1K подписчиков

Трансмиссионное масло: как выбрать и понять, что его пора менять?

Ключевая часть гидравлической системы экскаватора – бортовой редуктор. Он приводит в движение многотонную спецтехнику. Для работы редуктора многого не надо. Главное – исправность всех частей и регулярное техобслуживание. Кажется, элементарно и просто. Но некоторые и этим пренебрегают.

Один из определяющих моментов – замена масла в экскаваторе. Оно повышает продуктивность редуктора, увеличивает эксплуатационный период агрегата. В нашем материале мы постарались отметить всё, что нужно знать о трансмиссионном масле, чтобы у вас больше не возникало проблем с выбором и заменой.

СОСТАВ МАСЕЛ

Трансмиссионные масла состоят из базовых масел и модификаторов. Они придают составу физико-химические свойства. Существует единая система базовых масел – это 6 групп. Они различаются по способу получения, индексом вязкости, содержанием серы и насыщением углеводородом.

Масла Caterpillar
Масла Caterpillar

I-III группы базовых масел – минеральные. Эти масла – продукты очистки мазута, имеют низкую степень очистки и высокое содержание серы и азота от чего быстрее окисляются. Но III группу относим и к полусинтетическим. Эти смазочные материалы с улучшенными эксплуатационными свойствами, так как производятся при добавлении синтетических компонентов к минеральной основе.

Масла от IV-VI групп – чисто синтетические, получаются методом органического синтеза. У них высокий индекс вязкости, лучше пусковые и низкотемпературные свойства. А летучесть ниже, чем в I и II группах.

КЛАССИФИКАЦИЯ ПО СТЕПЕНИ ВЯЗКОСТИ (SAE)

Вязкость масла – основной показатель качества. Это явление способствует материалу смазывать трущиеся детали и образовывать на их поверхности защитную пленку. Для любого механизма стоит применять масло с оптимальной вязкостью. Величина зависит от конструкции, интенсивности работы и степени износа.

«Очень важно выбирать масло согласно климатическим условиям. Иначе оно не будет выполнять функцию смазывания и будет застывать на морозе или наоборот станет слишком жидким на жаре», - отмечает Кирилл Рекутин, технический специалист компании «Гефест».

Единственная признанная в Европе система классификации автомобильных моторных масел - спецификация SAE J300.

Выделяют три классификации категории:

· Зимние (с буквой "W"(Winter). Это, например, SAE 0W, 5W, и т.д.);

· Летние (без буквенного обозначения - SAE 20, 30, 40 и т.д.);

· Всесезонные (например, SAE 10W-40 или SAE 0W-20).

ЗИМНИЕ

В эту категорию входят масла, динамическая вязкость которых при расчетной отрицательной температуре не превышает 150 000 мПа·с. То есть они даже при сильном морозе сохранят смазочные свойства. Не загустеют. Механические повреждения трансмиссии при их использовании во время холодного старта – исключены. Температурные возможности масла можно проверить по маркировке.

ЛЕТНИЕ

Их способность – сохранять постоянство консистенции в высокие температуры. В жару масло не потечет. При использовании зимнего масла летом - рискуете снизить смазывающие характеристики.

ВСЕСЕЗОННЫЕ

Все понятно из названия: масла подходят для любого сезона. Чаще всего они выдерживают температуру до +35 (некоторые и до + 45. Например, SAE 85W-90). За минимальными значениями также нужно следить. Разброс от -40 до -12! Эти масла имеют двойную маркировку.

КЛАССИФИКАЦИЯ МАСЕЛ ПО API

· GL-1

Эти смазочные материалы рассчитаны на работу в передачи в простых условиях и без сильных нагрузок. Поэтому это и самый дешевый класс масел. В составе только база (масла без добавок).

· GL-2

Лучше противоизносные и антифрикционные характеристики. Масла предусмотрены для червячных передач, которые работают в умеренных условиях.

· GL-3

Отличается от предыдущих классов высоким процентным содержанием присадок против износа – 2,7%. Эти смазочные материалы применяют для КПП грузового транспорта.

· GL-4

Универсальное масло. Пригодно для КПП любого транспорта. Даже того, что трудится в тяжелых условиях. Основа содержит 4% противозадирных добавок. Смазка продлит срок службы КПП.

