Найти тему
27,7K подписчиков

Что такое "базный транспорт" (или как высадить десант)?

356 прочитали

Высадка десантов имеет достаточно давнюю историю, хотя многие операции по высадке войск, ныне не считаются десантами. Ну, например, высадка "миротворческого" англо-франко-турецкого контингента в Евпатории во время Крымской войны. Тоже, по-своему, интересная (с технической точки зрения) операция, когда французы, запасшись сходнями, долго искали причалы, на которые можно было бы их скинуть (потом, уже в городе Камьеж, в Камышовой бухте Севастополя они были вынуждены строить свои причалы). Хотя нужно признать их предусмотрительность: они сразу везли с собой лес для строительства причалов и помостов.

Англичане, ученые колониальным опытом, оказались практичнее: они тогда применили сборные импровизированные мелкосидящие "паромы" для лошадей. По-сути, это был "бочечный" плот, который (под натужное пение "шанти") пытались тянуть мускульной силой вдоль натянутого троса, брошенного с корабля на берег. (Тоже, "так себе" решение).

В 1878 году англичане планируя высадку легкой каварии на Крите (где в этот момент вспыхнуло восстание) заранее строили мелкосидящие деревянные паромы для перевозки лошадей.

О том, как Россия перед Первой Мировой планировала высаживать десанты, мы уже немного писали. Были и Одесский батальон, были и паровые катера типа "Таврия" (Еще повторюсь: фото катеров у меня нет, а, если и есть, то отличить их от стандартных паровых катеров, устанавливаемых на броненосцах, сложно). Но на самом деле, это только высадочные средства.

Задачи десанта, высаживаемого не в порт, а, на необорудованное побережье, сложнее и шире (во всяком случае так виделось до войны). Начну с неожиденного вопроса: "Зачем, в принципе, нужны были французские "Мистрали"?".

По сути, это развитие идеи "базного судна" обеспечения десанта. Это не просто вертолетоносец (хотя во французском исполнении посудина... (не очень удачная). Начнем с того, что эта игрушка дорогая, требующая целой "свиты" кораблей охранения и обеспечения... (на том и закончим).

В Императорском флоте Российской империи к решению задачи подошли практично и дешево. С началом Первой Мировой были переоборудованы два зафрахтованных коммерческих судна. Злые англичане пишут, что суда были "реквизированы", но это неправда. При чем здесь англичане?

Когда началась война, в Черном море оказалось несколько иностранных судов (в том числе и английских). С немецкими судами (и судами их союзников) все просто - их, действительно, реквизировали. У владельцев английских и французских судов была альтернатива: ставить суда на прикол, платя дисбурсмент за стоянку в порту, или сдать их во фрахт русским. Второй вариант англичанам показался более привлекательным. Так что русский флот никоим образом не реквизировал суда у англичан, это вра... "альтернативная правда" направленная на манипуляции сознанием.

Итак, на Черном море повился новый вид судов (или кораблей?), который звался "базный транспорт". Что это такое? Словарь морких терминов говорит следующее:

"БАЗНЫЙ ТРАНСПОРТ - специальный транспорт большого водоизмещения в составе транспортных флотилий или придаваемый десантной организации для размещения и доставки к пунктам высадки плавучих средств, инвентаря, материалов и личного состава базы высадки".

Кроме того, на базном транспорте находился личный состав подразделений, обслуживающих побережье и рейд высадки, со всем их инвентарём и материалами:

-Личный состав плавучих высадочных средств
-Партии оборудования побережья: по сооружению и оборудованию пристаней («морские сапёры»); по приведению в порядок пляжа и берега;
-Ремонтная партия (для починки высадочных средств и пристаней)
-Спасательная партия (с водолазным оборудованием)
-Пожарная партия (для борьбы с пожарами как на судах, так и на берегу)
-Партия средств связи и наблюдения
-Разведочно-гидрографическая партия
-Химическая партия
-Санитарный отряд
Суда имели трюма, которые использовались под склады для небольшого количества боезапаса для десанта. Кроме того, на кораблях имелись наливные ёмкости для пресной воды и провизионные кладовые.

Тактика применения базных транспортов заключалась в следующем: базные транспорты заблаговременно под охраной боевых кораблей прибывали в район высадки, спускали на воду свои высадочные средства (что требовало порядка 3 часов) и распределяли их непосредственно по другим прибывающим транспортам с десантом. (Не очень быстро, не очень продуктивно, но...)

Итак, у нас появились специализированные десантные суда, переоборудованные из коммерческих судов, в соотвествии с существовавшими в России до войны взглядами. Естественно, переоборудовали их в Одессе, где находился и батальон "морской пехоты" и высадочные средства (катера).

