Один очень интересный десант, или одна очень "мутная" история, которую бездумно переписывают из статьи в статью. (Ч. 1) Батумский отряд.

744 прочитали

История событий Первой Мировой на Кавказском театре боевых действий, несмотря на наличие материала, вообще тема... "мутная", где многое происходило не совсем так, как принято писать. Очень уж многое не сходится в материалах. Но мы (пока) берем только один эпизод этой эпопеи, связанный с высадкой десанта.

Трапезундская операция, это продвижение русского отряда генерала В.Ляхова вдоль северного берега Черного моря, закончившееся захватом турецкого порта Трабзон (Трапезунд). Принято писать о некой "Трпезундской десантной" операции (которой в принципе и не было). Написано очень много пафосных слов, но в сути ее мало кто разобрался, и... там не все ясно и понятно.
В чем загадка? Цитирую "Вики...":

Рано утром 20 февраля корабли с войсками (тральщики №№18 [батальон пехоты, 1150 чел.] и 65 [батальон пехоты, 815 чел.] и транспорт «Корнилов»[взвод артиллерии, 2 взвода пулеметной команды, всего 150 чел. и 104 лошади]) под охраной миноносцев «Жаркий» и «Строгий» подошли к Атине и высадили десант восточнее (тральщик №18) и западнее (тральщик №65) города.

Есть описание того, как наши "эльпифоры" лихо высадили десант. Но есть нюанс. Тральщиков с такими номерами в Русском Императорском флоте... не было.

Разберемся? Начинаем по порядку (придется сделать введение, но постараюсь очень коротко)

Северный берег Турции (ее Черноморское побережье) очень похож на Южный берег Крыма: узкая полоса берега, вдоль которой в ту пору шла одна единственная дорога. С одной стороны море, с другой, горы. Горный массив изредка прорезан ущельями горных рек, которые и служили естественными оборонительными рубежами турок. К этому времени 3-я турецкая армия, затеявшая зимнее наступление 1915 года, уже понесла серьезные потери. Поначалу туркам сопуктствовал успех, но, наступать в горах, да еще и зимой... (это отдельная история).

Согласно отправленной в Ставку 25 января 1916 года телеграмме великого князя Николая Николаевича цель перехода в наступление заключалась в
следующем: «По сложившейся обстановке придаю особое значение действиям Приморского отряда на его фронте, находящегося под командованием
генерала Ляхова. Последнему дано указание самым энергичным образом наступать, имея конечной целью овладение Трапезундом».

В это время в составе Приморского отряда всего было 11 батальонов пехоты, 3 арт. батальона, 8 ополченских дружин, 1 добровольческая дружина, 2 конных сотни, 1 добровольческая и конная сотня, 24 орудия и 4 инж. роты. Но есть нюанс. Ополченцы, конница и часть артиллерии находились в составе гарнизона Михайловской крепости (она же крепость Батум) отряд который начал наступление вдоль берега моря с рубежа реки Архави (Аркаби) в турецкой провинции Артвин, насчитывал всего 7,2 тыс. человек. Принято писать:

"Специально созданный Приморский отряд под командованием генерала В.П. Ляхова двигался в сторону Трапезунда по береговой полосе. Действия отряда поддерживал флот. Батумский отряд в составе линейного корабля «Ростислав», двух эсминцев, двух миноносцев и двух канонерских лодок под командованием капитана I ранга М.М. Римского-Корсакова открыл огонь по турецким позициям".

Корабельный отряд капитана 1 ранга (на тот момент) Михаила Михайловича из славного рода Римских-Корсаковых, имел следующий состав...

