Найти тему
StanislavID

"Белорусский вояж" от РЖД Тур. Необъективно.

Тот самый "отель на колесах" на минималках.
Тот самый "отель на колесах" на минималках.

Есть такое дело как РЖД Тур и некие «железнодорожные круизы». Даже просто читая эти строки, возникает легкий диссонанс в предложении. «Круиз» и «РЖД» - вещи даже на слух трудносовместимые, что-то типа как селедка с молоком. Круиз это же чего? Корабль высотой с башню «Федерация», женщины красивые в вечерних платьях на ужине в ресторане, океан, вечеринки, театр, капитан там в белом костюме ну и все в этом же духе. А «РЖД»? Звучит гордо, несомненно (правда, Китайские железные дороги смотрят на своего конкурента как на непутевого младшего брата с ограниченными возможностями), но с легким оттенком очереди в кассы за 45 суток, деревянными вылизанными лавками в залах ожидания, специфическим запахом в вагоне на 54х абсолютно разных и, зачастую, неоднозначных граждан, жареная курица и еще много чего такого. Так вот, РЖД-Круиз по факту – это ровным счетом тоже самое, что и на слух. Специфически. Не, идея то сама по себе норм, чего бы и нет? Путешествия и кругозор развивают и со страной своей знакомят, неважно, в Казань поехал или Владик, в любом случае интересно посмотреть. Концепция, мол, поезд – это отель на колесах, за тебя там все сделают, накормят, нагуляют и накормят. Но реализация и организация «круиза» носит тот самый оттенок «РЖД» с легким ощущением, что на каждом этапе все сделано чуть-чуть, но все-таки через жопу.

Для теста, был выбран тур «Белорусский Вояж» с посещением Бреста, Минска и Хатыни и тут вот с ходу, написано, что 4 дня и 3 ночи, но это вот такие три дня, которые тебе в базе продают при покупке тура в Турцию с заездом в отель, часов в 21, в 22, и выездом в 6 утра. Ну типа, вроде и в самом деле 4 дня, но по факту, в первый день ты пилишь с 14 часов до 9 утра, а в последний – приезжаешь в 6 утра. И здесь сотрудник РЖД тура в сером пиджачке обязательно пояснит, что люди едут с разных городов и в 6 утра – это потому, что всем нужно улетать и уезжать, поэтому и времени с запасом. Но если спросить у сотрудника РЖД Тура, а чего ж тогда отправление в 14 часов? То он сошлется, что изначально, то планировалось на 18, а потом изменили на 14. И не соврет. Когда заказывали тур, то время отправления было 18, а потом отписались, мол, мы переиграли немножко, в 14 часов поедем. Я абсолютно логично (с моей субъективной точки зрения) решил уточнить, а если выезд на 4 часа раньше, то и прибываем на 4 часа раньше? Не, говорят, также и приезжаем. Просто на 4 часа раньше выезжаем. Ну ладно, бог бы с ним, я поезда люблю, могу и поспать побольше, тем более с товарищами еду, не критично. Кстати, нужно понимать, что если вас четверо и вы хотите ехать в одном купе, то выбрать места на стадии заказа – не получится. На сайте РЖД или в приложении РЖД - можно, а вот до РЖД Тур эти технологии пока не добрались, поэтому, допуская вариант, что нас могут раскидать по разным вагонам и купе, я заранее позвонил и спросил: а как быть? А там и говорят, ты кнопку жми, бронируй, но не оплачивай. Так и сделал и написал, что нужно одно целиковое купе, а то не поедем. Через день от РЖД отписались, сказали все ок, можешь платить. Оплатили 160 000 на четверых, купили билеты до Москвы и вперед.

