316,4K подписчиков

«Местные узнали в нас русских солдат, толпа начала окружать нас, но тут выводили 300 моряков Каспийского флота, и десантник крикнул»

58K прочитали

После учебки погранвойск в Пришибе (Азербайджан) Александр Грузинов попал служить в Тахта-Базарский погран отряд, 1-я застава которого располагалась на стыке трёх границ: СССР, Афганистана и Ирана.

До армии он успел получить права категорий В и С, поэтому попал в роту подвоза, которая занималась доставкой грузов на территорию Афганистана. Начинал – на ЗиЛ-131, а потом пересел на дизельный «Урал». Мощность у этих машин разная, поэтому с появлением «Уралов» время в пути сократилось практически вдвое.

После учебки погранвойск в Пришибе (Азербайджан) Александр Грузинов попал служить в Тахта-Базарский погран отряд, 1-я застава которого располагалась на стыке трёх границ: СССР, Афганистана и Ирана.

Какие грузы возили на территорию Афганистана?

Главным образом, боеприпасы. Потом – самую разнообразную гуманитарную помощь афганскому народу – продукты, дрова, уголь, ткани различные, помногу.

На границе колонну встречало сопровождение – маневренная группа бронетехники. С собой шоферам выдавался сух паёк. Но на нём нормально не проживешь, молодой организм просил добавки. Поэтому перед выездом шофера совершали «ночной набег» на столовую, с целью добычи всего, что попадётся под руку - хлеба, чая, масла. Особо ценилась обычная картошка, которую привозили редко: в основном кормили сухим картофельным концентратом, который всем очень надоел.

Афганские машины поразили своей пестротой и причудливостью. Особенно запомнился бензовоз - какая-то мощная иномарка, на которую была установлена цистерна огромная, почти с железнодорожную размером. Этот «наливник» в пути несколько раз опрокидывался набок, и приходилось делать остановки, чтоб его поставить обратно на колёса.

«Шофёр из подорвавшегося на мине бензовоза отказался ехать в госпиталь, и вот по какой причине...»

Если какой-нибудь грузовик ломался во время движения колонны — старались провести его ремонт на месте. Если же не было такой возможности, то другой машиной брали его на жёсткую сцепку и таскали вплоть до прибытия в расположение маневренной группы.

Лишь один раз бросили автомобиль — и произошло это только из-за глупого раздолбайства. Двое водителей погнали с сопки наперегонки, и один из них на полном ходу попал в промоину. Оторвал передний мост.

А перед этим ещё и застучал мотор у другого «Урала». Получилось так, что одна машина встала с мостом, но без работающего двигателя. А другая - с двигателем, но без моста. По-быстрому сняли с одной машины мотор и поставили его на другую. И пошли дальше, а «Урал» без моста - бросили у той сопки. Списали на боевые потери.

Грузовая колонна. Фото в свободном доступе.
Грузовая колонна. Фото в свободном доступе.

Защиту кабин не усиливали: только бронежилеты вешали на двери, да и всё. Это мало было похоже на какую-то реальную защиту - потому что в окне водитель весь виден, как на ладони.

Под обстрел колонны из засады Грузинов попадал два раза. Также, был такой нестандартный случай:

Ходить в колоннах старались «след в след», чтобы уменьшить вероятность подрывов на фугасах. Однажды переехали вброд небольшую речушку, прошли уже почти все машины, грязи намесили, и другим пришлось проходить этот брод уже по другой колее. Молодой боец, по фамилии Вобликов, на бензовозе поехал всё-таки по общей колее, застрял, и его без успеха пытались вытянуть. Только лишь поотрывали ему крюки, а потом и бампер.

Тогда перекачали часть бензина из его цистерны в другой «Урал», где бочка уже была наполовину опорожнена. Облегчённый бензовоз всё же вытянули из грязи. И надо же — когда он продолжил движение, то левым средним колесом наехал на пластиковую мину-«итальянку».

