Найти тему
345K подписчиков

«Выводы военных были неутешительными»- почему американцы ненавидели странную машину Ford GPA, а в РККА её полюбили?

8,9K прочитали

В годы Второй мировой войны США поставили в Советский Союз по ленд-лизу довольно много различной автомобильной техники разного назначения, общий объем переваливает за четыре сотни тысяч единиц. В этой массе немного теряется полноприводной джип Ford GPA или, как его обозначали в советской документации Форд-4. Его поставки начались в сорок четвертом, когда исход войны уже ни у кого не вызывал сомнений. Тем не менее, машина оказалась очень востребованной и широко применялась РККА в боевых действиях на заключительном этапе Великой Отечественной войны.

Главная особенность этой машины заключалась в том, что это был автомобиль-амфибия. В Красной армии транспортной техники подобного типа не было, и она в ней очень нуждалась. Об этом говорит и количество поставленных машин. По заявкам советской стороны РККА получила 3 230 амфибий Ford GPA. Это четверть из всех произведенных компанией Форд и в три раза больше, чем досталось от США остальным странам коалиции в рамках ленд-лизовских поставок.

В годы Второй мировой войны США поставили в Советский Союз по ленд-лизу довольно много различной автомобильной техники разного назначения, общий объем переваливает за четыре сотни тысяч единиц.

Возможность форсирования водных преград войсками во время наступательных операций всегда была вопросом особого внимания военного руководства любого государства. В тридцатых годах в разных странах создавалось множество экспериментальных образцов, но они так и остались в единичных экземплярах. Исключением был Советский Союз, в котором в предвоенные годы массово выпускались плавающие танки. Но война началась с оборонительных сражений, они оказались невостребованными, и их производство было прекращено. Ситуация изменилась, когда советские войска перешли в наступление на всех фронтах. Но, в годы Второй мировой войны организовать серийный выпуск амфибий смогли только Германия (джип Schwimmwagen) и Соединенные Штаты.

Специфика военных действий в Тихоокеанском регионе и географическая оторванность от Европы вынуждало командование США планировать крупные десантные операции с высадкой армейских подразделений на сушу с десантных кораблей. Для этого требовалась соответствующая техника.

Весной сорок первого концерн «Дженерал Моторс» начал серийное производство амфибии DUKW-353, способной принять на борт взвод пехотинцев или орудие калибром до 105 мм с расчетом и боекомплектом. Она и стала основной десантной машиной армии США. Делились ими штаты с союзниками не очень охотно. Хотя их произвели почти в два раза больше, чем амфибий Форда (21 147 штуку), в Советский Союз попало всего около пяти сотен.

Первые серийные легкие амфибии Ford GPA сошли с конвейера в начале осени сорок второго. Спроектирована она была на базе фордовской модификации «Виллиса» Ford GPW. Легкий сварной водоизмещающий корпус этой машины по форме напоминает плоскодонную лодку с колесными нишами. Грузоподъемность полтонны, кроме водителя в ней помещалось еще пять вооруженных бойцов. Машина довольно шустрая, могла разогнаться почти до сотни, а плавала со скоростью 8,5 км/ч.

Ford GPA выходит на берег. Фото в открытом доступе.
Ford GPA выходит на берег. Фото в открытом доступе.

На плаву она приводилась в движение гребным винтом, направление движения задавали лодочным рулем, которым управлял водитель поворотом рулевого колеса. Машина оборудовалась лебедкой для подъема грузов и водооткачивающими насосами. Производительности насосов хватало, чтобы поддерживать плавучесть при пробоинах корпуса (пулями и осколками) общей площадью до 80 см2.

В принципе, характеристики довольно неплохие, но американским морпехам она не приглянулась. Выводы военных были неутешительными. Основные претензии были к малой высоте бортов. Осадка при полной загрузке оказалась большой, и даже при даже небольшом волнении на поверхности моря вода перехлестывала через борта. Насосы уже не справлялись, и машина тонула. Были проблемы и с высадкой на песчаные пляжи. Ford GPA оказался на полтонны тяжелее своего сухопутного прототипа и удельное давление колес на грунт было намного больше. В рыхлом прибрежном песке не спасал и полный привод, машина застревала. В целом, для морских десантов машина не годилась.

Все это привело к тому, что малая амфибия не продержалась на конвейере и года, через восемь месяцев ее сняли с производства. Все же в некоторых десантных операциях союзников эти машины успели повоевать. Они высаживались в сорок втором в Алжире и Марокко, в сорок третьем на Сицилию. Применяли их и спустя год при десанте на берега Нормандии.

В РККА же машины, напротив, понравились и их оценили очень высоко. В наступлении на европейской суше советским войскам приходилось форсировать множество рек и озер. Высоких волн, как на море на них не было, поверхность воды довольно спокойная. Поэтому низкая осадка Ford GPA особых проблем не доставляла.

Ford GPA под Калининградом. Фото в открытом доступе.
Ford GPA под Калининградом. Фото в открытом доступе.

Их довольно активно использовали как по прямому назначению, для переправки через водную преграду частей для захвата плацдарма, так и для других целей. К примеру, они вполне успешно заменяли малые речные катера при сооружении понтонных переправ. Особым преимуществом было то, что, в отличие от катеров, к нужному месту они прибывали своим ходом и не требовали довольно сложных и трудоемких работ по спуску на воду и обратному подъему на грузовики для переброски на другое направление. Особое уважение они заслужили у офицеров-связистов, для них это было очень эффективное в боевых условиях транспортное средство, не требующее подготовленных переправ.

Из поступающих амфибий начали формировать батальоны особого назначения, по сто машин на батальон. Фактически это были мотострелковые батальоны с приданными подразделениями саперов, но со своей спецификой тактического применения. Их основной задачей был захват плацдарма на вражеской стороне водной преграды и его удержание для последующей переправы основных частей и тяжелой техники. К апрелю сорок четвертого в РККА насчитывалось уже одиннадцать подобных батальонов омб ОСНАЗ.

Использовали их довольно широко и активно на всех фронтах. Они успешно преодолевали прибалтийские озера. Применялись при форсировании хорошо известных по важнейшим сражениям рек, таких как Свирь, Висла, Дунай и Одер. В августе сорок четвертого один из этих батальонов своим ходом переправился через Днестровский лиман для поддержки захватившего плацдарм десанта.

⚡Больше подробностей можно читать в моём Телеграм-канале: https://t.me/two_wars

ГАЗ-46 МАВ. Фото в открытом доступе.
ГАЗ-46 МАВ. Фото в открытом доступе.

По результатам анализа боевых действий в Советском Союзе сочли машину настолько удачной, полезной и эффективной, что Ford GPA выбрали прототипом для создания собственных аналогичных автомобилей-амфибий ГАЗ-011 и ГАЗ-46 МАВ. Кстати, последний продержался в серии на Горьковском автозаводе вплоть до 1958-го года, пока производство базового ГАЗ-69 не было окончательно передано на УАЗ.

Это Владимир «Две Войны». У меня есть Одноклассники, Телеграмм. Пишите своё мнение! Порадуйте меня лайком👍

А как Вы считаете, насколько эффективной была эта амфибия?