31,1K подписчиков

Почему стоит обратить внимание на сериал «Олененок» — неожиданный хит Netflix

3,1K прочитали
Кадр из сериала «Олененок», реж. Вероника Тофильская, Жозефин Борнебуш, 2024
Кадр из сериала «Олененок», реж. Вероника Тофильская, Жозефин Борнебуш, 2024

Неожиданным хитом Netflix стал британский мини-сериал «Олененок». Это основанная на реальных событиях история сценариста и шоураннера проекта Ричарда Гэдда. Неудачливый комик Донни, временно работающий в баре, становится жертвой сумасшедшей сталкерши. Преследовательница разрушает его личную жизнь и мешает карьере, но невольно помогает разобраться Донни с чудовищными психологическими травмами прошлого. «Олененок» стал самым популярным сериалом на Netflix в апреле, а еще проект отчаянно хвалят зарубежные критики. Поначалу к шоу с не самыми известными актерами не было повышенного внимания, но на второй неделе просмотры на стриминге увеличились на 408%. Теперь «Олененка» активно обсуждают в соцсетях. Объясняем, почему всем так понравился жутковатый триллер и почему сериал едва ли стоит смотреть впечатлительным зрителям.

Шотландец Донни Данн (Ричард Гэдд) переехал в Лондон несколько лет назад, стремясь стать комиком. Однако неудачник продолжает работать барменом в пабе в Камдене, живет в комнате в доме матери бывшей девушки и терпит одну неудачу за другой, выступая на вечерних открытых микрофонах. Как-то раз в бар заходит грустная женщина средних лет по имени Марта (Джессика Ганнинг). У посетительницы нет денег, но Донни любезно угощает ее чашкой чая. Теперь Марта ежедневно приходит в бар, заигрывает с комиком-неудачником, отпускает неуместные шутки и говорит о будущей свадьбе и детях. Донни жалко нездоровую женщину, поэтому до поры до времени он старается не реагировать на ее приставания. Однако Марта настойчива — в день она присылает бармену сотни сообщений по электронной почте, в которых называет его Олененком, а заканчивается текст непременной подписью «Отправлено с моего iPhone». При этом никакого смартфона у сталкерши нет.

Марта придумывает себе достойную биографию. Она адвокат, владеет юридической фирмой и постоянно общается с успешными клиентами. Как это вяжется с отсутствием денег и возможностью просиживать в баре по несколько часов в день? Марту подобные мелочи не волнуют. Донни узнает, что на самом деле сталкерша уже провела в тюрьме четыре с половиной года за преследование бывшего босса. И хотя бармен понимает, что Марта опасна, в полицию он обратится только через полгода, когда почувствует, что новая безумная знакомая угрожает не только ему, но и его родителям и девушке Тери (Нава Мау).

В случае мини-сериала интересен не только захватывающий сюжет, но и история создания проекта. «Олененок» основан на реальных событиях, произошедших со сценаристом и шоураннером Ричардом Гэддом. Создатель проекта уверяет, что у настоящей сталкерши и экранной Марты множество различий: были изменены голос, манера речи и внешний вид героини. Гэдд просит зрителей не пытаться найти его преследовательницу. Сталкинг начался в 2015 году и закончился в 2017-м. Всего молодой человек получил от преследовательницы 41 тысячу электронных писем, 350 часов голосовой почты, 790 постов и сообщений в социальных сетях и 106 страниц писем. Гэдд говорит, что «Марта» не сидит в тюрьме, но он не боится, что она вновь будет ему угрожать. Что произошло с ней на самом деле и кто она, мы не знаем.

