Марш генерала Ляхова вдоль берега (или искусство стрельбы по берегу)

343 прочитали

Мы начали рассказ об одной интересной десантной операции, но предисловие к ней получается длинным, и я его вынес в отдельную статью.

Операция Приморского отряда русской Кавказ­ской армии при поддержке сил Черноморского флота против Лазистанского отряда 3-й турецкой армии началась 23 января (5 февраля) 1916 года. К этому времени британцы уже вывезли вои войска после неудачного десанта в Галиполи, а наши войска после первых неудач достаточно успешно действовали на Кавказском фронте.

Результаты наступательных операций русской Кавказской армии союзники по Антанте закрепили секретным соглашением в апреле 1916 года. В этом союзническом документе было отмечено, что Россия аннексирует области Эрзурума, Трапезунда, Вана и Битлиса на побережье Черного моря к западу от Трапезунда, а также область Курдистана. Но все это случилось потом, а пока...

23 января (5 февраля) ударная группа Приморского отряда (около 7 тыс. чел., 20 орудий, 12 пулеметов) под командованием генерал-майора В. П. Ляхова начала наступление с рубежа р. Архави вдоль морского побережья.

Мы начали рассказ об одной интересной десантной операции, но предисловие к ней получается длинным, и я его вынес в отдельную статью.
Мы начали рассказ об одной интересной десантной операции, но предисловие к ней получается длинным, и я его вынес в отдельную статью.-2

Зачем? Если взглянуть на карту, из Трабзона есть дорога через Байбурт вглубь территории Турции. В тыл крепости Эрзерум (на тот момент она была еще турецкой). Но была проблема: дорога вдольберега моря к Трапезунду (Трабзону) была одна, и она могла весьма условно называться дорогой. Есть еще один нюанс: турецкая армия имела ряд достаточно удобных рубежей обороны вдоль ущелий горных рек, несущих свои воды к морю (которые можно было удерживать малыми силами).

Поначалу все шло традиционно.

Первым рубежом как раз и стала река Архави.

23 января (5 февраля) ударная группа Приморского отряда (около 7 тыс. чел., 20 орудий, 12 пулеметов) под командованием генерал-майора В. П. Ляхова начала наступление с рубежа р. Архави вдоль морского побережья. 5 февраля корабли Батумского отряда под командованием капитана 1-го ранга М. М. Римского-Корсакова подошли к устью реки Архаве и огнем артиллерии подавили две турецкие батареи.

Принято писать что состав отрояда "линкор, два эсминца, два миноносца и две канонерские лодки". Во первых, я не очень понимаю, что подразумевается под "эсминцами", а что под "миноносцами" (в составе отряда были только "угольщики", типа "Сокол" и типа "Лейтенант Пущин", но все они числились эсминцами). Второй вопрос: если в этой операции участвовали только три эсминца, то кто из них "миноносец"?

Два эсминца тянули трал перед " Ростиславом", выводя его на позицию. К 8 утра линкор занял позицию для обстрела.

Канонерские лодки "Донец" и "Кубанец" расположились между "Ростиславом" и берегом, эсминцы-угольщики "Лейт. Пущин" и "Живой" вступили в дозор (ну во всяком случае так пишут документы)

"Стремительный" был назначен "репетичным кораблем" для берегового наблюдательного поста. Что это такое?

Радиостанций не было, была построена мачта, на берег свезли сигнальное имущество (флаги, фигуры). Был выработан свой "шифр". Поскольку корабли вели огонь с дальней дистанции и сигналов на мачте могли не видеть, эсминец поставили "репетовать" (повторять) сигналы. Сложно, запутано, и уже на начальном этапе, сработала схема плохо.

Эсминцы находились мористее, и прикрывали обстрел турецких позиций, и в обстреле участия не принимали. "Ростислав" стрелял в основном, 152-мм орудиями в основном "бомбами" (фугасными снарядами). 10-дюймовый калибр подключался только изредка.