Михаил Михайлович Римский-Корсаков родился 25 февраля 1872 года в Калужской губернии в семье потомственного дворянина, действительного статского советника Михаила Владимировича Римского-Корсакова (1834-1891) и его супруги Анны Васильевны Ребиндер (1845-1885). Служил на Дальнем Востоке. В  1902 году лейтенант М. Римский-Корсаков был назначен на должность Старшего артиллерийского офицера эскадренного броненосца "Пересвет", которым командовал капитан 1 ранга В.А. Бойсман (1855-1905). Отличился при обороне Порт-Артура (27.01 – 20.12.1904). Офицером высшего оклада служил в Морском Генеральном Штабе (1906 – 1908 и 1909 – 1910). Командовал яхтой "Стрела" (1908 – 1909), учебным судном "Верный" (1911 – 1912) и эсминцем "Лейтенант Зацаренный" (1912 – 1913). 18 мая 1913 г. капитан 1 ранга М.М. Римский-Корсаков был откомандирован в Николаевскую Морскую академию и с 25 мая приступил там к работе в качестве преподавателя. Незадолго до Первой Мировой войны назначен военно-морским агентом в Германии (9.06.1914, одновременно в Голландии). С 22.06.1915 исполнял должность начальника Батумского отряда судов Черноморского флота.
Михаил Михайлович Римский-Корсаков родился 25 февраля 1872 года в Калужской губернии в семье потомственного дворянина, действительного статского советника Михаила Владимировича Римского-Корсакова (1834-1891) и его супруги Анны Васильевны Ребиндер (1845-1885). Служил на Дальнем Востоке. В 1902 году лейтенант М. Римский-Корсаков был назначен на должность Старшего артиллерийского офицера эскадренного броненосца "Пересвет", которым командовал капитан 1 ранга В.А. Бойсман (1855-1905). Отличился при обороне Порт-Артура (27.01 – 20.12.1904). Офицером высшего оклада служил в Морском Генеральном Штабе (1906 – 1908 и 1909 – 1910). Командовал яхтой "Стрела" (1908 – 1909), учебным судном "Верный" (1911 – 1912) и эсминцем "Лейтенант Зацаренный" (1912 – 1913). 18 мая 1913 г. капитан 1 ранга М.М. Римский-Корсаков был откомандирован в Николаевскую Морскую академию и с 25 мая приступил там к работе в качестве преподавателя. Незадолго до Первой Мировой войны назначен военно-морским агентом в Германии (9.06.1914, одновременно в Голландии). С 22.06.1915 исполнял должность начальника Батумского отряда судов Черноморского флота.

"Ростислав"

Водоизмещение 10 400 т. Скорость 15 узлов. Вооружение 4 × 254-мм, 4х2 (в башнях)× 152-мм, 4х75-мм Канэ (зенитных, на станке Меллера).
Водоизмещение 10 400 т. Скорость 15 узлов. Вооружение 4 × 254-мм, 4х2 (в башнях)× 152-мм, 4х75-мм Канэ (зенитных, на станке Меллера).

Про "Ростислав" мы уже рассказывали в предыдущих стстьях. Броненосец (простите) линейный корабль родился устаревшим. Перед Первой мировой войной были выдвинуты два плана модернизации корабля . В 1907 году Генеральный штаб военно-морского флота предложил крупную реконструкцию, направленную на уменьшение осадки и поднятие броневого пояса выше над водой. Его надводные торпедные аппараты, торпедные сети, вспомогательные котлы и 47-миллиметровые орудия были бы сняты, надстройка срублена, а такелаж сведен к одинарной мачте. Эти изменения позволили бы уменьшить его водоизмещение на 254 т, но план был отклонен из-за нехватки денег. Но Гочкисы и надводные торпедные аппараты поснимали. Вместо них (потом) поставили 75-мм Канэ. Второй вариант предусматривал снятие малокалиберной артиллерии и установку дополнительных средств управления огнем. В 1906 году, он был оснащен 15-футовыми (4,6 м) дальномерами Барра и Струда.

Во время Первой Балканской войны "Ростислав" отплыл в Мраморное море, чтобы защитить российское посольство в Стамбуле от толпы. "Ростислав" случайно выпустил боевой снаряд в турецкие укрепления. Во время инцидента никто не пострадал, и капитан разрядил ситуацию, лично извинившись перед правительством Османской Империи. В войну он вступил после ремонта, получив новые прицелы, и использовался он очень активно.