Стартуем с Белорусского Вокзала, 932 поезд, 8й путь, 6 или 8 вагонов. Купе – зачет, я в похожих ездил в фирменном поезде Мурманск – Москва (Арктика). Постелька уже заправлена, снизу штуки 4 розетки на 220, сверху на каждой полке по паре USB тип А, столик по углам складывается, лампочки отдельные, сейфы персональные и, что самое важное: открывающаяся и закрывающаяся (как не странно) форточка. В самом вагоне в конце сдвоенный санузел, один из них с душем (кстати, такой душ – это опция, так как никто не знает, какой вагон будет и есть шанс на вагон с душем в виде загадочного душа-лейки), водичка холодная, водичка горячая (не всегда, правда, горячая, может быть и просто теплая), в общем вагон и купе сами по себе – годные. Бонусом дадут зубную щетку, пасты зубной немножко, ложку для обуви и влажную салфетку от запаха которой уже немножко пьянеешь из-за щедрого количества спирта. Загрузились, разместились, отметили, что почти 3 часа стоим в Смоленске и неспеша поехали в Брест.

Купе в туристическом поезде 932. Или 933. Как больше нравится.
Купе в туристическом поезде 932. Или 933. Как больше нравится.

Брест у нас в 9 утра, тут возникает первая проблема, абсолютно типичная для многих поездов, позвольте немного подушнить. Человек в вагоне – 36, а санузлов - всего два. То есть, когда все соберутся просыпаться и все такое, то взять 5 минут на посещение санузла для каждого, получаем 180 минут суммарно, то есть 1,5 часа на санузел при хорошем раскладе. В соответствии с положением ретроградного Меркурия, банальным везением и вольной трактовкой закона Мерфи, в вашем потенциальном санузле люди будут проводить утренние обряды ощутимо дольше, ну накинем по 30 процентов на каждый, получается, по 120 минут на 1 санузел. Таким образом, чем вы раньше встанете, тем вероятность попасть в санузел – ощутимо выше. Но мне вставать рано было лень, я и так на работу рано просыпаюсь, поэтому я решил придерживаться прямо противоположного принципа и пойти за 10 минут до остановки – схема рабочая.

Санузел с душем. Кстати, постоянно чистый. Плюсик проводнику.
Санузел с душем. Кстати, постоянно чистый. Плюсик проводнику.

В этом месте сотрудник РЖД Тура в сером пиджачке робко улыбнется и скажет, ну тут, к сожалению, никуда не деться, мы бы и рады еще по 2 санузла накинуть, но сами понимаете, это нереально. И будет прав, критикуешь – предлагай. Я бы предложил вагоны класса «Ритц», у которых под столом есть умывальник (тоже из Мурманска ездил на таком в Петрозаводск). Тут времени на умывании сэкономится с запасом, знай только на горшок очередь отстоять и все.

Дальше завтрак. В первой программе тура, что у меня была – завтрак предполагался в кафе в городе, а во-втором, который выдали за сутки – уже в поезде. Кстати, по каким-то сумрачным соображениям, вагона ресторана в «Круизе» - нет, что вообще непонятно. Ну да ладно, мы же в первую очередь в РЖД, а только потом – в круизе. Завтрак, кстати, вполне приличный, бутербродик здоровый аля бургер с курицей-гриль, просто булка с маслом, колбасой, сыром, йогурт, яблочко да чай с кофе. Все вкусно и годно, вопросов нет.

Вопросы начинаются с потрепанного автобуса «Неоплан» 116 годов так начала 1990х. И тоже не суть критично, кондиционер работает, сиденья с узеньким шагом откидываются немножко, но моим товарищам досталось окно, замызганное до неприличия, зато с 5ти сантиметровым слоем воды между стеклами. Если скучно смотреть и не видеть ничего, то за водой наблюдать тоже интересно.

Вид на Брест, если не повезло с окном.
Вид на Брест, если не повезло с окном.

Дальше – больше, громкоговоритель в автобусе не работал, а шайтан-машина, которую выдали гиду – особо не помогала, поэтому прекрасная пожилая женщина с тихим и вежливым голосом рассказывала увлекательные вещи исключительно двум рядам. Робкий бунт всех остальных рядов, понимающих, что историю Бреста они так и не узнают, сопровождающая женщина уверенно заявила, что мол, либо починим, либо на обратном пути заменим к херам автобус. Бунт был подавлен в зародыше, сзади ревел компрессор кондиционера, поэтому по пути в Беловежскую пущу я благополучно уснул и, единственное ценное, что я успел расслышать – это цифра 1869 (могу ошибаться), на чем мои знания о Бресте закончились по причинам, описанным выше.

