Найти тему
Майя Булаева

Как избежать «школьной тревожности»?

Тревожность в школе – частое явление среди детей и подростков. Особенно она обостряется сейчас, перед важными экзаменами. Поэтому хочу поделиться важной информацией и советами по этому поводу. 

«Школьная тревожность» - это состояние ребенка, которое характеризуется повышенной склонностью к беспокойству, излишними переживаниями и волнениями, связанными с ситуациями школьной жизни. Оно может проявляться в деятельности и поведении детей самыми разными способами и маскироваться под другие проблемы. 

Основные признаки школьной тревожности:

• пассивное поведение на уроках;

• скованность, напряженность, смущение при ответах;

• наличие вегетативных реакций (ребенок может краснеть/бледнеть, чувствовать дрожь в коленях, заикаться, плакать, отвечая у доски или с места);

• болезненная реакция на замечание со стороны взрослых;

• страх допустить ошибку и сделать что-то не так;

• трудности социальных контактов, избегание коллективных игр, чувство одиночества, когда общение носит поверхностный характер;

• нежелание ходить в школу как признак неблагополучия и дискомфорта, избегание неприятностей;

• рассеянность, снижение концентрации внимания и успеваемости;

• частые простудные заболевания, связанные с большими эмоциональными нагрузками и снижением сопротивляемости организма.

Частой причиной школьной тревожности являются завышенные ожидания и требования со стороны взрослых, тревожность и волнение родителей, авторитарные методы воспитания, несоответствие выбора учебной программы уровню развития.

Важно оказать своевременную поддержку и помощь тревожным детям, потому что длительное нахождение в состоянии тревоги может закрепить соответствующие черты характера. Помочь в преодолении тревоги – значит создать ситуацию успеха и условия, в которых будет комфортно:

• учитывайте способности и возможности, не требуйте того, что ребенок не в силах выполнить;

• повышайте самооценку, чаще хвалите за незначительные успехи, за улучшение собственных результатов, сравнивайте только с самим собой (сегодня ошибок меньше, чем вчера);

• будьте примером, демонстрируйте образцы уверенного поведения, вместе обсуждайте тревожные ситуации, вместе находите способы справиться с ними;

• будьте позитивны и оптимистичны, чаще улыбайтесь, в оптимистичных семьях растут уверенные дети, которым легче справляться с трудностями.