Найти тему
АиФ–Иркутск

Районы сами по себе? Состояние системы межбюджетных отношений обсудили в ЗС

   Одной из ключевых тем депутатского форума Законодательного собрания Иркутской области стала разработка вариантов совершенствования межбюджетных отношений.
Одной из ключевых тем депутатского форума Законодательного собрания Иркутской области стала разработка вариантов совершенствования межбюджетных отношений.

Одной из ключевых тем депутатского форума Законодательного собрания Иркутской области стала разработка вариантов совершенствования межбюджетных отношений. Парламентарии поделились своим мнением о работе с муниципалитетами и рассказали о возможных вариантах повышения их финансовой самостоятельности. Подробности в материале irk.aif.ru.

Предположить расходы невозможно

«Хотелось бы понять, на каком этапе развития межбюджетных отношений мы находимся сегодня, -рассказывает вице-спикер регионального парламента Наталья Дикусарова. – В первую очередь нужно отойти от риторики «область сама по себе, районы – сами по себе». Межбюджетные отношения — это более широкая тема, чем простое выравнивание бюджетов. Это ещё и субсидии, и субвенции на зарплаты бюджетников, и система налоговых доходов. Среди главных проблем: стройки и капитальные ремонты соцобъектов. В этом отношении в последние годы мы шли на шаг впереди многих регионов. Ещё до того, как федеральный центр начал выделять деньги на капремонты школ, мы уже это делали. То же самое и с детскими садами. Мы должны сохранить этот темп. Ещё одна болезненная тема - выплата зарплат бюджетникам за декабрь в этом же месяце. Сложность в том, что при формировании бюджета на следующий год предположить размер показателей зарплат на будущий финансовый год невозможно».

Чтобы избежать подобных трудностей, которые возникают у муниципалитетов при формировании бюджета, парламентарии разрабатывают разные способы решения этой проблемы.

«Нужно менять подход к формированию дорожных фондов: как правило, для муниципалитетов они являются способом покрыть прочие расходы, непосредственно на ремонт дорог денег уже не остаётся, - продолжает вице-спикер. – Ещё одна сложная тема – выполнение задач за один финансовый год. Бюджет на год мы принимаем в декабре, и из-за этого сталкиваемся с различными ограничениями. В прошлом году попробовали внести объекты капитального строительства не зимой, а при летней корректировке бюджета. Получилось хорошо. У муниципалитетов появляется возможность выполнить подготовительную работу за зиму, чтобы приступить к работам в начале финансового года».

Также Наталья Дикусарова рассказала о возможности введения единой субсидии для муниципалитетов. Правда, пока подобных примеров в других регионах нет.

Дать больше самостоятельности?

Председатель комитета по бюджету, ценообразованию, финансово-экономическому и налоговому законодательству Законодательного Собрания Иркутской области Александр Лаутин рассказал, что межбюджетные отношения играют важную роль в обеспечении финансовой устойчивости региона и способствуют его социально-экономической стабильности.

«Считаю, что процесс формирования межбюджетных отношений должен быть регламентирован достаточно жёстко, чтобы было больше возможностей для контроля за расходованием средств и позволяет формировать концепцию социально-экономического развития, - говорит он. – Кроме того, комитет по бюджету проводит мониторинг состояния бюджетов муниципальных образований. Взаимодействие идёт на постоянной основе, и мы открыты к диалогу и продуктивной системной работе».

Министр финансов Иркутской области Наталья Бояринова рассказала, что среди главных сложностей, с которыми сталкиваются главы муниципалитетов, основная – это недостаточность доходных источников. Власти региона постоянно работают над совершенствованием системы межбюджетных отношений и улучшении законодательства в этой сфере. Также законодательство предусматривает высокий уровень централизации, которая позволяет реализовывать механизм межбюджетных трансфертов.

«Я считаю, что единая субсидия должна привести нас к большей самостоятельности муниципалитетов, - говорит спикер регионального парламента Александр Ведерников. – Я понимаю, что нужно соблюдать приоритеты, выделять средства на определённые цели. Но жизнь меняется, и нередко возникают ситуации, когда главам районов приходится выкручиваться здесь и сейчас, чтобы покрыть непредвиденные расходы. Это делать легче при наличии единой субсидии «неокрашенными» деньгами».

Также Александр Ведерников отметил, что самостоятельность муниципалитетов можно повышать в том числе и за счёт расширения доходной базы. Это не только предприятия, но и, например, формирование и учёт земельных участков.

«При формировании доходных прогнозов муниципалитетов нужно накапливать инфу не от самих представителей районов, а от профильных министерств – чтобы при запросе информации о различных показателях эффективности слово не расходилось с делом, - отметил он. – Такая большая работа не под силу никому, кроме казначейства. Помимо самостоятельности, нужно и построить понятную систему, из которой будет понятно, нужно ли выравнивание бюджета или нет».