Экскурсию рассказывать не буду, интеллектуальная собственность, как-никак, но на Беловежскую пущу экскурсовода сменили, как и постучали по шайтан-машине, либо нашли другую, которая стала какой-никакой звук выдавать, поэтому тут у меня знаний прибавилось объективно больше. Вообще, есть свежая идея для РЖД – это чудо чудное под названием аудиогид. Стоит копейки, а фана и истории – ощутимо больше. Единственный риск, что при закупке этих радиогидов, что-то пойдет не так и попутно у кого-то добавится еще шубохранилищ, половину сломают, половину потеряют, а сама стоимость ляжет на плечи пассажиров. Мол, сами хотели инновации, вот теперь извольте заплатить. Здесь же опять, сотрудник РЖД Тур вежливо пояснит, что экскурсии то у них на аутсорсе и они не могут отвечать за действия принимающей стороны, но то фигня, у вас в РЖД, когда закупка какая-нибудь, так там расписано все до неприличия, кто и что вам обязан, если что-то пойдет не так. И само собой, обязаны там всего и везде, так что радиогиды – легко.

В общем, экскурсия норм, но при этом нужно заранее принять мысль, что «Беловежская Пуща» — это, как-никак, лес, а если вы лес видели где-то ранее, то не факт, что вас там что-то удивит.

Беловежская пуща.
Беловежская пуща.

Дальше обед – тоже вполне. С 50 граммами крафтового локального самогона, небольшим ассорти сала, борщом и еще много чем. Очень прилично, вопросов нет, поехали дальше. Я на обратном пути решил не бороться с судьбой и не пытаться услышать еще какую-то полезную историческую информацию, помимо 1869 и с ходу стал спать, поехали в Брестскую крепость.

-6

Кстати, в расписании, Брестская крепость указана первой, я так понял, что весь поезд, условно 6 вагонов, делят на две части. Пока первые едут в Пущу, остальные – в Брестскую крепость. И наоборот. Почему РЖД в программе тура не могут разделить 6 вагонов на 2 и сделать программы со временем, чтобы у каждой группы заранее было понимание по таймингу – тоже тайна непонятная. Ну да ладно, от экскурсии по музею мы отпочковались минут через 15, потому что заученное и шаблонное вливание информации с содержательным созерцанием той или иной фотографии – дело такое, на вкус каждого, посему с Брестской крепостью ознакомились самостоятельно и в 18 часов двинули на главную улицу, где фонари должны зажигать. С улицы мы тоже отпочковались, потому что и гида не слышно и времени занимает много, типа опять вкусовщина, но у меня есть прекрасный пример схожей экскурсии по Итальянской Таормине, где всех разбили на группы, накидали заданий, обозначили время и устроили некое соревнование с рекомендациями. Задания были следующего плана: найти местный коллизей и сделать фотку команды в одежде гладиаторов, которую там же и выдают, найти какой-то старый бар с видом на горы и заказать коктейль Aperol Spritz (в то время про него еще никто не слышал), в элегантной подворотне чуть от основной магистрали сделать самостоятельно национальный десерт канолли и все такое. И все это выстроено так, что ты по умолчанию посещаешь все ключевые точки Таормины: с азартом, интересом, информацией, с удовольствием, с фотками и все такое. Скептик скажет, мол, а что ты хотел от РЖД? Чтобы тебе тут как по Италии устроили? Так-то, я ничего похожего и не ожидал, но что мешает сделать вместо обычной пешеходной экскурсии реально интересное приключение? Только лень и возможность сделать все ощутимо проще, и так работает, в общем-то. Но это лирика, поехали дальше.

