Мы уже рассказывали о концепте Suzi, представленном Chord Electronics на High End Munich. Но есть еще одна восхитительная новинка компании – Quartet M Scaler – процессор повышения разрешения цифрового сигнала для флагманского ЦАПа DAVE.
Портал The Speaker Shack взял небольшое интервью у легендарного Роба Уоттса, создателя цифровых продуктов Chord. Мы перевели его специально для того, чтобы познакомить вас с новым апскейлером.
Роб Уоттс:
Добро пожаловать на наш стенд, перед вами Quartet M Scaler.
The Speaker Shack:
Квартет?
Роб Уоттс:
Да, это Квартет. Потому что длина (количество взвешивающих коэффициентов) реализуемого фильтра составляет 4 миллиона отсчетов.
The Speaker Shack:
Было бы здорово, если бы вы могли дать нам немного больше информации об этом устройстве и о его взаимодействии с DAVE.
Роб Уоттс:
Этот проект был для меня настоящим испытанием. Я начал работу сразу после завершения работы над Hugo M Scaler. Это заняло шесть лет разработки. Одна из причин, по которой процесс был таким долгим, было техническое испытание. Инженерное и конструкторское дело крайне сложное, но также это было исследованием, чтобы я мог лучше понять, что происходит с интерполяционными фильтрами.
Вопросы, которые я хотел себе задать, были связаны с тем, какое количество взвешивающих коэффициентов нам нужно, чтобы идеально восстановить сигнал, который был на микрофоне до его дискретизации, прежде чем мы вернемся к первоначальной волне. И нам нужно создать непрерывную волну, чтобы превратить ее обратно в аналог. Аналог должен быть таким же, как и оригинал. Проблема в том, что переходные процессы либо чуть-чуть раньше, либо чуть-чуть позже, и они постоянно сдвигаются вперед и назад, что запутывает мозг.
Мозг использует информацию о времени переходных процессов для определения тембра, высоты звука, определения инструментов, разделения и расположения инструментов в пространстве. Так что, когда всю информацию о времени воспроизведения начинают портить, страдает полное восприятие картины. Да, когда теряешь высоту и тембр, начало и конец нот, у тебя не остается музыки.
The Speaker Shack:
Да, на самом деле, две-три недели назад я провел маленький эксперимент, Роб, потому что у меня был Hugo M Scaler, конечно, с Hugo TT2, и я убрал M Scaler, чтобы посмотреть, что TT2 делает самостоятельно с моей музыкой и с некоторой музыкой, которую мне прислали. Впечатления такие: как будто я убирал какую-то информацию, или что-то буквально отнималось от звуковой картины. Фактический объем звуковой картины как бы сжимался. Мне как бы не хватало информации для того, чтобы прочувствовать музыку полностью.
Я понимаю, о чем вы говорите. Вы буквально воссоздаете изображение, которое изначально было записано.
Роб Уоттс:
Именно! Мы не создаем новую информацию. Мы сохраняем информационное содержание, которое изначально было там. Мы не искажаем информацию.
Обычная интерполяция или все интерполяционные фильтры искажают изображение. Ключевая задача в том, чтобы сделать это искажение как можно меньше. И также важно иметь правильные алгоритмы. Вот почему с Quartet M Scaler мы провели тысячи тестов, чтобы восстанавливать аудиоматериал гораздо более точно.
The Speaker Shack:
Да, да, да, как я уже сказал, в том эксперименте, который я создал дома, было удивительно, как сильно присутствие вашего процессора изменило всю игру. Могу только представить, что делают пять FPGA в Quartet M Scaler против одной в Hugo M Scaler.
Роб Уоттс:
Стоит обратить внимание и на источник питания – это новый продукт. RF-фильтры охватывают диапазон постоянного тока до 10 ГГц. Это самый сложный RF-фильтр, который вы можете получить – более 200 компонентов для фильтрации! Мы получаем идентичные характеристики на входе аппарата и на выходе блока питания. Это контролирует шум, входящий и выходящий. По сути, источник питания не позволяет никакому шуму проникнуть в сигнал.
Вы полностью изолируете Quartet M Scaler от ЦАПа и получаете гораздо лучшее качество звука. Вам больше не нужно так беспокоиться о ваших BNC-соединениях.
Мы дали нескольким звукорежиссерам послушать Квартет, и они были действительно поражены. Один звукорежиссер прослушал трек, который он смикшировал давно. Там были такие дефекты в монтаже, которые он никогда раньше не слышал. И он был в шоке.
Иногда это вызывает мурашки по коже, в звуковую картину помещается гораздо больше. И вы можете точно сказать, где инструмент – слева, по центру и тд. Вы точно это знаете.
Еще одна приятная вещь заключается в том, как вы ощущаете разделение инструментов. Рассмотрим случай, когда у вас играет тихий инструмент, затем нарастает крещендо (постепенное усиление звука), и включается множество других инструментов. На обычных цифровых продуктах вы теряете тихий инструмент, а значит вы теряете картину.
Когда у вас есть Quartet M Scaler, вы можете гораздо четче слышать тихие инструменты, когда играет громкий инструмент. Вы получаете полное представление об аудиоматериале, не упуская ни одной детали.
The Speaker Shack:
Потому что уши замечают этот звук, который вы воссоздаете?
Роб Уоттс:
Мозг замечает.
The Speaker Shack:
Уши и мозг вместе, не так ли?
Роб Уоттс:
Это не уши, это мозг. Мы обычно думаем, что слышим благодаря нашим ушам, но это не так. Это мозг говорит нам. Это мозг создает иллюзию того, что вы слышите.
И вот почему даже незначительные ошибки становятся важными. Раздражая уши, вы раздражаете мозг. Вы можете обманывать себя, а можете получать максимум от музыки.
The Speaker Shack:
Спасибо за беседу, Роб. Я слишком ценю ваше время, поэтому просто дайте, пожалуйста, мне послушать это.
Роб Уоттс:
You are welcome!
Полезные ссылки
О бренде Chord Electronics:
Еще одна новинка Chord:
Больше новостей Hi-Fi в Telegram: