Так совпало, что 15 мая исполнилось 133 года со дня рождения одного из моих любимейших писателей Михаила Афанасьевича Булгакова и я посмотрела премьеру фильма 2024 года "Мастер и Маргарита ".
Режиссер Михаил Локшин, рейтинг на kinopoisk.ru 7,8.
Сам роман Булгакова М. А. перечитывала неоднократно, да и версию Бортко В.В. нет нет, да, пересматриваю под настроение. Фильм 2024 года, конечно, никакая ни экранизация романа и справедливо указано, что этот фильм снят по мотивам известного романа.
Тут скорее отсылка к биографии писателя, его последние годы жизни и история написания самого романа.
Изначально произведение задумывалось писателем как история о Понтии Пилате. И в фильме Мастер тоже пишет пьесу "Пилат", которая подвергается критике и запрещается к постановке.
Мы знаем, что Булгаков тоже писал пьесы для МХАТ. Он очень много подвергался критике. "Дни Турбиных" с большими корректировками разрешили ставить только в МХАТ и только один сезон.
Булгаков коллекционировал в специальный альбом газетные и журнальные вырезки с отзывами критиков о своих произведениях. Этот момент отражен в фильме.
По сюжету фильма Мастер знакомится с некой замужней дамой по имени Маргарита, с которой у них начинается роман и которая вдохновляет его на написание романа о сатане.
И снова возвращаемся к биографии писателя. Михаил Афанасьевич и Елена Сергеевна познакомились в 1930 году, на тот момент оба были не свободны. Муж Елены Сергеевны, генерал-лейтенант Евгений Александрович Шиловский два года не давал развода, шантажировал детьми. По некоторым источникам, Булгаков написал письмо Шиловскому с просьбой забыть об Елене Сергеевне «Дорогой Евгений Александрович, пройдите мимо нашего счастья…». Законный супруг ответил писателю: «Михаил Афанасьевич, то, что я делаю, я делаю не для вас, а для моей Елены Сергеевны»...
Роман влюблённых развивается, а между делом Мастер знакомится с неким иностранным гражданином. Свободно разговаривает с ним на немецком и показывает ему современную Москву.
И это снова отсылка к биографии Михаила Афанасьевича, во-первых, он свободно разговаривал на четырёх языках: немецком, французском, английском, греческом, а также умел читать на старославянском.
Во-вторых это аллегория, таким образом нам дают понять, как в романе появился Воланд и его свита. Тут можно предположить, что Булгаков в действительности познакомился с неким иностранцем. А возможно был вдохновлен "Фаустом" Гёте, недаром эпиграфом к роману является цитата:
...так кто же ты, наконец?
- Я - часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо.
В фильме Мастер после проверки ОГПУ сжигает свой роман. В жизни писатель тоже сжег первую рукопись романа в 1930 г. В то время он находился в глубокой депрессии из-за критики его творчества.
В фильме есть эпизод, где Мастера допрашивают в НКВД. В книге такого эпизода нет. НО некоторые биографы Булгакова утверждают, что писателя вызывали на Лубянку и предлагали писать о пролетариате.
К концу фильма Мастер все-таки заканчивает свой роман в больнице будучи очень больным.
В 1939 году Михаил Афанасьевич смертельно заболел.
10 марта 1940 года он скоропостижно скончался в страшных муках — от той же болезни, что и его отец (гипертонический нефросклероз).
Писатель сам поставил себе диагноз и с поразительной точностью предсказал сроки своего ухода.
Он не успел закончить свое самое главное произведение. Редактировала его уже Елена Сергеевна, а также приложила все силы, чтобы роман опубликовали.
Примечательно, что в течение фильма Мастер и Маргарита читают отрывки из романа, что делает фильм ещё более атмосферным.
Вообще он получился какой-то особенный и безусловно талантливый.
Аугуст Диль в роли Воланда, молодой и вальяжный.
Юрий Колокольников в роли Коровьева - вроде много суеты, кривляний, омерзительная маска клоуна, но это как подсказка, что это лишь фантазия писателя.
Шикарный мейн-кун с суровым выражением "лица", кот Бегемот, одним словом!
Дмитрий Лысенков в роли критика Латунского - лучше и не придумаешь.
И ещё много много чего...
Думаю, Михаилу Афансьевичу, который всю свою литературную жизнь подвергался гонениям, было бы приятно, что его произведения помнят до сих пор и по ним снимают фильмы.