· GL-5

Если спецтехника работает в очень тяжелых условиях и при значительных нагрузках, то выбор падает на этот класс масел. В состав смазки входит до 6,5 % добавок. Но перед использованием изучите требования производителей техники.

Существуют еще два дополнительных класса:

· PG-1 (M-1)

Эти масла используются в несинхронизированных механических КПП тяжелых автомобилей. По составу схожи с GL-5, но отличие есть – в большей термической стабильности.

· PG-2

Это специальные масла для ведущих мостов грузовиков и автобусов.

Трансмиссионное масло лучше, а точнее НУЖНО выбирать исходя из данных завода-изготовителя гусеничного экскаватора. И лучше их придерживаться.

Гусеничный экскаватор Hitachi ZX200-3
Гусеничный экскаватор Hitachi ZX200-3

Например, на одном из самых распространенных экскаваторов, Hitachi ZX200-3, используется масло марки GL-4 80W-90. Оно всесезонное, должный уровень смазки поддерживает в температурных рамках от -26 до +35 градусов. Обеспечивает высокую защиту от износа и задира трансмиссий.

Производителя же выбирать вам. На нашем рынке это и оригинальные, и импортные, и от отечественных изготовителей.

ЗАМЕНА ТРАНСМИССИОННОГО МАСЛА

Периодичность замены масла зависит от завода изготовителя. Но наш совет – делать это в 2 раза чаще, тем более, если редукторы экскаватора сильно нагружаются.

ЕСТЬ ЛИ УРОВЕНЬ?

Контроль уровня масла первое, что мы может сделать, чтобы избежать поломки. От этого зависит насколько будут смазываться детали.

Чтобы проверить уровень масла нужно отогнать экскаватор на плоскую территорию. Так, чтобы сливная пробка находилась в нижнем положении. Ослабляем контрольную пробку и оцениваем: на каком уровне находится жидкость. Если ее недостаточно, доливаем.

ПРОВЕРКА КАЧЕСТВА МАСЛА

Ключевая часть гидравлической системы экскаватора – бортовой редуктор. Он приводит в движение многотонную спецтехнику. Для работы редуктора многого не надо.-3

Обращаем внимание на цвет, запах и концентрацию.

· Цвет масла – новое почти прозрачное. Чаще всего имеет желтоватый оттенок. Если оно потемнело (коричневый или даже черный цвет) срочно меняем;

· Наличие воды. Это знак, что пропускает сальник, либо крышка/пробка редуктора. Устраняем причину и тоже меняем масло;

· Повышенный уровень масла в редукторе. В этом случае перетекает гидравлическое масло из гидромотора. Повторяем то же действие: устраняем причину и меняем смазочные материалы. Гидравлическое масло не имеет антифрикционных свойств, не может корректно работать в редукторе;

· Запах масла. Если пахнет гарью, то значит, что где-то уменьшен зазор в сопряженных деталях, идёт повышенный износ элементов, он сопровождается повышенной температурой.

Не ждем беды и начинаем ремонт редуктора. Его еще можно спасти.

! Опытные ремонтники и сами экскаваторщики могут по запаху определить возраст масла. Но это чаще совместно с анализом цвета.

· Выход из строя запчасти в редукторе хода. Если развалилась шестерня, вал, подшипник, то промываем редуктор и обязательно заливаем новое масло. Аналогично и в другой ситуации, если при замене в отработанном масле видим стружку. Это говорит об ускоренном изнашивании механизма, стружка может вывести из строя остальные детали.

КАК ЗАМЕНИТЬ МАСЛО В РЕДУКТОРЕ

Замена масла в редукторе хода экскаватора
Замена масла в редукторе хода экскаватора

Первым делом – останавливаемся на ровной поверхности, следим, чтобы сливная пробка транспортного мотора была снизу. В летнее же время, как советуют специалисты, спускаем воздух-газы отработанного масла (через любое верхнее отверстие).

Сливаем масло в специальную емкость, следим, чтобы оно не пролилось на землю. Как только опустошили бак – заворачиваем пробку слива. Через контрольное отверстие заливаем новое масло.

Советуем своевременно проводить техническое обслуживанием, следить за уровнем и качеством масла. Тогда срок службы вашего редуктора хода будет продлен. А если запчасти все же понадобятся, то пишите - подскажем, поможем и подберем!

Еще больше статьей читайте на нашем сайте!