Найти тему

Цифровая культура с Оксаной Мороз.

Мемы, соцсети и новый этикет. Оксана Мороз о цифровой культуре

Еще четверть века назад мы не могли себе представить, что с людьми, которых никогда не видели, можно флиртовать, влюбляться, дискутировать и яростно ссориться. На это тратится больше времени и страсти, чем на реальное общение. Как цифровая культура меняет сферу чувственного и личного пространства расскажет Оксана Мороз, кандидат культурологии и доцент НИУ ВШЭ.

Главным сюрпризом, который преподнес человеку интернет, стало то, что там будет все настолько всерьез. Но тем не менее очень многое относительно цифровых технологий остается мифом. Люди просто вообразили себе, как именно эта система и пространство будут работать, и при этом решать их глобальные проблемы. Например, в бытовом использовании интернет воспринимается как место для общения. Существовала идея, что благодаря обширности сети будет проще находить нужных людей, сотрутся жесткие иерархии и возникнет горизонтальность. Довольно скоро стало понятно, что это ошибочное мнение и что общение по-прежнему остается иерархичным, а люди выстраивают границы, через которые не так легко пройти. То есть коммуникация осталась той же, просто изменились средства связи. Можно даже сказать, что ситуация со взаимодействием ухудшилась, потому что появились шансы гораздо легче терроризировать друг друга.

Поскольку интернет предлагает большое количество бесплатных сервисов по производству контента, возникло представление, что каждый может быть сам себе производителем какого-то высказывания. Появилось ощущение, что это значительно умножит пространство смыслов, ведь огромное число людей о чем-то самостоятельно изъясняются. Но вышло так, что люди озвучивают типичные мнения, повторяя друг за другом одни и те же суждения. Таким образом, вместо разнообразия мыслей остаются несколько ключевых, к которым подключается большинство.

Кроме того, казалось, что люди обретут новые когнитивные механизмы: начнут по-другому думать, лучше концентрировать внимание, грамотнее искать информацию. Ведь изначально интернет, как массовый продукт, это собрание поисковиков, баз данных и библиотек, то есть идеальное пространство, чтобы развить способность качественно анализировать. Но и этого тоже не случилось, потому что огромный объем контента привел к информационным перегрузкам, а сосредоточится на чем-то сложном дольше 15 сек. стало практически невозможно. Получается, с точки зрения устройства нашей психики не произошло ничего нового, зато возникли угрозы, которые ставят перед человеком вопрос, как регулировать время онлайн.

Погружение в цифровые коммуникации стирает навык письма, и даже самые грамотные люди пишут в мессенджерах с ошибками. Иногда это происходит намеренно, допустим, когда человек использует функцию CAPS LOCK, чтобы создавалась иллюзия разговора на повышенных тонах. Так доносится эмоция, потому что интернет — это пространство устно-письменного языка. То есть мы не можем там высказывать эмоции так же хорошо, как в устной речи, поэтому нарушаем правила, чтобы активнее выразить себя.

Но если говорить о тотальном изменении, то публичное пространство становится более принимающим к разного рода нарушениям. Если мы представим конструкцию культурного человека, то она всегда включала функциональную грамотность. Ты умеешь читать, писать и доносить свои мысли понятно. Если человек затрагивает еще и книжную культуру, то у него есть навык общения с разными людьми по-разному. Сейчас это все размывается и не в пользу того, что благодаря интернету появляется способность жонглировать различными вариантами общения, а люди банально стремятся к максимальному упрощению. Быстрота доставки сообщения более привилегированна, чем его качество.

Нельзя сказать, что падает глобальный уровень, но принятие ошибок все же растет.

Появляются такие инструменты цифрового контакта как эмоджи и мемы, которые способны передавать смысл и настроение. Получается, что современные средства отсылают нас к каким-то первобытным наскальным рисункам.

Культуре свойственно круговое движение, и мы все время возвращаемся к тем формам, которые когда-то работали. Но с мемами, стикерами и эможди есть одна проблема. Поскольку это визуальные знаки, собеседник должен совпадать с тобой в понимании реальности и чувстве юмора, чтобы вы могли договориться. Потому что если ты получаешь мем и не представляешь, с чем он связан и к каким культурным продуктам он обращается, то вместо настройки общения оно распадется. Кажущаяся простота открывает бездну разночтений, потому что даже классический смайлик можно трактовать как угодно. В этом смысле интернет как будто предполагает, что мы научаемся интерпретации.

Общение картинками очень ускоряет коммуникацию, потому что в сети мы имеем колоссальное количество контактов. Социологи считали, что адекватно человек способен поддерживать до 150 контактов. Сейчас эта цифра значительно возросла даже у самых необщительных людей. Чтобы нас не посчитали снобами и отшельниками, нужно быстро распределять свое внимание, но не прикладывая к этому особых усилий. Именно тогда на помощь и приходит упрощенная коммуникация.

Софико Шеварднадзе и Оксана Мороз обсудили, в чем феномен мемов? Можно ли сравнить их с античными мифами? Как социальные сети превратили наше внимание в товар? Насколько часто мы играем на публику? Как отстоять личные границы в социальных сетях? Формируются ли наши мечты с помощью онлайн–медиа? Нужно ли беспокоиться о потере индивидуальности? Что такое цифровой этикет? Как вводить детей в новую цифровую культуру? И что значит социальная смерть?

А как вы относитесь к мировой паутине? Какие плюсы и минусы более значимы? Пишите в комментариях здесь или под видео.