Один очень интересный десант, с очень "мутной" историей, которую бездумно переписывают из статьи в статью. Разгадывание ребусов.

301 прочитал

Я не просто так озаглавил статью "с наездом". У меня для этого есть весомые основания. Большинство авторов просто переписывают советское издание 1937 года "Операции флота против берега на Черном море в 1914–1917 гг." . Работа эта хорошая, добрововестная, но...

История Трапезундской операции 1916 года состоит из сплошных ребусов: начиная с состава отряда генерала В.П.Ляхова, заканчивая рубежами турецкой обороны. Турки изрядно потоптались по лазской топонимике, и разобраться в вопросе "что и где происходило" сложно.

До сих пор мы разгадывали только ребусы турецко-лазистанской топонимики, и в принципе стало понятно, что сначала турки оборонялись на рубеже горной реки Капишре в устье которой сейчас расположено селение Архави (западнее порта Хопа). Потом был рубеж в районе Фындыклы. Если говорить точно и конкретно, там два рубежа по двум рекам, но в изложении Н.Новикова они слились в один, , и непонятно почему наши войска топтались на нем два дня (Хотя на схемах все четко видно).

Я не просто так озаглавил статью "с наездом". У меня для этого есть весомые основания.
Я не просто так озаглавил статью "с наездом". У меня для этого есть весомые основания.-2

Второй рубеж, с которого русский отряд, при помощи флота согнал турок с гор с рубежа по горной реке, это рубеж Ардешен - Чамлыхемшин (это селение, как ни странно, ранее называлось Видже).

Я не просто так озаглавил статью "с наездом". У меня для этого есть весомые основания.-3

Я не просто так озаглавил статью "с наездом". У меня для этого есть весомые основания.-4

А вот теперь новая загадка, точнее две. Нет, с географической точки зрения все чуть проще, цитирую:

"К середине февраля 1916 г. войска Приморского отряда, овладев при содействии кораблей Батумского отряда Архаве и Вице, достигли района р. Беюк-Дере, на левом берегу которой турки, пользуясь условиями местности, создали весьма сильную позицию"

"Buyuk Dere" так себе привязка, ее на каптах не сыкать, ибо значит она по турецки просто "Большое ущелье", но с местом высадки десанта все чуть проще.

2 марта, накануне операции, ген. Ляхов, начальник его штаба, все командиры сухопутных и морских частей, участвующих в операции, коменданты пунктов высадки и командиры кораблей на миноносце Жаркий вышли для производства рекогносцировки и выбора пунктов высадки. Последние были выбраны по обе стороны г. Атины в тылу турецкой позиции в 4–5 милях от нее.

Атина (о которой пойдет речь) это район современного населенного пункта Пазар (Pazar). Загадка в другом. Цитирую:

Перед вечером в Батуме была произведена посадка назначенного десанта на суда. Всего было принято на: Тральщик № 18 — батальон пехоты (1 150 чел.). Тральщик № 65 — батальон пехоты (815 чел.). Транспорт — взвод артиллерии, 2 взвода пулеметной команды (150 чел. и 104 лошади).

В чем вопрос? В том, что данные очень разные. Цитирую:

Вечером того же дня в Батуми была проведена посадка десанта на корабли: Тральщики N 36 бывший "Федор Феофани" и N 53 "Мариетта" приняли по батальону пехоты, на Т-34 "Роза" - полевую батарею и два пулеметных взвода.

Но есть большое сомнение в этих данных, это не первая высадка. Кроме того, вроде бы как "Роза" мобилизована позже. Попробуем разобраться.

Вопросов много. Прежде всего: тральщики мобилизованные, и тема по ним практически не раскрыта. Что за тральщики?

Второй вопрос (вытекающий из первого): почему номера двузначные? В большинстве статей по тральщикам на Черном море номера их даются трехзначными. Ну, и вообще, почему десант высаживают тральщики, а не транспорта? И что за "транспорт" привез "взвод артиллерии, 2 взвода пулеметной команды"?

С двузначными номерами все просто: это старая нумерация (до 1916 года). Открыв "Боевое расписание Черноморского флота на время войны" на 1 августа 1915 года, подписанное адмиралом Эбергардом, мы найдем ответы на часть вопросов. (Но лишь на часть).

Тральщика Т.18 в нем НЕТ. И, в принципе, Т.1-Т.16 - это первая группа РЕЙДОВой партии траления (в основном, "малыши"). Загадка? Пишут, что это было судно типа "Эльпидифор". Сам «Елпидифор» (вроде бы так было написано на его борту) после включения в состав ЧФ стал Т.19 (или Т.18?).

Но, в принципе, понятно, что это рейдовая партия траления Севастополя. В ее составе есть еще одно судно типа "Эльпидифор". Это паровая шхуна "Олимпиада", построена в г. Триест Австро-Венгрия (Stabilimento Tecnico Triestino, 1911 год). Порт приписки: Ростов – на — Дону № 1335. Судовладелец Т. Г. Бирюков. Мобилизована как раз в начале 1916 года. (Возможно, это она, других кандидатов пока нет)

Я не просто так озаглавил статью "с наездом". У меня для этого есть весомые основания.-5

Есть в "Боевом расписании" тральщик Т.65, но, только номер, без названия. Цитирую: "Керченская тралящая партия: пароход «Генерал Брусилов» (база); тральщики: Т.61, Т.62, Т.63, Т.64, Т.65, Т.66, Т.67, Т.68, Т.69". Сложность в том, что в этом формировании почти все "тральщики" были "эльпидифорами". С большой вероятностью, это была шхуна "Елена Куппа", о которой мы уже немного писали (но пока утверждать точно не могу).

Скорее всего, это он, то, что это "Корнилов", это точно, но тот ли...
Скорее всего, это он, то, что это "Корнилов", это точно, но тот ли...

С транспортом все проще: это старых пароход РОПиТ "Корнилов" (который потом стал французским "Korniloff"). Пароход далекого 1869 года постройки (Andrew Leslie &Co). Судно принимало на борт 30 пассажиров в каютах 1-го класса, 43 в каютах 2-го класса и 200 в помещениях 3-го класса.. Перед началом русско-турецкой войны 1877-1878 годов пароход «Корнилов» предполагалось направить в Кронштадт, откуда в случае необходимости он мог выйти в Атлантику для ведения там крейсерских операций. Однако уйти с Черного моря пароход не успел и всю войну использовался в качестве транспорта. В 1885 году «Корнилов» на судоверфи РОПиТа в Севастополе прошел капитальный ремонт. Во время следующего ремонта в 1896 году на судне установили новую паровую машину мощностью 1000 л.с. и заменили котлы. Скорость «Корнилова» уменьшилась до 9 узлов. В 1915-18 транспорт №36 Черноморского флота.

А, вот с командиром высадки история "веселая", но, наверное, это тема отдельной статьи.