Найти тему
Телеграм-канал СМП

Что мешает планам по интеграции СМП в российскую логистику?

Вадим Денисов, писатель, публицист, исследователь Севера, специально для канала @sevmorput

Что сделать для достижения обозначенных в 2018 г. целевых показателей? Отвечаю: успокоиться, признав ошибки и всю мощь объективных факторов.

Вот первая арктическая препона: складывается устойчивое мнение, что ей стала выстроенная вертикаль ложных докладов и обещаний, начавшая произрастать ещё в челюскинские времена... Потом романтики-начальники вернулись в столицы, оставив Заполярью сотни тысяч ржавых бочек и зачастую не очень точные карты глубин. Ну а кто-то вернулся на севера в качестве сидельцев, потому что у каждого ложного обещания есть ФИО. Вся пагубность подобной деструктивной вертикали проявилась в начале СВО, когда пришлось отступать с уже освобождённых территорий. Все мы были свидетелями начавшей тогда кадровой чистки, которая продолжается по сей день. Новый министр обороны? А как у нас тут, в Арктике, вышел кто-то с покаянием?

К счастью, президент и сам всё это понимает, поэтому в новом Майском указе с перспективами до 2036 г. злосчастные романтические числительные-2018 с 80 млн тонн грузов по СМП не педалируются. Однако же Путин всегда держит чиновников на коротком поводке, и поэтому формальной отмены фантазийных показателей грядущего арктического блоголепия не будет. Пусть работают. В целом «Майский документ» за годы начал выглядеть уставшим — и забывать о стратегической важности СМП нельзя, и не до того сейчас… немного. Новый указ в части АЗРФ есть больше социальный план, нежели производственный. Тем не менее, лукавство, скажем мягко, с мыслью «Гори оно огнём, через пару лет на пенсию!» нужно прекращать. Потому что Арктика и СМП не Харьков, тут временно не отступишь.

Вторая помеха СМП — непрекращающиеся санкции. В конце июня страны ЕС примут новый антироссийский пакет, в который включат запрет на перевалку в Европе до 11,8 млн контрактных тонн «Ямал СПГ». А запрет на реэкспорт наших энергоресурсов не даст поставить грузы в рамках действующих контрактов, вот как тут выдержать числительные по СМП? Также под ограничения по перевалке СПГ непременно попадёт новый проект «Новатэка» на Камчатке. Санкционные ограничения вообще могут вынудить «Новатэк» объявить форс-мажор. Завод на Ямале эксплуатирует 15 танкеров класса Arc7, которые перегружают СПГ в Европе на обычные танкеры. Если ограничения вступят в силу, «Новатэку» придётся переваливать грузы в незамерзающих водах возле Мурманска — чем не ещё один мотив для ускоренного развития этого транспортного узла?

И здесь мы переходим к третьему по значению фактору торможения СМП — интегральной нехватке приснопамятных провозных мощностей ресурсов, включая развитие портов и флота. Ибо первые два фактора никак не отменяют инфраструктурного развития северов. Причем модернизация старых портов и строительство новых — меньшее из трудностей, если таковые вообще бывают в Арктике. На земле мы всё можем построить сами, а вот со строительством судов есть проблемы. И кроются они в пагубном невнимании к развитию судостроения. Если на сухопутье и в оборонке производственники давно поняли, что нужно создавать собственные станки, а не надеяться на чужие, то у причастных к СМП с этим было сложно. Нашим игрокам глобальной экономики, которые одновременно являются заказчиками услуг Севморпути, генераторами грузов и продавцами, придётся в отношении к производству средств производства вспомнить слова «инвестиции», «спонсирование» и «субсидирование». Без изначальных ошибок планирования с надеждой на кого-то после десятилетий обмана.

С морским приветом, Северный морской путь
Подробнее тут: https://t.me/sevmorput