Я не просто так озаглавил статью "с наездом". У меня для этого есть весомые основания. Большинство авторов просто переписывают советское издание 1937 года "Операции флота против берега на Черном море в 1914–1917 гг." . Работа эта хорошая, добрововестная, но...
История Трапезундской операции 1916 года состоит из сплошных ребусов: начиная с состава отряда генерала В.П.Ляхова, заканчивая рубежами турецкой обороны. Турки изрядно потоптались по лазской топонимике, и разобраться в вопросе "что и где происходило" сложно.
До сих пор мы разгадывали только ребусы турецко-лазистанской топонимики, и в принципе стало понятно, что сначала турки оборонялись на рубеже горной реки Капишре в устье которой сейчас расположено селение Архави (западнее порта Хопа). Потом был рубеж в районе Фындыклы. Если говорить точно и конкретно, там два рубежа по двум рекам, но в изложении Н.Новикова они слились в один, , и непонятно почему наши войска топтались на нем два дня (Хотя на схемах все четко видно).
Второй рубеж, с которого русский отряд, при помощи флота согнал турок с гор с рубежа по горной реке, это рубеж Ардешен - Чамлыхемшин (это селение, как ни странно, ранее называлось Видже).
А вот теперь новая загадка, точнее две. Нет, с географической точки зрения все чуть проще, цитирую:
"К середине февраля 1916 г. войска Приморского отряда, овладев при содействии кораблей Батумского отряда Архаве и Вице, достигли района р. Беюк-Дере, на левом берегу которой турки, пользуясь условиями местности, создали весьма сильную позицию"
"Buyuk Dere" так себе привязка, ее на каптах не сыкать, ибо значит она по турецки просто "Большое ущелье", но с местом высадки десанта все чуть проще.
2 марта, накануне операции, ген. Ляхов, начальник его штаба, все командиры сухопутных и морских частей, участвующих в операции, коменданты пунктов высадки и командиры кораблей на миноносце Жаркий вышли для производства рекогносцировки и выбора пунктов высадки. Последние были выбраны по обе стороны г. Атины в тылу турецкой позиции в 4–5 милях от нее.
Атина (о которой пойдет речь) это район современного населенного пункта Пазар (Pazar). Загадка в другом. Цитирую:
Перед вечером в Батуме была произведена посадка назначенного десанта на суда. Всего было принято на: Тральщик № 18 — батальон пехоты (1 150 чел.). Тральщик № 65 — батальон пехоты (815 чел.). Транспорт — взвод артиллерии, 2 взвода пулеметной команды (150 чел. и 104 лошади).
В чем вопрос? В том, что данные очень разные. Цитирую:
Вечером того же дня в Батуми была проведена посадка десанта на корабли: Тральщики N 36 бывший "Федор Феофани" и N 53 "Мариетта" приняли по батальону пехоты, на Т-34 "Роза" - полевую батарею и два пулеметных взвода.
Но есть большое сомнение в этих данных, это не первая высадка. Кроме того, вроде бы как "Роза" мобилизована позже. Попробуем разобраться.
Вопросов много. Прежде всего: тральщики мобилизованные, и тема по ним практически не раскрыта. Что за тральщики?
Второй вопрос (вытекающий из первого): почему номера двузначные? В большинстве статей по тральщикам на Черном море номера их даются трехзначными. Ну, и вообще, почему десант высаживают тральщики, а не транспорта? И что за "транспорт" привез "взвод артиллерии, 2 взвода пулеметной команды"?
С двузначными номерами все просто: это старая нумерация (до 1916 года). Открыв "Боевое расписание Черноморского флота на время войны" на 1 августа 1915 года, подписанное адмиралом Эбергардом, мы найдем ответы на часть вопросов. (Но лишь на часть).
Тральщика Т.18 в нем НЕТ. И, в принципе, Т.1-Т.16 - это первая группа РЕЙДОВой партии траления (в основном, "малыши"). Загадка? Пишут, что это было судно типа "Эльпидифор". Сам «Елпидифор» (вроде бы так было написано на его борту) после включения в состав ЧФ стал Т.19 (или Т.18?).
Но, в принципе, понятно, что это рейдовая партия траления Севастополя. В ее составе есть еще одно судно типа "Эльпидифор". Это паровая шхуна "Олимпиада", построена в г. Триест Австро-Венгрия (Stabilimento Tecnico Triestino, 1911 год). Порт приписки: Ростов – на — Дону № 1335. Судовладелец Т. Г. Бирюков. Мобилизована как раз в начале 1916 года. (Возможно, это она, других кандидатов пока нет)
Есть в "Боевом расписании" тральщик Т.65, но, только номер, без названия. Цитирую: "Керченская тралящая партия: пароход «Генерал Брусилов» (база); тральщики: Т.61, Т.62, Т.63, Т.64, Т.65, Т.66, Т.67, Т.68, Т.69". Сложность в том, что в этом формировании почти все "тральщики" были "эльпидифорами". С большой вероятностью, это была шхуна "Елена Куппа", о которой мы уже немного писали (но пока утверждать точно не могу).
С транспортом все проще: это старых пароход РОПиТ "Корнилов" (который потом стал французским "Korniloff"). Пароход далекого 1869 года постройки (Andrew Leslie &Co). Судно принимало на борт 30 пассажиров в каютах 1-го класса, 43 в каютах 2-го класса и 200 в помещениях 3-го класса.. Перед началом русско-турецкой войны 1877-1878 годов пароход «Корнилов» предполагалось направить в Кронштадт, откуда в случае необходимости он мог выйти в Атлантику для ведения там крейсерских операций. Однако уйти с Черного моря пароход не успел и всю войну использовался в качестве транспорта. В 1885 году «Корнилов» на судоверфи РОПиТа в Севастополе прошел капитальный ремонт. Во время следующего ремонта в 1896 году на судне установили новую паровую машину мощностью 1000 л.с. и заменили котлы. Скорость «Корнилова» уменьшилась до 9 узлов. В 1915-18 транспорт №36 Черноморского флота.
А, вот с командиром высадки история "веселая", но, наверное, это тема отдельной статьи.