15K подписчиков

Тромбонист Михаил Царёв. Джазмен из «первого призыва» плеяды энтузиастов

12 мая 2024 года в Москве в возрасте 88 лет ушёл из жизни один из ветеранов советской джазовой сцены, точнее — сцены традиционного джаза (диксиленда): тромбонист Михаил Царёв.

В 2016 г., когда Михаилу Ивановичу Царёву исполнялось 80, «Джаз.Ру» опубликовал большой биографический очерк о нём, который написал наш постоянный автор — пианист Михаил Кулль: ему в 1966-72 гг. довелось много играть с Царёвым.

Михаил Царёв на фестивале «Джаз-68», Москва. Фото © Михаил Кулль
Михаил Царёв на фестивале «Джаз-68», Москва. Фото © Михаил Кулль
Девятилетним мальчиком Миша Царёв был отдан в музыкальную школу, где проучился четыре года по классу аккордеона», писал Кулль. «Как и многие его ровесники, заинтересовался и увлекся джазом, посмотрев «Серенаду Солнечной долины» (можно предположить, что образ Гленна Миллера и звучание его тромбона надолго остались в памяти и сыграли свою роль в дальнейшей музыкальной судьбе Царёва). Уже в конце пятидесятых начал играть на аккордеоне на танцах ( иногда во дворе дома, а иногда и на площадках московского парка «Сокольники») с друзьями детства — трубачом Германом Петровым и барабанщиком Вольдемаром Лакреевым. Попав в Советской армии в полковой оркестр, решил поменять музыкальную ориентацию, выбрав духовой инструмент — тромбон — как более соответствующий духу нравящегося ему традиционного и классического джаза (вспомним о тени Гленна Миллера!). И за какие-то полгода освоил его...

В 1959 Михаил поступил в Московский финансовый институт, который окончил в 1963 г. После чего многие годы, вплоть до ухода на пенсию, работал по специальности, в том числе и за границей, но всегда продолжал играть джаз, оставаясь по статусу музыкантом-любителем.

Оркестр ресторана «Курортный», Сочи, 1960. Владислав Грачёв, Михаил Царёв, Юрий Мушперт, Марк Терлицкий, Норик Енгибарян
Оркестр ресторана «Курортный», Сочи, 1960. Владислав Грачёв, Михаил Царёв, Юрий Мушперт, Марк Терлицкий, Норик Енгибарян

В разных составах Царёв играл в ресторанах и на танцверандах — и на тромбоне, и на аккордеоне. Начиная с 1961, с первого дня работы молодёжного кафе «Аэлита», регулярно играл на его сцене, а с 1964 г. — и в кафе «Синяя птица».

Владислав Грачёв, Михаил Царёв. Кафе «Аэлита», 1962. Фото © Михаил Кулль
Владислав Грачёв, Михаил Царёв. Кафе «Аэлита», 1962. Фото © Михаил Кулль

Чаще всего Царёв играл вместе с трубачом Владиславом Грачёвым. Вскоре образовался «Диксиленд Грачёва», который иногда называли «Московский Диксиленд». В состав входили банджоист Борис Васильев, кларнетист/тенор-саксофонист Игорь Воронов, ударник Вольдемар Лакреев, а позже контрабасист Лев Высоцкий. С небольшими изменениями этот состав успешно участвовал в московских джазовых фестивалях 1962–1968 гг.

В эти же годы Царёв иногда выступал в собранном им секстете, куда входили трубач Евгений Баранов и тенор-саксофонист Адольф Шейнин.

Евгений Баранов, Адольф Шейнин, Михаил Царёв. Секстет Михаила Царёва. Кафе «Молодежное», 1965. Фото © Михаил Кулль
Евгений Баранов, Адольф Шейнин, Михаил Царёв. Секстет Михаила Царёва. Кафе «Молодежное», 1965. Фото © Михаил Кулль

В 1966-1969 в составе «Диксиленда Грачева» Царёв играл в кафе «Печора». Он был одним из основных аранжировщиков пьес, которые играл ансамбль.

Диксиленд Грачёва образца 1967. Михаил Царёв, Лев Высоцкий, Лев Лебедев, Борис Васильев, Владислав Грачёв (плюс Михаил Кулль и Вольдемар Лакреев за кадром). Центральный лекторий, Москва. 1967
Диксиленд Грачёва образца 1967. Михаил Царёв, Лев Высоцкий, Лев Лебедев, Борис Васильев, Владислав Грачёв (плюс Михаил Кулль и Вольдемар Лакреев за кадром). Центральный лекторий, Москва. 1967

Активную игру на тромбоне Царёв практически прекратил в 1972 году, уступив своё место в Диксиленде Игорю Завёрткину в связи с отъездом в длительную командировку за границу от Агентства печати «Новости» (АПН). Возвратившись в Москву, Михаил Иванович продолжал интересоваться джазом, посещал джазовые мероприятия, коллекционировал записи, но играть в составах перестал.

Сегодня, прощаясь с музыкантом, предлагаем послушать записи с участием Михаила Царёва. Он участвовал в двух ансамблях, выступавших на IV Московском джазовом фестивале, вошедшем в историю как «Джаз-67».
Квинтет пианиста
Михаила Кулля (с двумя тромбонами, на втором играл Игорь Завёрткин) исполнял авторскую пьесу Царёва «В часы пик».

В составе Диксиленда Владислава Грачёва на фестивале «Джаз-67» тромбонист Царёв участвовал в исполнении темы Юриса Мутуля «Старый дом».

А для исполнения Диксилендом Владислава Грачёва темы увертюры к опере Джоаккино Россини «Вильгельм Телль» Михаил Иванович написал аранжировку (запись со следующего, Пятого Московского фестиваля 1968 года). Есть и видеосъёмка этого выступления, хотя и неполная: в ней солируют тромбонист Михаил Царёв, кларнетист Лев Лебедев и лидер ансамбля, трубач Владислав Грачёв.

На том же фестивале 1968 года прозвучала и ещё одна аранжировка, которую создал для Диксиленда Грачёва тромбонист Михаил Царёв. Это джазовая версия романса композитора Александра Гурилева «Однозвучно гремит колокольчик».