67,9K подписчиков

Принцесса моды. Надежда Ламанова

Выставка, посвященная моделям Ламановой
Выставка, посвященная моделям Ламановой

Она родилась в Российской империи, а умерла при Советской власти, прожив равные половины в двух веках: 1861-1941гг. Надежда Петровна Ламанова была и остается легендой царского и советского стилей, одинаково прекрасно "вписавшись" в две столь разные эпохи и культуры. Это она была и «Поставщицей Ея Императорского Величества» и она же стояла у истоков советской моды.

Итак, будущая легенда российской моды появилась на свет в имении отца и дядьев в деревне под Нижним Новгородом. После окончания местной Мариинской гимназии Надя переехала в Москву, где училась в школе кройки и шитья Ольги Суворовой.

Здесь в 1875-1878 гг. училась Надежда Петровна
Здесь в 1875-1878 гг. училась Надежда Петровна

Проявляя усердие во время двухлетнего обучения, очевидный талант и любовь к искусству, Ламанова делала успехи в очень популярном тогда ателье мадам Войткевич, частой клиенткой которого бывала, например, актриса Мария Ермолова. Это было время модерна в искусстве, столкновения новых технологий и любви к символизму, народной культуре, сказке. Такое сочетание выдавало интереснейшие идеи и их воплощения. В том числе, в создании одежды.

В юности
В юности

Спустя год работы в "артистическом" ателье, Надежда рискнула открыть свое дело. Особый вкус и при этом потрясающее мастерство, скрупулезность и внимание к деталям, делали свое дело. Желающих заказать у нее платье становилось все больше, и если сначала мастериц в ателье Ламановой было одиннадцать, то через четыре года — уже тридцать восемь.

Дореволюционные модели
Дореволюционные модели

У Ламановой одевались и обеспеченные дамы-буржуа, и представительницы купеческого сословия, а вскоре фантазия модельера и безупречное качество ее нарядов привлекли богему и аристократок. Сказался ее тонкий вкус и любовь к искусству. Это именно то, что отличало в ней талант от ремесленничества.

Масштаб деятельности был впечатляющим и по нынешним меркам. На предприятии Ламановой трудилось несколько сотен (!) мастериц, сама она постоянно наведывалась в Париж, закупая ткани и набираясь опыта. Оборот составлял тысячу рублей в день....при среднем жалованьи горожанина в 30-40 рублей.

С ней дружили многие художники, "мирискуссники". Один из них - Валентин Серов, чей портрет Ламановой вы видите
С ней дружили многие художники, "мирискуссники". Один из них - Валентин Серов, чей портрет Ламановой вы видите

Многие удивятся, узнав, что для столь успешной королевы моды было выстроено целое здание по адресу Тверской бульвар, 10, по соседству с которым сегодня находится не менее легендарный ТАСС! Главное информационное агентство России. В его ведении в наши дни и находится дом Ламановой.

Неудивительно, что со временем - в 1898 году - Надежда Петровна получила звание поставщика двора Ее Императорского Высочества Елизаветы Федоровны, родной сестры императрицы Александры Федоровны. А спустя еще 6 лет - она стала и поставщиком самого двора Ее Императорского Величества. Сегодня в Эрмитаже можно увидеть результаты этого сотрудничества художника моды и императрицы - там хранятся роскошные и одновременно элегантные императорские наряды, сделанные в мастерской Ламановой.

Пожалуй, вся суть успеха таланта Ламановой именно в этом умении находить баланс между красотой и практичностью. Это было новым для тех лет. Громоздкие шляпы, турнюры, неудобные и мучившие женщин с XIII (!!!)века корсеты, при всех технологических обновлениях столетия, продолжали томить дам. Ламанова же, как мы помним, частая гостья в Париже, уловила робкую, но набиравшую силу тенденцию отказа от этих стесняющих инквизиторских предметов одежды. В частности, знаменитый французский кутюрье Поль Пуаре был тем, кто освободил, спасибо ему, дам от "обязательного" ношения корсетов.

Она родилась в Российской империи, а умерла при Советской власти, прожив равные половины в двух веках: 1861-1941гг.-6

Впервые за столетия женщине было позволено обходиться в женском костюме без корсета, оставаясь женственной и прекрасной. И здоровой. Поль Пуаре, в свою очередь, тоже прислушивался к мнению своей коллеги и подруги, навещал по ее приглашению Москву и высоко ценил ее вкус и мастерство.

Невероятно, но плоть от плоти "дочь империи", на прямой связи с императорским двором, Надежда Петровна адаптировалась к переменам, связанными с приходом Советской власти. Мудро и спокойно резюмировала она: «Революция изменила мое имущественное положение, но она не изменила моих жизненных идей, а дала возможность в несравненно более широких размерах проводить их в жизнь». Как подлинный Мастер, она встретила перемены с энтузиазмом и интересом, как игру, как квест, как возможность эксперимента. И помощи тем миллионам, которые получили невиданную прежде возможность одеваться доступно, но в соответствии с желаниями и предпочтениями.

Она родилась в Российской империи, а умерла при Советской власти, прожив равные половины в двух веках: 1861-1941гг.-7

Надежда Петровна, продолжая шить, организовала Мастерскую современного костюма, работала инструктором по художественной промышленности, разрабатывала учебные программы для преемников, писала статьи по теории костюма. При этом, между прочим, Ламанову, как и ее мужа Андрея Каютова, не миновала страшная участь быть арестованными. К счастью, за них вступились друзья, среди которых был и очень влиятельный в советское время Максим Горький.

Со своим тонким художественным вкусом, памятью о "мирискуссниках", Ламанова успешно рисовала эскизы для театральных костюмов и оформления постановок. Сорок лет она оформляла спектакли! В 1925 году Ламанова познакомилась с другой легендарной женщиной в искусстве СССР- Верой Мухиной.

Она родилась в Российской империи, а умерла при Советской власти, прожив равные половины в двух веках: 1861-1941гг.-8

В том же году обе приняли участие во Всемирной выставке в Париже. В распоряжении мастеров были самые простые материалы: суровое полотно, бязь, бумазея, солдатское сукно. В ход отправляли все, от соломы до дерева. Несмотря на очевидную разницу в возможностях по отношению к зарубежным коллегам, обеим героиням вручили Гран-при «за национальную самобытность в сочетании с современным модным направлением». Подобного успеха в истории российского костюма не знал ни один последующий модельер.

...При всей силе таланта, значимости для культуры, моды, искусства, Ламанова столкнулась с абсурдным и жестоким обстоятельством, предварившим ее смерть. На восьмидесятом году жизни встретив войну, в октябре рокового 1941го она должна была эвакуироваться вместе с артистами Московского художественного театра, с которым сотрудничала. Из-за неразберихи, Надежда Петровна пропустила эвакуацию и тихо скончалась днем позже. 15 октября 1941 года великой принцессы моды не стало.