Как правильно диагностировать стук стоек стабилизатора и шаровых опор передней подвески – ошибки, которые дорого стоят

18K прочитали

Я уверен, что многие знают, как диагностировать переднюю подвеску, но многие при этом допускают грубые ошибки, которые не позволяют корректно определить источник стука. Сегодня объясню нюансы самостоятельной диагностики узлов передней подвески, чтобы не «приговорить» её исправные элементы и не упустить настоящего виновника стука.

Секрет правильной диагностики передней подвески автомобиля
Секрет правильной диагностики передней подвески автомобиля

P.S. Даже на многих СТО совершают подобные ошибки, а владелец автомобиля остается с тем же стуком после ремонта, с каким и приехал на диагностику.

Как не правильно диагностировать переднюю подвеску

Подвеска Макферсон

Вывешиваем авто на подъемнике или домкрате. Вот здесь начинается самая главная ошибка. При вывешенном переднем колесе, будь-то на подъемнике на СТО или на домкрате в гараже, передняя подвеска машины остается нагруженной. То есть, все её элементы испытывают нагрузку от пружины стойки.

Диагностируя стойки стабилизатора или шаровую опору в таком положении подвески бессмысленно. Дело в том, колесо висит в воздухе, пружина, растягиваясь, давит на поворотный кулак. Усилие от него передается на шаровую опору. Через неё на рычаг, он, преодолевая сопротивления сайлентблоков, опускается вниз.

Как пружина гидравлической стойки воздействует на все элементы подвески при вывешенном колесе
Как пружина гидравлической стойки воздействует на все элементы подвески при вывешенном колесе

Поэтому, стойки стабилизаторов, шаровые опоры находятся под нагрузкой. Пальцы этих меняют угол относительно шарниров. Сами шарниры «зажаты» и определить стук в ник не получиться. Посмотрите на фото ниже, какой угол приняли пальцы шаровой и линков.
При загруженной подвеске палец шаровой опоры меняет угол и зажимается поворотным кулоком
При загруженной подвеске палец шаровой опоры меняет угол и зажимается поворотным кулоком
Положение пальца шарового шарнира стойки стабилизатора при загруженной подвеске
Положение пальца шарового шарнира стойки стабилизатора при загруженной подвеске

Дальнейшие, известные вам манипуляции с монтажкой, не дадут корректного результата. Попытка ей пошевелить шарниры для определения люфта или глухого стука не дадут результата, так как шаровые пальцы зажаты в своих крепления и почувствовать люфт не получится.

Двухрычажная подвеска

Такую можно встретить на «классике» и тяжелых машинах. Вывешиваем переднее колесо. Здесь принцип такой же – пружина давит на нижний рычаг. Он давит на нижнюю шаровую опору и тянет ступицу вниз. Она тянет верхний рычаг через верхнюю шаровую опору, которая начинает работать на разрыв.

Как действует сила пружины на элементы двухрычажной подвески при вывешенном колесе
Как действует сила пружины на элементы двухрычажной подвески при вывешенном колесе

Получается, все шаровые опоры двухрычажной подвески испытывают нагрузку от пружины, если колесо висит в воздухе. В таком положении диагностировать шарнирные элементы опор бесполезно, они зажаты в своих узлах.

Что можно диагностировать в таком положении подвески?

Не зажатым остается только шарнир рулевого наконечника. Рулевая тяга имеет свое шарнирное соединения с рулевой рейкой, поэтому, наконечник свободно перемещается вместе с поворотным кулаком.

Рулевой наконечник не находится под нагрузкой пружины при вывешенном переднем колесе
Рулевой наконечник не находится под нагрузкой пружины при вывешенном переднем колесе

Этот узел можно диагностировать знакомыми методами. Они дадут точный результат, и задумываться о правильности установки машины на домкрате или подъемнике не нужно.

Как правильно диагностировать?

Чтобы точно определить, какой из элементов передней подвески стучит, нужно разгрузить подвеску. Для этого нужно подложить брусок под ступицу и опустить подъемник, до тех пор, пока его передняя лапа не ослабнет или домкрат, смотря, чем вы пользуетесь.

Подкладываем брусок под ступицу (слева), чтобы разгрузить подвеску. Как действуют силы на элементы подвески (справа), если под ступицей стоит бревно или опорная стойка
Подкладываем брусок под ступицу (слева), чтобы разгрузить подвеску. Как действуют силы на элементы подвески (справа), если под ступицей стоит бревно или опорная стойка
Но будьте внимательными, автомобиль может потерять равновесие. Для этого немного приподнимите подъемник, чтобы авто упиралась не только на брусок под ступицей, но и на переднюю лапу.

Можно использовать подставку или подкатной домкрат в случае с двухрычажной подвеской. Подставляете его под рычаг вывешенного колеса, ближе к креплению шаровой опоры и опускаете подъемник. Следите, чтобы лапа подъемника не оторвалась от порога машины. То есть, действует точно так, как с бруском под ступицей.