Но, несмотря на мощную поддержку, первая попытка оказалась неудачной. Пишут, что "Однако, довести обстрел до решительных результатов по всему доступному для корабельного огня фронту не удалось, так как его пришлось прекратить из-за преждевременного начала наступления войск ближайшего к морю боевого участка".

И мы имеем первую нестыковку в документах (и несогласованность в действиях).

В своем донесении начальник отряда кораблей говорит:

«К сожалению эту фазу атаки, когда она достигла своего высшего напряжения, не удалось протянуть так долго, как я того хотел, ибо вскоре (минут через 25 после начала беглого огня) миноносец Лейт. Пущин принял от начальника ближайшего к морю боевого участка семафор, что он идет в атаку и просит прекратить огонь

А, при чем здесь "Лейтенант Пущин"? Он ведь должен быть в дозоре. Ладно, будем считать, что путаница.

Сложность в другом: эсминец, приняв флажный семафор, поднял условный сигнал «ФФ», что означало полное прекращение огня всеми кораблями и переход войск в наступление, и, имея его поднятым, пошел по всей линии кораблей к "Ростиславу". Но "Ростислав" видел мачту, а, на мачте продолжал висеть сигнал №3 (огонь по окопам). Эсминец подошел и в мегафон потребовал прекратить огонь.

Не успел миноносец дойти до берега, как с сигнальной мачты был передан семафор продолжать огонь по цели № 3, но восстановить беглый огонь со всех кораблей не было возможности, так как частью войска перешли уже в наступление, заняли некоторые окопы, и невозможно было различать с моря, по каким участкам неприятельской позиции можно еще стрелять. В общем, первая попытка штурма позиций оказалась неудачной.

"Ростислав" израсходовал в первый день 94 шт. 10-дм фугасных снарядов, 303 6-дм фугасных и 29 шт. 75-мм гранат. "Кубанец" 68 шт. 6-дм бомб и 21 шт. 120-мм. "Донец" 17 шт. 6-дм бомб и 26 шт. 120-мм.

6 февраля, к 8 часам, для продолжения операции к Архаве подошли: линейный корабль Ростислав и миноносцы, а несколько позже — обе канонерские лодки. На сей раз было принято решение обойтись без "репетичного корабля". По указаниям сигнальной мачты линейный корабль Ростислав начал обстрел турецких позиций.

Дальше идет еще одна нестыковка. Армейские документы пишут о том, что рубеж был взят почти без сопротивления и турецкий Лазистанский отряд под командованием генерал-майора Ахмета Авни-паши (3,4 тыс. человек, шесть орудий, шесть пулеметов), лишенный постоянной поддержки флота и располагавший ограниченными силами и средствами, был вынужден отступить на 13 км в юго-западном направлении к следующему укрепленному рубежу. О том же пишут и турки.

Флот пишет о подавлении некой батареи. Так или иначе, рубеж был взят, турки ушли без потерь на следующий рубеж в районе Вице, а, сигнальная мачта передала приказание ген. Ляхова: «Обстрелять район Сумли — Вице», куда были посланы канонерская лодка "Кубанец" и эсминец "Строгий".

Если говорить точно, что новый рубеж проходил не в районе Вице. Да и деревня называлась не Вице и не Виче. Рубеж проходил в районе современного с. Фындыклы. Точнее по долине реки перед ним. Видже (Vice), это пляж в районе устья долины реки где и находится совр. село Фындыклы́ (тур. Fındıklı). Рубеж проходил от д. Абу к берегу моря (если я не ошибаюсь, сейчас река называется Биюк Креек (Buyuk Kreek).

После обстрела берега все корабли вернулись в Батум (в том числе и линейный корабль "Ростислав"). "Строгий" был оставлен на ночь для крейсерства у неприятельских берегов.

7 февраля, отряд, в составе линейного корабля Ростислав, канонерской лодки "Кубанец" и двух эсминцев, снова подошел в район Архаве. Канонерская лодка "Кубанец" и миноносец "Строгий" были посланы для осмотра и обстрела района Вице — Атина. Но после отхода турок к новому рубежу, операция приостановилась, т.к. русский отряд ждал подкреплений и боезапас (которые из-за дорожной обстановки доставлялись гужевым транспортом весьма небыстро).

