаконд, жертвами которых они поочередно и становились.

Впоследствии, разочаровавшийся в конечном результате, Бауэр в 2014 году издаст новеллизацию основанную на его оригинальном сценарии под названием "Анаконда: писательская версия" (Anaconda: The Writer’s Cut, 2014)

На роль режиссёра был утверждён перуанец Луис Льоса, только закончивший работу над крупнобюджетным боевиком со Сильвестром Сталлоне "Специалист" (The Specialist, 1994). Это был достаточно логичный выбор, поскольку у Льосы был большой опыт в съёмках в джунглях - помимо "Специалиста" он поставил один из первых фильмов с Сандрой Буллок "Амазонка в огне" (Fire on the Amazon, видео, 1991), культового "Снайпера" (Sniper, 1992) и приключенческий боевик "800 лье вниз по Амазонке" (Eight Hundred Leagues Down the Amazon, 1993) и все они были в той или иной степени связаны с джунглями и водой.

На главные роли были утверждены ветеран Голливуда Джон Войт, который должен был стать главной звездой будущего фильма. Ну а кроме него в актёрский состав вошли Эрик Столц, удачно засветившийся у Тарантино в его "Криминальном чтиве" (Pulp Fiction, 1994), популярный рэп исполнитель Айс Кьюб, комедия "Пятница" (Friday, 1995) с участием которого стала неожиданным кассовым хитом, и тогда ещё не особо известная танцовщица и начинающая актриса Дженнифер Лопес, известная на тот момент только своей небольшой ролью в боевике "Денежный поезд" (Money Train, 1995). Так же в фильме снялись довольно известный характерный актёр Джонатан Хайд, будущая звезда комедийного жанра, но тогда ещё никому не известный новичок Оуэн Уилсон, Кари Вурер, которая впоследствии станет довольно востребованной актрисой в многочисленных второсортных ужастиках и боевиках, ну и совсем в маленькой роли тут можно заметить Дэнни Трехо.

Перед тем, как утвердить этот актёрский состав продюсеры, как и обычно, рассматривали несколько вариантов. Так основными претендентками на роль, доставшуюся Лопес, изначально были Джиллиан Андерсон и Джулиана Маргулис, но обе ответили отказом из-за занятости на съёмках сериалов "Секретные материалы" (The X Files, 1993 – 2018) и "Скорая помощь" (ER, 1994–2009) соответственно, также продюсеры рассматривали кандидатуры Дженнифер Энистон, Кейт Бекинсейл, Николь Кидман, Жюльет Бинош, Ким Бейсингер и Сандры Буллок. А на вторую женскую роль, доставшуюся Кари Вурер, подумывали взять Аннетт Бенинг, Кэмерон Диас, Тери Хэтчер, Гвинет Пэлтроу, Вайнону Райдер и Изабеллу Скорупко. А на роль главного антагониста в разное время рассматривались кандидатуры Майкла Дугласа, Харрисона Форда, Мела Гибсона, Лиама Нисона, Джека Николсона, Жана Рено, Шона Коннери, Томми Ли Джонса, Джона Малковича и Мартина Шина, и основным претендентом был Жан Рено, но продюсеры быстро отказались от его услуг, когда ролью заинтересовался Войт.

Луис Льоса, Джонаттан Хайд и Джон Войт на съёмках
Луис Льоса, Джонаттан Хайд и Джон Войт на съёмках

Судя по официальным данным, изначально съёмки планировалось провести в сентябре 1995 года на локациях в Перу, на родине режиссёра Луиса Льосы, и в Мексике, позже их перенесли на конец октября. И вот тут что-то с фильмом произошло. Как мне кажется съёмки всё-таки начались, и была отснята приличная часть материала, поскольку из интервью со сценаристом Джимом Кэшем можно узнать, что продюсеры обратились к нему с предложением практически полностью переписать текст Бауэра, но с одним условием все сцены со спецэффектами должны остаться на месте, поскольку над ними уже велась работа.

Также перед началом официальных съёмок "Анаконды", которые были назначена на начало мая 1996 года, произошло два любопытных события. В марте 1996 года Джениффер Лопес утверждают на главную роль в фильме "Селена" (Selena, 1997). Это был очень широко освещённый в масс-медиа биографический фильм, посвящённый жизни популярной латиноамериканской певицы, чья трагическая смерть 31 марта 1995 года вызвала довольно широкий резонанс в американском обществе. Так что имя Лопес стало очень популярно, а её гонорар за участие в съёмках составил $1 млн.