Как действует сила пружины на узлы подвески при установки под рычаг стойки или бревна в двухрычажной подвеске (где нужно ставить подставку или бревно)
Как действует сила пружины на узлы подвески при установки под рычаг стойки или бревна в двухрычажной подвеске (где нужно ставить подставку или бревно)

Таким образом, мы сжимаем пружину гидравлической стойки. Все элементы подвески возвращаются в начальное положение, и нагрузка уходит через гидравлическую стойку, поворотный кулак на бревно, разгрузив всю подвеску.

Посмотрите на фото, в таком положении находятся пальцы шаровых шарниров при разгруженной подвеске. Не одни из них не зажат и это правильно положение, при котором можно точно поставить диагност.

Положение шарнира стойки стабилизатора при разгруженной подвеске (палец расположен ровно относительно шарнира и не зажат стабилизатором)
Положение шарнира стойки стабилизатора при разгруженной подвеске (палец расположен ровно относительно шарнира и не зажат стабилизатором)
Положение пальца шаровой опоры при разгруженной подвеске (под ступицей подставлено бревно)
Положение пальца шаровой опоры при разгруженной подвеске (под ступицей подставлено бревно)

Методы проверки передней подвески Макферсон

Стойки (линки) стабилизаторов

Монтажкой находим упор на рычаге и поднимаем ей стабилизатор. Покачиваниями вверх и вниз смотрим на шарнир. Для точной диагностики нужно приложить палец на корпус шарового соединения или между корпусом стабилизатора и стойкой. Глазом не всегда можно увидеть движение шарового пальца внутри шарнира, а «пальцометром» хорошо чувствуется люфт втулок стабилизатора или шарового пальца в корпусе шарнирного соединения стойки.

Один из способов диагностики шарниров стойки стабилизатора
Один из способов диагностики шарниров стойки стабилизатора

Поднимая вверх и отпуская стабилизатор монтажкой, пальцем хорошо чувствуется люфт. В случаях, если стойка сильно изношена, то слышен глухой стук. Это стучит шаровый палец внутри корпуса шарнира. Прикладываем палец к нижнему креплению стойки, а потом к верхнему.

Диагностируем пальцем нижний и верхний шарнир стойки стабилизатора
Диагностируем пальцем нижний и верхний шарнир стойки стабилизатора

Находим упор ломиком и двигаем стабилизатор в поперечном направлении, влево и вправо относительно кузова автомобиля. Это нужно делать, если люфт не заметили при движении корпуса стабилизатора вверх и вниз. Если упереться монтажкой негде, берем рукой стойку и шатаем его от себя к себе, палец лежит на шаровом шарнире стойки.

Проверяем стойку стабилизатора шатая её рукой от себя к себе
Проверяем стойку стабилизатора шатая её рукой от себя к себе

Шаровые опоры

Подставляем монтажку под поворотный кулак и упираемся ей в рычаг. Пытаемся поднять кулак и наблюдаем за пальцем шаровой опоры. То есть, шаровая начинает работать на разрыв. Можно положить на её пыльник палец, чтобы лучше чувствовать люфт.

Диагностируем шаровую опору, где лучше устанавливать монтировку
Диагностируем шаровую опору, где лучше устанавливать монтировку
Если с шарниром всё в порядке, то люфта не должно быть. Палец должен жестко «сидеть» во втулке корпуса опоры.

Следующий способ диагностики проводится в смотровой яме, когда машина стоит на своих колесах:

Если нет возможности подставить под кулак монтировку, то можно её край упереть во внутреннюю часть колесного диска, надев на неё перчатку, чтобы не поцарапать диск. Корпусом монтажки поднимаем и опускаем рычаг, упершись в корпус шаровой опоры. Можно просто упереться в сам рычаг ближе к опоре, если боитесь проломить корпус шаровой.

Ложим на пыльник опоры палец и шевелим рычаг. «Пальцометр» если чувствует люфт в шаровом шарнире, значит его под замену.

Вывод

Любой, из известных вам способов диагностики передней подвески может дать «сбой», если неправильно подойти к нему. Основной ошибкой многих, даже на профильных станциях, является проверка на полностью вывешенной подвеске. В таком случае все её узлы находятся под нагрузкой. Как я показал, в таких случаях легко прозевать люфт в шаровых шарнирах.

На фото ниже показана, как расположена стойка стабилизатора относительно пневматической стойки в подвеске под нагрузкой и без неё. Как вы думаете, будет ли стучать палец, если он зажат подвеской?

Положение пневматической стойки относительно стойки стабилизатора при загруженной (слева) и разгруженной (справа) подвеской
Положение пневматической стойки относительно стойки стабилизатора при загруженной (слева) и разгруженной (справа) подвеской

Основной идеей статьи не сами способы проверки подвески, а правильность их проведения. Потому что, если не разгружать подвеску, то можно не определить источник стука, а клиента оставить с проблемой, не решив её.

Жду ваших комментариев и дополнение к статье. Как вы диагностируете подвеску своего авто, разгружаете её или нет?

Всем правильной диагностики.