Mazda MX-5 Miata - милая, мощная, дешёвая.

Если вы являетесь поклонником франшизы «Тачки», то наверняка сможете назвать двух ярых поклонниц Молнии МакКуина – близняшки Миа и Тиа. Для обычного зрителя их имена ничем не выделяются. Ну подумаешь, что созвучные. Для автомобильных фанатов, а в особенности фанатам концерна Mazda их имена не просто пустой трёп. Ведь Mazda MX-5 Miata – одна из жемчужин японского автопрома.

Миа и Тиа. Кадр из "Тачки"
Миа и Тиа. Кадр из "Тачки"

Как-то раз, в 70-ых годах, на одной из автомобильных выставок пересеклись японский инженер Кеничи Ямамото и американский журналист Боб Холл. Нет, это не начало какого-то политического анекдота, как можете подумать. На этой встрече, инженер спросил у журналиста «Какой-бы автомобиль хотели видеть американцы на своём рынке?», на что ему ответили «Классический британский родстер с японским подходом». Идея показалась Ямамото крайне интересной идеей. В 1980-ых, Боб Холл, ко всеобщему удивлению, оставил журналистику и перешёл в Мазду, а инженер занял пост в верхах компании. Когда они вновь пересеклись, те сразу же вспомнили про их задумку.

Новая задумка была весьма неоднозначной. Работники хотели вместить в спорткар две, фактически взаимоисключающей функции: отличную управляемость и крайне низкую цену. Первый концепт нового автомобиля был следующий: перденемоторный и переднеприводный спорткар, но задумку выбросили в мусорку практически сразу. Во-первых, тогда им-бы пришлось конкурировать с японским бестселлером Honda Civic. А во-вторых, ну какой спорткар на переднем приводе?

Вторая задумка – среднемоторная заднеприводная компоновка, а-ля Porsche. Но эту задумку тоже отмели, поскольку главная проблема среднемоторных автомобилей – это избыточная поворачиваемость при прохождении скоростных поворотов, а как следствие – был велик риск потерять управление и намотаться на столб или дерево. Потому, решили остановиться на третьей вариации – заднеприводная переднемоторная.

Работа закипела. Инженеры с фанатичными глазами стали готовить концепт и прорабатывать детали. По итогу, двигатель сместили ближе к салону настолько, насколько возможно, а аккумулятор запихнули не под капот, а под багажник. Такое необычное решение привело к тому, что у автомобиля теперь была просто идеальная развесовка – 50/50. В качестве подвески использовали специальные гоночные амортизаторы для обеспечения большего комфорта.

MX-5 1989-го года.
MX-5 1989-го года.

Ещё одной отличительной чертой проекта – были дисковые тормоза на всех колёсах. К 90-ым годам, дисковые тормоза уже не были чем-то новым. Они были заметно эффективнее барабанных, но от этого были куда дороже. Под капотом стоял рядный 4-х цилиндровый двигатель на 1,6 литра с мощностью в 115 лошадей, с очень плавной пятиступенчатой механикой. Если вы скажете, что для спорткара такой мощности мало – будете правы. Но кому нужна избыточная мощность, когда ваш автомобиль весит меньше тонны? Вес новой Мазды составлял 980 килограмм. Разгон от 0 до 100 составлял всего 8 секунд.
В свет MX5 вышла 10 февраля 1989-го года. Когда народ увидел ценник, все подумали, что японцы явно чего-то занюхнули перед презентацией. Новая машина стоила всего 14 тысяч долларов. Но они были серьёзны как никогда. Благодаря низкой цене и впечатляющим характеристикам, на новую машину образовалась гигантская очередь. Ещё бы. Мощный, дешёвый и надёжный спорткар за разумные деньги – подобный успех мечтал сотворить ещё Джон ДеЛориан в 81-м году. Но получилось это только у Мазды.

Особо отъявленные фанаты, погоняв на маленьком родстере умоляли компанию дать им более мощный мотор. На что производитель с радостью согласился. Они скооперировались с британским тюнинг-ателье и представили миру ограниченную партию Mazda MX-5 BBR Turbo, на 150 сил. Фанаты визжали, но нашлись те, кому и этого было мало.

Mazda MX-5 BBR Turbo
Mazda MX-5 BBR Turbo

Самое безумное исполнение Мазды – это MX5 с V8 под капотом. Monster Motorsport доработали 5-и литровый двигатель от Ford Mustang и запихнули его под капот. На удивление, он залез. Как-то раз, Штатские, явно в пьяном угаре засунули под капот машинки ТУРБИРОВАННЫЙ V8 на 450 лошадей. Вкупе с лёгким кузовом и мощным мотором, такой франкенштейн обгонял прогрессивные суперкары просто как стоячих.

Mazda MX-5 с двойным турбонаддувом и V8 под капотом. Теперь понимаете, почему я её назвал франкенштейном?
Mazda MX-5 с двойным турбонаддувом и V8 под капотом. Теперь понимаете, почему я её назвал франкенштейном?

Второе поколение было продолжением первого с одним лишь НО. Кроме простых автосалонов, в Японии и Европе открывались специальные тюнинг-ателье, где продавали исключительно детали для MX5. Продавали всё – от дисков до КПП и поршней. И ценник на детали тоже был весьма низкий. Получается, что человек мог за дёшево купить японскую икону стиля, и примерно за столько же купить гоночные детали и отправиться на трек. Да, всё верно. Гонщики покупали Миату, вешали на неё всё, что смогли скупить в тюнинг-ателье и отправлялись на трассы в абсолютно разные категории. Драг, дрифт, спринт, кольцевые гонки – в любых гонках вы могли встретить MX-5.

Третье поколение было представлено 17 мая 2005-го года. У неё увеличился вес и теперь она стала весить чуть больше тонны. Но теперь, у неё под капотом стоял просто неубиваемый двигатель мощностью в 170 лошадей. Надёжный мотор и обширные возможности для тюнинга привели её в профессиональный спорт. На прямой мощности ей, понятное дело не хватало. Но кому есть дело до прямых участков, когда повороты она проходит лучше всех? В гонках, Мазда конкурировала с немецкими BMW, Aston Martin и Lotus.

Кстати. С MX5 связана ещё одна трагическая история.

Как-то раз, корабль с грузом 5 тысяч Мазд следовал из Японии в Америку. Но недалеко от берегов Аляски, во время сброса воды из балластов что-то пошло не так и корабль повалился на бок. Никто из экипажа не погиб, но за несколько дней, сколько корабль валялся в солёной воде на боку – абсолютно все машины, а их было что-то около 5 тысяч машин, пришли в негодность и отправлены в утиль. Среди них – 200 MX5. Они тоже пошли в утиль. Общий ущерб составил свыше 120 миллионов долларов.

На этом корабле было 5 тысяч автомобилей Мазда, и все они пошли в утиль.
На этом корабле было 5 тысяч автомобилей Мазда, и все они пошли в утиль.

Mazda MX-5 производится по сей день. Она всё такая же маленькая, лёгкая и быстрая. Да что уж там, даже на российском рынке вы легко можете найти её. И стоит она кратно дешевле, чем новые БМВ или маслкары. Примерная стоимость Mazda MX5 на вторичном рынке составляет что-то около 1,9 – 2,3 миллиона рублей. Для сравнения, Dodge Challenger обойдётся вам в 3,5-4,8 миллионов.

Если вы являетесь поклонником франшизы «Тачки», то наверняка сможете назвать двух ярых поклонниц Молнии МакКуина – близняшки Миа и Тиа. Для обычного зрителя их имена ничем не выделяются.-7