И один из продюсеров Cinema Line Films - Верна Харра, где-то в это же время, основывает свою кинокомпанию, которую уже возглавляет единолично и из Cinema Line забирает с собой Сьюзэн Рускин, которой также даёт должность директора по производству, а её главным замом нанимает Энди Фикмена, до этого работавшего на Дисней на схожих должностях над фильмами "Фокус-Покус" (Hocus Pocus, 1993) и "Кто в доме хозяин" (Man of the House1995), и имя которого впоследствии будет значится в "Анаконде" в качестве помощника продюсера. А Cinema Line Films после выхода фильма больше не сняла ни одного фильма и, судя по всему, прекратила своё существование.

Думаю, что когда Лопес оказалась в центре внимания прессы, после утверждения на роль Селены, боссы Columbia решили воспользоваться этим обстоятельством и сделать её главной звездой будущего фильма. Этому, скорее всего, воспротивлюсь руководство Cinema Line (все кроме Харры), и поскольку права на сценарий находились у них, отказали в этой "просьбе" голливудской студии. Тогда Columbia нанимает сценаристов Джима Кэша и Джека Эппса мл., известных по фильмам "Лучший стрелок" (Top Gun, 1986) и "Тёрнер и Хуч" (Turner & Hooch, 1989), чтобы те "с нуля" переписали сценарий, сместив акцент повествования на героиню Лопес.

Также они вывели из сюжета героя Эрика Столца, у которого, возможно, до этого была ведущая роль в этом фильме, и он не захотел уступать её какой-то выскочке, может обиделся, что её гонорар стал много больше его, а может из-за нового съёмочного графика у него просто случился конфликт с его довольно плотным в то время расписанием. Просто убрать его из актёрского состава продюсеры видимо не могли, поскольку все рекламные материалы и постеры к тому времени уже заявляли о его участии. По-другому эту нелепую сюжетную линию с его участием, в которой он большую часть проводит в коме за кадром, я объяснить не могу.

На съёмках
На съёмках

Ну а чтобы обеспечить согласие других участников их как обычно подкупили. Гонорар Лопес был увеличен до $1 млн. - я не думаю, что такую сумму ей просто так могли обещать в 1995 году, поскольку её гонорар за "Денежный поезд" составил всего $200 тыс. Также думаю, что и Льосе, вместе с Войтом и Кьюбом существенно увеличили их зарплатные чеки, не обидели, наверное, и других актёров, а в обмен те подписали какой-нибудь договор о неразглашении. А также каждый из участников помимо денег потребовал удовлетворить и другие их запросы, касавшиеся сюжета и условий съёмок. Так к примеру, Лопес захотела сменить изначально английскую фамилию своей героини Портер на латиноамериканскую Флорес. Льоса добавил в сюжет немного южноамериканского фольклора, согласно которому многие местные племена почитают определённый вид анаконд как божество, и получил съёмки на реальной Амазонке в Бразилии. Уверен, что и Кьюб не стеснялся вносить изменения в своего персонажа.

И вот уже с совершенно новым сценарием съёмки фильма официально стартовали 1 мая 1996 года и вся съёмочная группа отправилась на реальную Амазонку в Бразилию. В Бразилии кинематографисты провели семь недель, а затем вернулись в Калифорнию на съёмочную площадку, где и сняли все оставшиеся сцены, завершив съёмки 19 августа 1996 года.

На съёмках
На съёмках

Луис Льоса хотел, чтобы музыку к фильму написал Джон Бэрри, с которым режиссёр вместе работал над своим предыдущим фильмом "Специалист". Однако разменявший восьмой десяток композитор в то время был серьёзно болен, так что его место занял Рэнди Эдельман (Маска, 1994; Дневной свет, 1996). И Льоса попросил его написать саундтрек, который бы походил на темы из фильмов "Белый бизон" (The White Buffalo, 1977) и "Кинг Конг" (King Kong, 1976), музыку к которым также сочинил Бэрри.