12 февраля ген. Ляхов уведомил начальника Батумского отряда, что 14 февраля им намечено продолжение наступления, причем кораблям была дана та же задача обстреливать позиции неприятеля по указаниям с берега. План операции был точно таким же (но без корректировки с берега). Но 14 числа поход кораблей не состоялся по поодным условиям.

15 февраля в 7 час. утра отряд, в составе Ростислава и эсминцев-угольщиков "Лейт. Пущин", "Жаркий", "Строгий", вышел в море. Вслед за ним вышли канонерские лодки Донец и Кубанец в сопровождении миноносца "Стремительный". Стрельбу 10-дм сочли "расточительной" и "Ростислав стрелял только 6-дм. калибром.

Мы начали рассказ об одной интересной десантной операции, но предисловие к ней получается длинным, и я его вынес в отдельную статью.-3

Командир Ростислава в своем донесении за этот день пишет:

«Стрельбу корабля в этот день описать последовательно нет возможности, так как после методического обстрела хребтов и склонов гор, прилегающих к берегу реки Абу-Вице, огонь, по требованию с берега, переносили — то в глубь долины реки, то по самому берегу, в зависимости от того, где предполагалось присутствие неприятельских батарей. Место корабля приходилось менять, занимая различные позиции в различных расстояниях от берега. Корректировка и передача приказаний, с устройством радиостанции на берегу, несравненно улучшились (прежде семафором и флагами), а главное, ускорился и успех обстрела позиций. Уничтожение батарей в большой мере надо отнести к действию этой станции. В продолжение дня неприятельские батареи, по-видимому, боясь открыть свое расположение, не стреляли по Ростиславу, но под конец, около 17 час, вероятно, выбитые со своих позиций, приблизились к берегу и открыли огонь по кораблю. Первые выстрелы дали большие перелеты, постепенно уменьшавшиеся, и последний был с очень небольшим, но тоже перелетом и с хорошим направлением, однако, вскоре батарея прекратила стрельбу по кораблю и вообще совсем прекратила огонь; полагаю, что стреляла она, уже покидая свою позицию».

Около 17 час. обстрел был прекращен, и отряд вернулся в Батум. Что касается Ростислава, то он, продолжив некоторое время огонь, на ночь отошел в море.

А, наступление? А оно в этот день так и не состоялось. 1200 снарядов потраченных в этот день сочли "рекогносцировкой". Как результат последовала ночная контратака турецких частей, и "армейцы" срочно запросили помощь флота.

16 февраля в 7 ч. 30 м. Ростислав приблизился к позициям, но ни перестрелки, ни движения на берегу замечено не было. На запросы, где и кому нужна помощь, около 8 час. было получено радио:

«Штаб отряда просит послать миноносцы вдоль берега обстрелять ущелье и приморскую часть берега за хребтом, расположенным на левом берегу Вице: по склонам хребта, обращенного к реке, не стрелять, там наши. Турки отступают за хребтом и в приморском направлении, их тоже обстрелять».

Стрельба в этот день велась практически наугад. В 11 час. был открыт огонь со всех кораблей по склонам ближайшего массива, на которых были замечены турецкие окопы. При переводе огня на новые позиции турок кораблям приходилось самим выбирать места для обстрела, так как указания с берега давались изредка и в общих выражениях, например: «Ген. Ляхов приказал обстрелять берег от Яни-Кей до Хувы» (Яни-Кей — селение на берегу моря у устья реки Вице, а Хува лежала внутри плато по берегу той же реки).

"Ростислав" был вынужден подойти на расстояние всего 2–3 кабельтовых от берега (около 500 метров), откуда тотчас же был открыт по кораблю турецкий ружейный огонь. Только после этого его стрельба стала эффективной.

К утру 17 февраля район был очищен от турок, и войска весь день продолжали наступление, почти не встречая сопротивления, почему дальнейшей поддержки кораблей не потребовалось.

А вот дальше уже начался десант (точнее десанты), но это отдельная статья...