Судьба его достаточно печальна. Немецкая оккупация Крыма с мая по ноябрь 1918 года не повлияла на брошенный корабль. Англо-французские войска, пришедшие на смену немцам, оставались в Севастополе до апреля 1919 года. Перед уходом британцы 25 апреля вывели из строя двигатели "Ростислава" чтобы корабль не мог быть полезен наступающим Советам. Белые силы барона Врангеля использовали выведенный из строя корабль в качестве плавучей батареи в Азовском море.   Корабль, укомплектованный разношерстной командой добровольцев, находился на мелководье Керченского пролива, чтобы преследовать красных в Тамани и предотвратить высадку в Крыму. После поражения сухопутных войск Врангеля экипаж затопил "Ростислав" в Керченском проливе, чтобы помешать красным силам прорваться в Черное море. В 1930 году ЭПРОН (советское спасательное подразделение) извлек орудия корабля и частично разобрал корпус, но по данным моего знакомого А.Елкина, часть его корпуса и поныне лежит на дне, погрузившись в ил.
Судьба его достаточно печальна. Немецкая оккупация Крыма с мая по ноябрь 1918 года не повлияла на брошенный корабль. Англо-французские войска, пришедшие на смену немцам, оставались в Севастополе до апреля 1919 года. Перед уходом британцы 25 апреля вывели из строя двигатели "Ростислава" чтобы корабль не мог быть полезен наступающим Советам. Белые силы барона Врангеля использовали выведенный из строя корабль в качестве плавучей батареи в Азовском море. Корабль, укомплектованный разношерстной командой добровольцев, находился на мелководье Керченского пролива, чтобы преследовать красных в Тамани и предотвратить высадку в Крыму. После поражения сухопутных войск Врангеля экипаж затопил "Ростислав" в Керченском проливе, чтобы помешать красным силам прорваться в Черное море. В 1930 году ЭПРОН (советское спасательное подразделение) извлек орудия корабля и частично разобрал корпус, но по данным моего знакомого А.Елкина, часть его корпуса и поныне лежит на дне, погрузившись в ил.

"Донец"

Канонерская лодка «Донец» строилась по чертежам дальневосточного «Манчжура». Она была заложена 21 мая 1886 года на эллинге Николаевского адмиралтейства в Николаеве и спущена на воду 30 ноября 1887 года. (вступила в строй в далеком 1889 году).

История событий  Первой Мировой на Кавказском театре боевых действий, несмотря на наличие материала, вообще тема... "мутная", где многое происходило не совсем так, как принято писать.-4

Уже в 1901 году "Донец" был переведен в разряд учебных судов, т.к. его артиллерия к этому времени уже устарела (он имел два 8-дм 35-калиберных орудия в бортовых спонсонах, одно 152-мм в 35 калибров в корме, шесть 47-мм "противоминных" Гочкисов и один 37-мм "салютный" Гочкис. В 1912 году корабль прошел модернизацию и перевооружение. Вместо старых восьмидюймовок корабль получил 152-мм Канэ, вместо 6-дм старого орудия 120-мм орудие Канэ.

Новое вооружение 2 × 1 — 152-мм, 1 × 120-мм, 2 × 1 — 75-мм/50 пушек Канэ, 4 × 1 — 47-мм орудия, 2 × 7,62-мм пулемёта
Новое вооружение 2 × 1 — 152-мм, 1 × 120-мм, 2 × 1 — 75-мм/50 пушек Канэ, 4 × 1 — 47-мм орудия, 2 × 7,62-мм пулемёта

В июне 1912 года канонерка "Донец" сменила канонерскую лодку «Хивинец» в Греции, откуда вернулась в 1913 году. Началась война для "Донца" не очень удачно. «Донец» находился в Одессе. Атаковавшие порт турецкие миноносцы «Гайрет» и «Муанвет» в 3 часа 20 минут вошли в гавань и были замечены вахтенным начальником русской канонерской лодки, который лично бросился к орудию. В этот момент «Гайрет» выпустил со 100 метров торпеду, взорвавшуюся в носовом котельном отделении, при этом образовалась пробоина около 3,5 квадратных метров, с сильным разрывом прилегающих листов обшивки. «Донец» быстро осел носом и, накренившись на левый борт, стал быстро погружаться.