-7

Дальше мы решили в купе устроить тематический Белорусский вечер в нашем стереотипном понимании, для чего были приобретены национальные атрибуты как-то: драники, сало с горчицей и два Белорусских флажка. На наш субъективный и неподготовленный взгляд – это должно было максимально окунуть нас в атмосферу. Автобус из центра забирает людей в 21:30 (кстати, те самые фонари зажигают по программе часов в 22, то есть у тебя по умолчанию уже не получается их посмотреть), а поезд уезжает в 23:50. Мы же решили обмануть судьбу и вернуться в 21 час, вызвали такси (Яндекс работает), вышли на перрон и поняли, что поезда то нашего и нет. «Пуць 1» есть, а поезда нет. С учетом того, что на 4 человека в купе у нас было 3 руководителя и 2 собственника бизнеса, задача найти поезд РЖД – не самая сложная, что встречалась, поэтому первым делом решили позвонить нашим сопровождающим, которые были указаны в ваучере.

- Здравствуйте, меня Станислав зовут, мы едем во втором вагоне, Белорусский вояж, у нас вопрос тут возник: где наш поезд?

- Здравствуйте, так а нет поезда еще…

- А…А как нам попасть в поезд, если его нет? Мы тут сала купили да флажки для Белорусского вечера, а получается, что не получится Белорусского вечера?

- Да пока не подадут на пути – никак.

- А когда его подадут?

- Ну обычно за 30-40 минут до отправления. Но вам же вообще говорить должны были об этом. Настя! Настя, а ты в 4 купе заходила вчера? Алло, алло, я к вам вчера стучалась, не открыл никто, хотела сказать как раз о времени отправления.

К слову, и в самом деле не открыли просто потому, что мы всей толпой спали до Смоленска и тупо не слышали.

- Так да, мы спали вчера до Смоленска, не открывали.

- Ну вот, видите…

- Я понял, спасибо, до свиданья.

И вот здесь концепция отеля на колесах накрывается…Ну известно чем накрывается, неприличным. В отель на колесах РЖД ты не можешь попасть тогда, когда захотел, получается что-то типа ночлежки с колесами. А ну как передумал я с самого утра ходить да гулять, ну съел что-то не то, не готов, в общем, то меня ссаными тряпками на экскурсию будут выгонять? Типа, ты же заплатил за экскурсию – значит получай свою ультимативную экскурсию. Ну или просто плохо почувствовал себя, тоже гулять до упора? И понятно, что состав то не будут держать на пути, но что мешает определить для «отеля на колесах» какое-нибудь место, куда можно дойти своим пешком, в случае чего? Нельзя, короче. А то, что людей привозят в 21:40 по графику, им то, где тусоваться еще 1,5 часа? Там же и бабушки, и детишки и еще там много кого. А, и уведомления в виде стука в дверь и «аналоговой» передачи информации - если не получил информацию, то значит и не надо. А коли вы в Одноклассники будете скидывать в группу какую-то уведомления, мне как узнать? Есть простое, но эффективное решение: чат в любом удобном мессенджере, где и сопровождающие и гиды и начальник поезда. Один раз скинули программу, хотелки и все. Там же у вас и пожаловаться чтобы можно, что температура в кране в туалете с душем ощутимо выше, чем в кране с горячей водой, чтобы не получить отбивку от проводника круиза, что она на это влиять не может.

К чести, сказать, что пока ждали такси (минут пять) обратно в город и вышли к машине, то на первом пути увидели наши же и вагоны, обрадованно потопали ко второму, который был закрыт, нашли в соседнем проводника, которая нам и открыла вагон с комментарием:

- Ну если начальник поезда разрешит…

Самое удивительное, что в вагоне уже находилась семья, оккупировавшая душ. Какими силами она смогла попасть туда – нам не помог понять даже усиленный мозговой штурм с таймингами вызова такси и временем звонка сопровождающим. Это магия какая-то…

Короче, в купе забрались, но тут выяснилось, что в вагоне без тягача (локомотива то есть) нет и электропитания. То есть, оно есть немного, на освещение, да на несколько смывов в туалете, но все остальное (типа зарядки для телефонов) – не работает. Вот тебе и еще раз отель на колесах. То, что в подавляющем большинстве в отелях электричество какое-никакое есть, и не в качестве опции – это уже детали.

