Найти тему
Две Войны

«Выводы военных были неутешительными»- почему американцы ненавидели странную машину Ford GPA, а в РККА её полюбили?

В годы Второй мировой войны США поставили в Советский Союз по ленд-лизу довольно много различной автомобильной техники разного назначения, общий объем переваливает за четыре сотни тысяч единиц. В этой массе немного теряется полноприводной джип Ford GPA или, как его обозначали в советской документации Форд-4. Его поставки начались в сорок четвертом, когда исход войны уже ни у кого не вызывал сомнений. Тем не менее, машина оказалась очень востребованной и широко применялась РККА в боевых действиях на заключительном этапе Великой Отечественной войны.

Главная особенность этой машины заключалась в том, что это был автомобиль-амфибия. В Красной армии транспортной техники подобного типа не было, и она в ней очень нуждалась. Об этом говорит и количество поставленных машин. По заявкам советской стороны РККА получила 3 230 амфибий Ford GPA. Это четверть из всех произведенных компанией Форд и в три раза больше, чем досталось от США остальным странам коалиции в рамках ленд-лизовских поставок.

Возможность форсирования водных преград войсками во время наступательных операций всегда была вопросом особого внимания военного руководства любого государства. В тридцатых годах в разных странах создавалось множество экспериментальных образцов, но они так и остались в единичных экземплярах. Исключением был Советский Союз, в котором в предвоенные годы массово выпускались плавающие танки. Но война началась с оборонительных сражений, они оказались невостребованными, и их производство было прекращено. Ситуация изменилась, когда советские войска перешли в наступление на всех фронтах. Но, в годы Второй мировой войны организовать серийный выпуск амфибий смогли только Германия (джип Schwimmwagen) и Соединенные Штаты.

Специфика военных действий в Тихоокеанском регионе и географическая оторванность от Европы вынуждало командование США планировать крупные десантные операции с высадкой армейских подразделений на сушу с десантных кораблей. Для этого требовалась соответствующая техника.

Весной сорок первого концерн «Дженерал Моторс» начал серийное производство амфибии DUKW-353, способной принять на борт взвод пехотинцев или орудие калибром до 105 мм с расчетом и боекомплектом. Она и стала основной десантной машиной армии США. Делились ими штаты с союзниками не очень охотно. Хотя их произвели почти в два раза больше, чем амфибий Форда (21 147 штуку), в Советский Союз попало всего около пяти сотен.

Первые серийные легкие амфибии Ford GPA сошли с конвейера в начале осени сорок второго. Спроектирована она была на базе фордовской модификации «Виллиса» Ford GPW. Легкий сварной водоизмещающий корпус этой машины по форме напоминает плоскодонную лодку с колесными нишами. Грузоподъемность полтонны, кроме водителя в ней помещалось еще пять вооруженных бойцов. Машина довольно шустрая, могла разогнаться почти до сотни, а плавала со скоростью 8,5 км/ч.

Ford GPA выходит на берег. Фото в открытом доступе.
Ford GPA выходит на берег. Фото в открытом доступе.

На плаву она приводилась в движение гребным винтом, направление движения задавали лодочным рулем, которым управлял водитель поворотом рулевого колеса. Машина оборудовалась лебедкой для подъема грузов и водооткачивающими насосами. Производительности насосов хватало, чтобы поддерживать плавучесть при пробоинах корпуса (пулями и осколками) общей площадью до 80 см2.

В принципе, характеристики довольно неплохие, но американским морпехам она не приглянулась. Выводы военных были неутешительными. Основные претензии были к малой высоте бортов. Осадка при полной загрузке оказалась большой, и даже при даже небольшом волнении на поверхности моря вода перехлестывала через борта. Насосы уже не справлялись, и машина тонула. Были проблемы и с высадкой на песчаные пляжи. Ford GPA оказался на полтонны тяжелее своего сухопутного прототипа и удельное давление колес на грунт было намного больше. В рыхлом прибрежном песке не спасал и полный привод, машина застревала. В целом, для морских десантов машина не годилась.

Все это привело к тому, что малая амфибия не продержалась на конвейере и года, через восемь месяцев ее сняли с производства. Все же в некоторых десантных операциях союзников эти машины успели повоевать. Они высаживались в сорок втором в Алжире и Марокко, в сорок третьем на Сицилию. Применяли их и спустя год при десанте на берега Нормандии.

В РККА же машины, напротив, понравились и их оценили очень высоко. В наступлении на европейской суше советским войскам приходилось форсировать множество рек и озер. Высоких волн, как на море на них не было, поверхность воды довольно спокойная. Поэтому низкая осадка Ford GPA особых проблем не доставляла.

Ford GPA под Калининградом. Фото в открытом доступе.
Ford GPA под Калининградом. Фото в открытом доступе.

Их довольно активно использовали как по прямому назначению, для переправки через водную преграду частей для захвата плацдарма, так и для других целей. К примеру, они вполне успешно заменяли малые речные катера при сооружении понтонных переправ. Особым преимуществом было то, что, в отличие от катеров, к нужному месту они прибывали своим ходом и не требовали довольно сложных и трудоемких работ по спуску на воду и обратному подъему на грузовики для переброски на другое направление. Особое уважение они заслужили у офицеров-связистов, для них это было очень эффективное в боевых условиях транспортное средство, не требующее подготовленных переправ.

Из поступающих амфибий начали формировать батальоны особого назначения, по сто машин на батальон. Фактически это были мотострелковые батальоны с приданными подразделениями саперов, но со своей спецификой тактического применения. Их основной задачей был захват плацдарма на вражеской стороне водной преграды и его удержание для последующей переправы основных частей и тяжелой техники. К апрелю сорок четвертого в РККА насчитывалось уже одиннадцать подобных батальонов омб ОСНАЗ.

Использовали их довольно широко и активно на всех фронтах. Они успешно преодолевали прибалтийские озера. Применялись при форсировании хорошо известных по важнейшим сражениям рек, таких как Свирь, Висла, Дунай и Одер. В августе сорок четвертого один из этих батальонов своим ходом переправился через Днестровский лиман для поддержки захватившего плацдарм десанта.

⚡Больше подробностей можно читать в моём Телеграм-канале: https://t.me/two_wars

ГАЗ-46 МАВ. Фото в открытом доступе.
ГАЗ-46 МАВ. Фото в открытом доступе.

По результатам анализа боевых действий в Советском Союзе сочли машину настолько удачной, полезной и эффективной, что Ford GPA выбрали прототипом для создания собственных аналогичных автомобилей-амфибий ГАЗ-011 и ГАЗ-46 МАВ. Кстати, последний продержался в серии на Горьковском автозаводе вплоть до 1958-го года, пока производство базового ГАЗ-69 не было окончательно передано на УАЗ.

Это Владимир «Две Войны». У меня есть Одноклассники, Телеграмм. Пишите своё мнение! Порадуйте меня лайком👍

А как Вы считаете, насколько эффективной была эта амфибия?