Затонувшая канонерка была поднята, отремонтирована и вернулась в строй. В 1915 году ее командиром стал Александр Васильевич Немитц (тот самый).

18 января 1918 года перешла на сторону Советской власти. 1 мая 1918 была захвачена германскими войсками в Севастополе. В декабре 1918 захвачена англо-французскими интервентами. С апреля 1919 года входила в состав Морских сил Юга России, но из-за нехватки экипажей поставлена на отстой. В мае 1919 года затонула во время шторма у Тендеровской косы навалившись на штевень бывшей "Чесмы" (в ту пору "исключённое судно №4")  Разобрана на металл в 1928 году.
18 января 1918 года перешла на сторону Советской власти. 1 мая 1918 была захвачена германскими войсками в Севастополе. В декабре 1918 захвачена англо-французскими интервентами. С апреля 1919 года входила в состав Морских сил Юга России, но из-за нехватки экипажей поставлена на отстой. В мае 1919 года затонула во время шторма у Тендеровской косы навалившись на штевень бывшей "Чесмы" (в ту пору "исключённое судно №4") Разобрана на металл в 1928 году.

"Кубанец"

История событий  Первой Мировой на Кавказском театре боевых действий, несмотря на наличие материала, вообще тема... "мутная", где многое происходило не совсем так, как принято писать.-7

Канонерка однотипная "Донцу", строившаяся на верфи РОПиТ в Севастополе. После вступления в строй канонерская лодка «Кубанец» в разное время входила в Практическую эскадру Чёрного моря и Средиземноморскую эскадру. Прошла капитальный ремонт в 1900 году, и с 1901 года использовалась в качестве учебного судна. В 1912 году «Кубанец» был перевооружен и отремонтирован. Вооружение такое же как и на "Донце".

В ночь на 20 октября 1914 года «Кубанец» оказался единственным боевым кораблём, сумевшим принять участие в отражении атаки турецких миноносцев на Одессу, открыл огонь по неприятелю и по докладу экипажа, добился попадания в один из миноносцев; сам получил попадание снаряда в носовое орудие, заклинившее его (в экипаже было 2 раненых)

В Июле 1918 вошла в Одесскую Бригаду Траления которая в течение месяца выполнила успешное боевое траление одесского рейда. Подняла красный флаг, но была захваченанемцами. В декабре 1918 года «Кубанец» попал в руки англо-французских интервентов. 14 мая 1919 года «Кубанец» был отбуксирован в Новороссийск. 23 августа 1920 года был затоплен белогвардейцами при эвакуации из Темрюка.  В 1921 году «Кубанец» был поднят, переименован в «Красный Кубанец». 17 декабря 1923 года приказом по ОГПУ № 528 корабль передан в состав ЭПРОН в качестве спасательного судна. В 1928 году «Красный Кубанец" была куплена Госрыбсиндикатом. ВСНХ СССР и использовалась в служебно-вспомогательных целях. С 1939 года вошло в состав плавсредств Главчерноморрыбпрома. Однако в июле 1939 года была признана комиссией непригодной для дальнейшей эксплуатации и 20.9.1939 года передана Черноморской конторе Главвторчерметалл для разделки на металл. Разделана на металл уже после окончания войны.
В Июле 1918 вошла в Одесскую Бригаду Траления которая в течение месяца выполнила успешное боевое траление одесского рейда. Подняла красный флаг, но была захваченанемцами. В декабре 1918 года «Кубанец» попал в руки англо-французских интервентов. 14 мая 1919 года «Кубанец» был отбуксирован в Новороссийск. 23 августа 1920 года был затоплен белогвардейцами при эвакуации из Темрюка. В 1921 году «Кубанец» был поднят, переименован в «Красный Кубанец». 17 декабря 1923 года приказом по ОГПУ № 528 корабль передан в состав ЭПРОН в качестве спасательного судна. В 1928 году «Красный Кубанец" была куплена Госрыбсиндикатом. ВСНХ СССР и использовалась в служебно-вспомогательных целях. С 1939 года вошло в состав плавсредств Главчерноморрыбпрома. Однако в июле 1939 года была признана комиссией непригодной для дальнейшей эксплуатации и 20.9.1939 года передана Черноморской конторе Главвторчерметалл для разделки на металл. Разделана на металл уже после окончания войны.