Поехали в Минск, который в 7 утра уже нужно выходить. Опять же вспоминаем расчеты, но делаем поправку, на то, что в 5 утра вряд ли кто-то проснется и вся нагрузка на санузлы сместится ко времени выхода, да и завтрака в поезде уже не будет.

На вокзале уже ждет современный и чистый Yutong, в котором сиденья откидываются на весьма значительный угол, да еще и вбок можно сдвинуть. Что самое ценное в этом автобусе – работающие динамики и микрофон, поэтому о Минске знаний у меня действительно стало побольше. Сначала едем на завтрак в какой-то отель, где завтрак уже так… Шведский стол скромный, от голода не умрешь, но кофе уже подается с изжогой. А потом 60 км до Хатыни. Я вроде и старался слушать и запоминать, да исключительно субъективный вопрос в том, что и я вообще не выспался и также под мерные рассказы уснул уже минут через 30.

По Хатыни тоже углубляться не буду, в любом случае, независимо от возраста, нужно посетить каждому хотя бы раз в жизни. Единственный организационный косяк, что залы в музее небольшие, а весь вагон ведет один гид. Неудобно, короче.

Дальше обратно в Минск, там обед в каком-то простеньком ресторане (50 граммов локального крафтового присутствуют), но драники уже приготовлены на каком-то историческом масле, а все остальное по уровню напоминает не самую интересную столовую. Опять же, сытно, десерт там есть, все такое, но без восторга. И на том спасибо.

После обеда посмотрели на время и поняли, что времени того на какие-то сувениры и все такое белорусское в рамках экскурсии у нас, скорее всего, не хватит, опять отпочковались, прогулялись до аутентичного рынка с кучей всего фермерского и не очень, прогулялись по городу, да двинули опять на вокзал. Вечером уже зашел представитель от РЖД Тур и вручил две анкетки для обратной связи, а через минут 30 еще и начальник поезда уже с целыми буклетами для отзывов. Вот, пожалуй, и все, в 6 утра опять на Белорусском вокзале.

Что по итогу? Сразу отмечу, что контингент в поезде — это плюс-минус люди за 45. Скорее всего, они привычные и к поездам, и к экскурсиям, состоящим исключительно из информации, тем , скорее всего, зайдет безусловно. В остальных случаях, все-таки будет скучно, а с косяками, так еще и раздражать временами. Кто-то скажет, мол, на тех людей и рассчитано, вы то, чего поперлись в Белоруссию? А, собственно, чего бы и нет? Типа если поезд и Белоруссия, то сразу только для пенсионеров и семей? Вообще нет, писал уже выше, что в любом случае полезно для общего развития, а Хатынь, так-то по умолчанию нужно. Да и даже под технический возраст молодежи в РФ (35 лет) я уже с год как не попадаю. Другой вопрос, что если люди постарше и есть целевая аудитория этих туров, то тут претензии все снимаются. Пойдет. Допускаю вариант, что никакой креатив и разнообразие им особо и не нужно. Стоит ли своих денег? Чисто технически – да. Я посмотрел, ради интереса, билет в одну сторону до Бреста – 5 000 рублей, плюсуй туда экскурсии, пару обедов, пару завтраков и все остальное, получается то на то и выходит. Но мы же сошлись на мнении, что эффективнее и интереснее - добраться до Минска (поездом/самолетом/авто), арендовать машину, взять в компанию образованного и эрудированного человека, который 2 раза в неделю ходит на квизы, а его команда уже который год является чемпионом этих квизов, и все обстоятельно объездить, да осмотреть. Тур «Байкальская Сказка» на неделю? Спасибо, мы как-нибудь сами.