Транспорт "Бурдейль" (фото, к сожалению, не нашел)

Водоизмещение: 10435 т. Размерения: длина - 115,82 м, ширина - 15,54 м, осадка - 7,5 м. Скорость полного хода: 9 узлов. Дальность плавания: 4500 миль при 7 узлах. Силовая установка: паровая машина, 1450 л.с., 1 вал. Грузоподъемность: 4348 брт. / 2699 нрт. Английский стальной одновинтовой однопалубный двухмачтовый грузовой пароход "Burdale" был заложен в 1913 г. в Стоктоне, Великобритания, компанией Richardson, Duck & Company Ltd., строительный №636. Спущен на воду 26.11.1913 г., сдан заказчику в январе 1914 г., хозяин судна - английская фирма Burdale S.S.Co Ltd. (Burdick & Cook), Лондон. Регистрационный №135313. В конце октября 1914 года зашел в Одессу для разгрузки, и тут Турция вступила в войну (без объявления оной). В результате налета турецких кораблей на порты Черного моря (после которого Россия объявила войну Турции) транспорт не пострадал, но оказался "закупорен" на Черном море. Чтобы освободить причал, пароход ушёл в Николаев на отстой, и в начале ноября 1914 г. зафрахтоварн там Российским правительством.

25.02.1915 г. как Траноспорт №9 "Бурдейль" зачислен в списки Черноморского флота. Циркуляром Штаба командующего ЧФ от 12.04.1915 г. был включен в 5-й отряд Транспортной флотилии ЧФ, база - Одесса. После переоборудования в Николаеве, транспорт брал на борт 10 паровых катеров типа "Таврия" на шлюпбалках и 40 деревянных десантных ботов в трюма. Их планировалось буксировать при высадке катерами (по 4 в "упряжке", как на учениях под Одессой, о которых мы писали). На транспорте же размещались их экипажи из Одесского морского батальона. 14.02.1916 г. транспорт был включен в Отряд судов базы высадки. Первой боевой операцией стала буксировка 18.04.1916 г. 9 болиндеров в Севастополь. А, потом он принял участие в одной, весьма интересной операции (но о ней чуть позже). Судьба его была предсказуема. С 16.12.1917 г. перешел под контроль Советской власти. К середине апреля 1918 г. был в Мариуполе. С 25.04.1918 г. в порту перешел под контроль австро-венгерских войск. К началу сентября 1918 г. судно увели в Севастополь, находился там в отстое. С 24.11.1918 г. вновь перешел под контроль англо-французских интервентов. В январе 1919 г. как пароход "Burdale" был возвращен владельцам.

Потом под именем "Burdale-35" эксплуатировался в европейских вода, до тех пор пока в 1933 г. его не купил судовладелец A.H. Smith, который достаточно быстро перепродал его за 12500 английских фунтов греческой семейной судовладельческой компании A.P.Hadjilias and family из порта Сира, Греция. После ремонта получил новое имя "Julia". В 1940 году пароход снова перепродали, но в 09.00. 17.05.1941 г. судно было потоплено немецкой авиацией в бухте Суда, капитан погиб. Немцы подняли и отремонтировали судно в Скараманге и использовали его под тем же именем "Julia". Окончательно судно погибло от английских бомб в Триполи 18.12.1942 г. После войны его корпус был разобран на металл.

Транспорт "Тревориан" (фото тоже нет)

Ситуация та же самая (но данных по судну намного меньше). Построен как "TREVORIAN" на верфи John Readhead & Sons Ltd в 1911 году для Hain Steamship Co Ltd (E Hain & Son). Характеристики примерно те же: паровая трехцилиндровая машина, один винт 9 узлов, 115х15,54х7,5 м. Угодил в ту же "черноморскую ловушку". Переоборудован, передан в Одессу. Судьба его оказалась короче. В 1917 году его выкупило британское Адмиралтейство за 135 000 фунтов, об этом англичане пишут, не пишут они о том, что судно было перепродано России за 1,514 млн. рублей. Это тот самый "TREVORIAN", который был затоплен в Цемесской бухте при затоплении красного флота в 1918 году. Он был поднят англичанами, но в 1919 году, возвращаясь из Новороссийска в Англию для продажи, вылетел в 1919 году на камни у Анатолийского побережья. Спасать его англичане не захотели.

Пишут, что это тот самый "Тревориан", но не факт (но другого фото нет)
Пишут, что это тот самый "Тревориан", но не факт (но другого фото нет)

Для чего мы дали эту информацию? Поясним в следующей статье.