Но взорвался на ней «удачно»: не загорелся; взрывом разнесло ступицу, кусок железа пробил бочку, и бензин просто вытек на землю, не воспламенившись. Вобликов остался жив: его взрывной волной выбросило из кабины. Когда его хотели отправить в госпиталь, тот категорически отказался, уверяя, что всё с ним нормально. Причину Вобликов объяснил так: «С отметкой «контузия» потом возникнут проблемы при приёме на работу на гражданке».

Но в целом, случаев нападений практически не было, они были исключительно редкими, вопиющими. Колонна шла туда, куда её вела боевая группа, которая хорошо знала участки своей ответственности. Разведка была в курсе, где могут поставить фугасы, какой кишлак мирный, а в каком прячутся душманы. Обстановку знали хорошо, наша разведка работала эффективно.

У каждого водителя при себе был АКС и 4 снаряжённых магазина: 120 патронов. Больше не полагалось по Уставу. Однако каждый водитель просил у парней из встречающей боевой группы пару пачек патронов. А те в ответ бросали целый цинк.

Когда приезжали в расположение мангруппы — ночевали в своих машинах: жилья никто не предоставлял, только баню и столовую. Но у каждого водителя был спальный мешок, а порой ложились спать, как в гамаках, на тентах своих машин (вверху, между дуг).

«Добираться домой было опасно»

Дома никто не знал, что Александр ходит в рейсы на территорию воюющего Афганистана - ни братья, ни мать, ни друзья. Думали, что просто — служит на границе. На дембель домой добирался «с приключениями», в конце декабря 1988 года, стараясь успеть на Новый год.

⚡Больше подробностей можно читать в моём Телеграм-канале: https://t.me/two_wars

Грузинов. Фото в свободном доступе.
Грузинов. Фото в свободном доступе.

Из Тахта-Базара до Ашхабада доехал на поезде, далее самолётом улететь не получилось. Поехали через Азербайджан, что тогда было опасно: в то время в Армении только прошло разрушительное землетрясение, а в Азербайджане националисты начали убивать русских и армян.

Из Ашхабада доехали до Красноводска, где пришлось, объединившись с дембелями-десантниками, штурмом брать кассу за билетами на паром через Каспий: там столпилась такая тьма народу, что дождаться своей очереди было нереально. Местные легко опознали в группе русских солдат.

«Мы встали клином, и распихивая народ по сторонам, прорвались к кассе, взяли билеты на паром. Нас уже плотно окружили местные мужчины и хотели бить, но тут из причалившего парома как раз стали строем выводить триста моряков Каспийской флотилии. Один из десантников закричал: “Пацаны, через пару недель из Афгана толпа увольняемых пойдет. Если вы сейчас нам не поможете, я напишу своим ребятам, они вам тут устроят кранты и просто порвут вас!», - вспоминает Грузинов.

Моряки быстро смекнули, и стали готовиться к драке: ремни на руку наматывать. Понимая что расклад сил резко изменился, толпа отступила.

В Баку была странная обстановка: ни одного автобуса или троллейбуса. На перекрёстках — бронетранспортёры, солдаты в касках и бронежилетах . Они посоветовали уехать из города до того, как стемнеет, сказали — опасно, в темноте порежут, вас.

На железнодорожном вокзале билетов не оказалось. Но их тут же предложили дембелям спекулянты-азербайджанцы. Пришлось по десятке сверху им накинуть.

На станции Тихорецкой Александр распрощался с ребятами и пересел в другой поезд, до Волгограда (сам он из Ростовской области). В пустом вагоне этого поезда ему и пришлось встретить Новый 1989-й год. Домой попал лишь 1 января в обед. И то хорошо: главное — живой и здоровый!

Это Владимир «Две Войны». У меня есть Одноклассники, Телеграмм. Пишите своё мнение! Порадуйте меня лайком👍

А какие истории об Афгане Вы знаете?