Рыцарь плаща и клавиш. Легендарному Рику Уэйкману исполнилось 75 лет

734 прочитали

Его имя — синоним излишеств. Длинноволосый рокер в серебристой накидке, повелитель синтезаторов, органов и фортепиано, виртуоз, способный выдать миллион нот в минуту, написать написать пышный концептуальный альбом на отвлечённую литературно-историческую тему — и представить его в виде дорогостоящего шоу на льду, например.

Его имя — синоним излишеств.

Британский клавишник Рик Уэйкман, который появился на свет 18 мая 1949 года, внёс свой вклад в более чем 2000 записей. Потрясающий, неподъёмный объём работы!

В 1969 году продюсер Тони Висконти пригласил Рика Уэйкмана принять участие в записи сингла некоего многообещающего артиста Дэвида Боуи. Синглом, о котором идёт речь, был эпохальный «Space Oddity». За партию меллотрона клавишник получил гонорар в размере девяти фунтов. Что более важно, студийный опыт положил начало дружбе и сотрудничеству двух рок-звёзд.

Уэйкман был в восхищении, когда Боуи сыграл ему на 12-струнной гитаре песни, которые он написал для альбома «Hunky Dory». Одна из них — «Life On Mars?» — стала крупным достижением в карьере обоих. Уэйкман сыграл восторженную партию, опираясь на головокружительную последовательность аккордов, сидя за роялем в студии «Тридент» — на том же самом инструменте, на котором Пол Маккартни несколькими годами ранее сыграл «Hey Jude».

Клавиши Рика Уэйкмана звучат во многих песнях того периода. Среди его нанимателей были среди прочих The Brotherhood Of Man, Лу Рид, The Kinks, Элтон Джон и T.Rex. Для песни «Get It On» пианиста попросили исполнить простое фортепианное глиссандо. Полученного от Марка Болана гонорара хватило, чтобы заплатить арендную плату за квартиру — и хватило ещё на посиделки в пабе!

Следует также упомянуть песню Кэта Стивенса «Morning Has Broken». Рик Уэйкман по праву гордится витиеватым фортепианным аккомпанементом к этому хиту.

Востребованность клавишника стала результатом его работы с уважаемыми английскими фолк-рокерами The Strawbs. Присоединившись к группе в 1970 году, Рик Уэйкман произвёл фурор элегантной фортепианной композицией «Temperament Of Mind», которая легко трансформируется в регтайм, барочные мотивы и блюз через иронические отступления.

Летом 1971 года Рик Уэйкман покинул The Strawbs. В один и тот же день ему предложили место в группе Дэвида Боуи и в Yes. Рик пришёл на репетицию к последним, чтобы просто посмотреть, что из этого получится. А получилось феерично! Войдя в состав Yes, Рик Уэйкман с головой ушёл в создание сложных концептуальных альбомов. Прог-рок зародился, когда амбициозные музыканты отказались попадать в ловушку трёхминутного формата куплета-припева.

Альбом Yes «Fragile» (1971) содержит одну из лучших песен Рика Уэйкмана «Heart of the Sunrise», в которой клавишник плетёт сложную мелодическую сеть на органе «Хаммонд», меллотроне, фортепиано, и «Мини-муге», купленном за полцены у предыдущего владельца, который принял монофонический режим работы за неисправность устройства.

Про трёх величайших клавишников прог-рока говорили, что Кит Эмерсон обладал самым ярким талантом, Тони Бэнкс был самым мелодичным солистом, а Рик Уэйкман отличался универсальностью и мог похвастаться лучшей техникой.

«Close to the Edge» (1972) можно считать вершиной канона прога. Заглавный трек умышленно и безрассудно амбициозен. Рик Уэйкман записал одну из частей на настоящем церковном органе.

Рик Уэйкман покинул Yes, потому что посчитал альбом «Tales from Topographic Oceans» слишком претенциозным. В последующие годы клавишнику предстояло уходить и вновь присоединяться к группе несколько раз. По иронии судьбы одно из его самых ярких и ярких выступлений с Yes произошло на пике панка, в 1977 году. Бесстрашная амбициозность «Awaken» из альбома «Going for the One» сама по себе может квалифицироваться как панк-жест.

Кстати, о панке. Новое поколение рок-бунтарей сознательно вступило в конфронтацию с раздутыми от самодовольства динозаврами. Но Рик Уэйкман вовсе не был против панка. Он оставался человеком ироничным и скромным. И в любой музыке находил для себя что-то интересное: «Вряд ли существует жанр, в котором не присутствовало бы немного прогрессива. Это позволяет музыкантам писать свои собственные правила».

Но до того, как грянул панк, клавиши Уэйкмана пользовались беспрецедентным спросом. В дополнение к всемирному успеху с Yes в 1973 году он получил ещё один ценный сессионный опыт с записью песни Black Sabbath «Sabbra Cadabra». Царственный синтезаторный мотив играет на контрасте с фортепианной партией. Если верить легенде, Уэйкман отказался от финансового вознаграждения за студийную работу, согласившись на пиво.

В том же году невероятно плодотворная сольная карьера Рика Уэйкмана стартовала с «The Six Wives Of Henry VIII» — первой из трёх грандиозных, расточительных и пространных концептуальных работ. «Catherine Parr» остаётся одной из лучших вещей пианиста, чьи скорость и ловкость с трудом поддаются рациональному объяснению. Сколько же нужно выносливости и концентрации для исполнения этих мерцающих арпеджио!

Вышедший в 1974 году альбом «Journey To The Center Of The Earth» по мотивам «Путешествия к центру Земли» Жюля Верна был записан вживую в лондонском Королевском фестивальном зале. Пластинка принесла Рику Уэйкману его единственный взлёт на первое место хит-парада. И обернулась проблемами со здоровьем, когда у музыканта случился сердечный приступ прямо во время концерта.

С характерной для него беззаботностью клавишник прямо в больнице начал сочинять «Последнюю битву» для своего следующего концептуального проекта — альбома «Мифы и легенды о короле Артуре и рыцарях Круглого стола». Того самого, который в конечном итоге был поставлен на льду катка на стадионе «Уэмбли». Затея обернулась финансовым провалом, но каков размах мысли!

Было бы крайне самонадеянно полагать, что в одной статье можно хотя бы мельком перечислить или вкратце описать все работы мастера. Наследие Рика Уэйкмана поистине неисчерпаемо! Десятки сольных альбомов, сотни песен, записанных в качестве сессионного музыканта...

...И музыка на любой вкус. Например, драматические виражи«Statue Of Justice» из альбома «Criminal Record» (1977) уносят воображение куда-то в космос. А «The Pulse» из альбома «Rhapsodies» (1979) — ритмичный намёк на диско и синти-поп.

Те, кто предпочитает сдержанную, неоклассическую манеру, отдают предпочтение роскошной пьесе «The Peregrine Falcon» (1993) или возвышенным аккордам «The Swans» из альбома «Romance of the Victorian Age» (1994), который Рик Уэйкман записал вместе с сыном Адамом.

Одна из жемчужин позднего Рика Уэйкмана — трогательный и нежный альбом «The Living Tree» (2010), записанный с бывшим коллегой, вокалистом Yes Джоном Андерсоном. Эти уже не претендующие на места в хит-парадах записи старых друзей существуют словно вне времени и пространства — характеристика, которая отличает лучшие работы Рика Уэйкмана, накопленные за десятилетия.

Спасибо за внимание! Буду благодарен за лайк и комментарий, заглядывайте на огонёк!