Неожиданным хитом Netflix стал британский мини-сериал «Олененок». Это основанная на реальных событиях история сценариста и шоураннера проекта Ричарда Гэдда.-2

«Олененок» является адаптацией двух успешных моноспектаклей Гэдда. В 2016 году автор отправился на Эдинбургский фестиваль искусств Fringe с шоу «Обезьянка видит, обезьянка делает». Спектакль пользовался бешеным успехом и затем путешествовал по Великобритании и Европе. В 2019-м Гэдд создал новое шоу — «Олененок». Оно тоже участвовало в фестивале Fringe. Новый моноспектакль в течение пяти недель шел на сцене лондонского театра Буш, после чего к Гэдду обратились представители Netflix. Так на свет родился мини-сериал. Получается, создатель «Олененка» прошел такой же путь, каким ранее шли Фиби Уоллер-Бридж с «Дрянью» и Михаэла Коэл с «Я могу уничтожить тебя», — от автобиографической пьесы на одного актера до популярного сериала с неповторимой личной интонацией.

Четыре первых эпизода сняла Вероника Тофильская, соавтор сценария картины Роуз Гласс «Любовь истекает кровью» и режиссер отдельных серий «Темных начал» и «Ханны». Три последних эпизода поставила Жозефин Борнебуш («Заговор сестер Гарви»).

Неожиданным хитом Netflix стал британский мини-сериал «Олененок». Это основанная на реальных событиях история сценариста и шоураннера проекта Ричарда Гэдда.-3

«Олененок» начинается как безобидная трагикомедия. Да, Марта с первых же минут выглядит как опасная сталкерша, но лишь спустя несколько эпизодов мы понимаем, насколько же она безумна. Сумасшествие преследовательницы прорывается в нескольких интенсивных моментах. Например, Марта унижает Донни прямо во время выступления комика на сцене, а также с кулаками нападает на Тери в ресторане. Принципиально важно, что бармен встречает сталкершу в раздавленном состоянии, когда потерял веру в себя и надежду на успешную карьеру.

Однако история принимает совсем другой оборот, когда главный герой вспоминает первое время после переезда в Лондон, в том числе пережитое сексуальное насилие, о котором боится кому-либо рассказывать. Во второй половине сериал трансформируется и в длинный сеанс селф-терапии, и в пугающий психологический триллер. Демоны прошлого кажутся намного страшнее Марты. Кроме того, Донни видит и неожиданные плюсы в появлении в жизни сталкерши — преследовательница позволила набраться мужества, оглянуться на перенесенную травму и встретиться со своими страхами лицом к лицу. Хотя, естественно, преследовать кого-либо однозначно плохо, а просить помощь в сложной ситуации нормально и необходимо.

Неожиданным хитом Netflix стал британский мини-сериал «Олененок». Это основанная на реальных событиях история сценариста и шоураннера проекта Ричарда Гэдда.-4

События в сериале рассказаны от лица Данна, а потому зрители смотрят на всю невероятную историю его глазами. На черном экране то и дело всплывают сообщения от Марты, а очередной дикий сюжетный поворот сопровождается комментарием рассказчика. Донни не пытается выставить себя в лучшем свете, нет, он откровенно говорит о необдуманных поступках, неправильных решениях и слабостях. Марта же до поры до времени остается загадкой, которую пытается разгадать жертва. Сериал подкупает многомерностью и неожиданным ракурсом на проблему сталкинга. Донни с сочувствием относится к преследовательнице и ищет истоки опасного поведения Марты. Это болезнь, а обижаться на нездоровых людей странно.

Вторая половина «Олененка» фактически лишена юмора, это жесткая исповедь жертвы сталкинга и сексуального насилия. Гэдд беспощаден и к себе, и к зрителям. Кто-то сталкивается с травматичным опытом впервые и на безопасном расстоянии, автор же переживает его снова. Популярность сериала задним числом кажется логичной. С одной стороны, шоу несколько раз переворачивается с ног на голову (и жанрово, и сюжетно), с другой, в пугающем потоке контента сегодня редко попадаются столь искренние истории, в достоверности которых не сомневаешься ни на минуту.

Текст: Максим Ершов

Ещё больше материалов читайте в нашем блоге.