В самый последний момент продюсеры вдруг решили понизить возрастной рейтинг фильма с изначального "R" (18+) до более детского "PG-13" (14+), но поскольку времени (да, наверное, и денег тоже) на пересъёмки уже не было, актёры просто переозвучили свои реплики, в которых попадались все английские матерные слова, из-за чего движения их губ не всегда совпадают с произносимыми ими словами.

Премьера фильма состоялась с большим опозданием 11 апреля 1997 года, что оказалось даже после запущенной в производство намного позже "Селены", вышедшей в прокат 21 марта того же года. Его кассовые сборы оказались вполне себе приличными - при официальном бюджете в $45 млн. они составили $136 млн. по всему миру.

А вот реакция критиков была не такой приятной - на сайте Rotten Tomatoes у фильма всего 41% свежести на основании 56 рецензий. Его ругали за полную абсурдность всего происходящего в кадре, но при этом отмечали, что снята она весьма мастерски. Также по итогам года "Анаконда" была номинирована на премию "Золотая Малина" в 6 из 11 доступных категорий - "Худший фильм", "Худший актёр" (Джон Войт), "Худшая экранная пара" (Джон Войт и Анаконда), "Худший режиссёр", "Худший сценарий" и "Худшая новая звезда" (Анаконда). Но ни в одной номинации фильм так и не "победил" - в том году были более достойные конкуренты в лице "Почтальона" (The Postman, 1997) Кевина Костнера и "Колонии" (Double Team, 1997) с Жан-Клодом Ван Даммом, которые и забрали себе все "призы".

"Анаконда" очень неплохо прошла испытание временем - во время недавней пандемии на стриминге Netflix она заняла 9-е место в десятке самых популярных фильмов, и у неё есть одно кинопродолжение - "Анаконда 2: Охота за проклятой орхидеей" (Anacondas: The Hunt for the Blood Orchid, 2004), два дешёвых, снятых специально для кабельного канала Sci-Fi - "Анаконда 3: Цена эксперимента" (Anaconda: Offspring, 2008) и "Анаконда 4: Кровавый след" (Anacondas 4: Trail of Blood, 2009), один кроссовер с родственной франшизой про крокодила-убийцу, начатой фильмом "Лэйк Плэсид: Озеро страха" (Lake Placid, 1999) - "Озеро страха: Анаконда" (Lake Placid vs. Anaconda, 2015), ну и свеженький ремейк родом из Китая - "Анаконда" (Anaconda, 2024).

На домашнем видео фильм впервые вышел 20 января 1998 года на видеокассетах формата VHS и на DVD дисках. Несколько лет спустя, Sony перевыпустила его на DVD в рамках своей серии SuperBit Collection, в которой она, в преддверии эры высокого разрешения, переиздавала свои самые продаваемые на домашнем видео хиты с максимальным битрейтом видео и лучшим доступным на тот момент звуком, которые она, судя по всему, собирала из HD-трансфера подготовленного для будущего выпуска на Blu-Ray.

В высоком разрешении фильм впервые был выпущен 2 июня 2009 года на дисках формата Blu-Ray компанией Сони. В 2014 году права на выпуск фильма на физических носителях ушли к компании Mill Creek Entertainment, выпустившая 22 июля своё издание, в котором был уменьшен битрейт видео и удалена многоканальная звуковая дорожка, чтобы фильм уместился на более дешёвый Blu-Ray диск объёмом 25Гб. Позже Mill Creek ещё несколько раз перевыпускала фильм меняя обложки, но содержание диска оставалось неизменным. Ну и самое лучшее на данный момент издание вышло в Англии у компании 88 Films, которая издала одним боксом все четыре части этой франшизы в симпатичной упаковке и с приличным набором дополнительных материалов.

Как утверждает сайт IMDB, у фильма есть и альтернативная версия, которая демонстрировалась по принадлежащему Sony кабельному каналу Sci-fi. Там было добавлено несколько сцен - Вестридж жалуется на свою каюту, Кейл замечает, что обезьяны ведут себя так, будто чувствуют поблизости хищника, а также сцена ужина, где Вестридж высказывает сомнения по поводу Сарона. К сожалению нигде в сети мне её отыскать не удалось, так что не могу на 100% утверждать, что это так.

Больше о кино на моём Телеграм-канале.