Про эскадренные миноносцы «Строгий», «Жаркий», «Стремительный», «Заветный», «Завидный» сказ уже был. «Строгий» — старый угольный миноносец типа «Сокол». Был еще в этой операции и сам "Лейтенант Пущин" (о котором почему-то забывают)

Зимой 1902—1903 годов перешёл с Балтики в Севастополь. Нёс боевую службу на Черноморском флоте. 10 октября 1907 года переклассифицирован в эскадренный миноносец. Прославился попыткой тарана (22 марта 1916 года) немецкой подводной лодки U-33. Во время Гражданской войны стоял в Севастопольском порту. В 1922 году введен в строй. В годы советской власти носил имя "Марти" (1923 год) В 1926 году — в посыльное судно. 20 июля 1929 года исключён из списков судов ВМС РККА, сдан в ОФИ и передан «Рудметаллторгу» для разборки на металл.
Зимой 1902—1903 годов перешёл с Балтики в Севастополь. Нёс боевую службу на Черноморском флоте. 10 октября 1907 года переклассифицирован в эскадренный миноносец. Прославился попыткой тарана (22 марта 1916 года) немецкой подводной лодки U-33. Во время Гражданской войны стоял в Севастопольском порту. В 1922 году введен в строй. В годы советской власти носил имя "Марти" (1923 год) В 1926 году — в посыльное судно. 20 июля 1929 года исключён из списков судов ВМС РККА, сдан в ОФИ и передан «Рудметаллторгу» для разборки на металл.

"Стремительный" тоже "угольщик" типа "Сокол". Прославился тем, что в июне 1905 года командование Черноморского флота решило использовать миноносец для потопления восставшего броненосца, но так как были опасения, что матросы «Стремительного» могут попытаться перейти на сторону восставших, экипаж для похода был набран исключительно из офицеров (за исключением нескольких кочегаров). «Стремительный» искал «Потемкина» в Одессе и Ялте, но так и не смог обнаружить восставший броненосец.

"Стремительный" поднятый со дна Цемесской бухты.  При угрозе захвата кораблей немецкими войсками в 1918 году уведён из Севастополя в Новороссийск, где был затоплен в Цемесской бухте 18 июля 1918 года. Поднят в 1926 году, разобран на металл.
"Стремительный" поднятый со дна Цемесской бухты. При угрозе захвата кораблей немецкими войсками в 1918 году уведён из Севастополя в Новороссийск, где был затоплен в Цемесской бухте 18 июля 1918 года. Поднят в 1926 году, разобран на металл.

«Жаркий», «Заветный», «Завидный» это... такие же "угольщики". Эскадренные миноносцы типа «Лейтенант Пущин», известные также как «тип Ж» и «тип З» (корабли, названия которых начинались на буквы Ж и З, относились соответственно к «типу Ж» или к «типу З») — тип эскадренных миноносцев, построенных для пополнения состава Черноморского флота Российской империи. Являлись дальнейшим развитием миноносцев типа «Буйный», одной из модификаций 350-тонного контр-миноносца. Вооружение 1 × 75-мм пушки Канэ, 5 × 47-мм орудия Гочкиса (в 1909—1913 годах заменены на одну 75-мм пушку Канэ и 4—6 × 7,62-мм пулемётов).

История событий  Первой Мировой на Кавказском театре боевых действий, несмотря на наличие материала, вообще тема... "мутная", где многое происходило не совсем так, как принято писать.-11
История событий  Первой Мировой на Кавказском театре боевых действий, несмотря на наличие материала, вообще тема... "мутная", где многое происходило не совсем так, как принято писать.-12

В принципе, все. Можно начинать рассказ...