Найти тему
759 подписчиков

Куропаты, место массовых расстрелов времен Большого террора

Хотелось бы всех поименно назвать,
Да отняли список, и негде узнать.
Анна Ахматова

Урочище Куропаты находится в Минске, столице Беларуси. Это небольшой сосновый пролесок, вытянувшийся вдоль МКАД. Пройти урочище насквозь хватит и 15-20 минут. Но это очень тяжелые минуты.

Знаете, когда я хожу по кладбищам, то не чувствую там какой-то негативной энергетики. Разве что когда кладбище совсем новое, и тогда воздух будто сгущается от горя тех, кто недавно хоронил своих близких. Но все-таки для меня любое кладбище — это не место смерти, ведь умирают люди в другом месте. Это место памяти.

Совсем иначе ощущаешь себя в урочище Куропаты. Как и в любом другом месте, где безвременно оборвалась жизнь множества людей. Как в урочище Сандармох в Карелии, о котором я писала пару лет назад. Здесь даже немного жутко, не смотря на то, что мы приехали в красивый солнечный день.

Урочище служило местом массовых расстрелов и захоронений в довоенные годы. С одного входа на доске указаны даты 1937-1941, с другого входа — 1931-1941гг.

Никто не знает, сколько людей сгинуло в этом пролеске.
Данные разнятся: от 7-30 тысяч, называемых официальными чиновниками, и до 100 и даже 250 тысяч, называемых независимыми исследователями. Вот последние цифры мне кажутся преувеличенными, ибо все население Минска к 1941 году составляло около 240 тысяч человек.

Как бы то ни было, сейчас детальные исследования не проводятся, и весь мемориал в целом — творение неравнодушных людей. В 2018 году Александр Лукашенко говорил, цитирую: "Пора заканчивать эту волтузню на костях", и предлагал привести территорию в порядок, создать небольшой памятный мемориал, может часовенку поставить. Был установлен мемориальный колокол, чем-то напомнивший мне колокола Хатыни.

А 4 апреля 2019 года здесь снесли множество самостийно установленных крестов, что вызвало большой негативный резонанс в обществе. После чего власти оставили урочище в покое, и только вандалы продолжают наведываться на территорию.

Памятная надпись у другого входа
Памятная надпись у другого входа

Об урочище стало известно 3 июня 1988 года, когда в газете "Літаратура і мастацтва" вышла статья "Куропаты: дорога смерти". Авторами материала стали Евгений Шмыгалёв и Зенон Позняк (предисловие написал Василь Быков).

В статье, написанное на основании показаний свидетелей, утверждалось, что лесной массив является местом массовых захоронений времен Большого террора. Как следует из статьи, в 1937-1941гг. в урочище ежедневно совершались казни путем выстрела в голову. Тела складывались в заранее выкопанные ямы, по 50-60 человек в каждую, и общее количество таких массовых могильников достигает 500.

Прокуратура БССР отреагировала быстро: уголовное дело было возбуждено уже 14 июня 1988 года. Создали специальную комиссию (куда авторы статьи не вошли), целью которой было провести исследование массового захоронения.

В процессе исследования была обследована территория в 30 га, на которой нашли 510 захоронений и провели точечную эксгумацию, найди как человеческие останки, так и личные вещи, и множество гильз. Опросили свидетелей из числа ближайших деревень: старожилы подтвердили, что на расстрел в урочище беспрестанно привозили людей, территория в то время даже была огорожена высоким забором с колючей проволокой и охранялась с собаками. Доступа к архивам НКВД комиссии не дали (документы засекречены до сих пор).

По итогам расследования Генеральный прокурор БССР Г. Тарнавский озвучил цифру в 30 тысяч людей, убиенных в этом лесу. Уголовное дело было закрыто:

"…Достоверно доказано, что расстрелы осужденных осуществлялись сотрудниками комендатуры НКВД БССР…
Принимая во внимание, что виновные в этих репрессиях руководители НКВД БССР и другие лица приговорены к смертной казни либо к настоящему времени умерли, на основании изложенного, руководствуясь ст.208, п.1, и ст.5, п.8 УПК БССР, уголовное дело, возбужденное по факту обнаружения захоронений в лесном массиве Куропаты, прекращено. Обнаруженные при эксгумации захоронений предметы одежды, обуви и т. п. как не имеющие ценности уничтожить".

В 1990х к теме урочища власти возвращались неоднократно, поскольку общественность желала уточнить точное количество жертв в этом лесу, а в идеале еще и поднять архивы, найти имена, хотя бы спустя десятилетия отдать наконец дань памяти невинным.

Следующие исследования проводились уже поверхностно. Более того, стали активно продвигаться идеи, что на самом деле здесь был устроен расстрельный полигон во время Второй Мировой войны. И в лесу на самом деле закопаны тысячи тел жертв фашистских оккупантов.

Даже сейчас, если набрать "Куропаты" в поисковике, в первую очередь выводятся многостраничные рассуждения, кого и за что там расстреливали нацисты, и почему жертв политических репрессий в этом месте просто быть не может. И тут я вновь возвращаюсь мыслями к Сандармоху, где исследователи точно установили, что за останки лежат в карельской земле. Но в последнее время официальной позицией властей все чаще всплывает версия "там финны расстреливали советских жителей в военные годы".

И даже если мы на миг предположим, что в урочище Куропаты лежат окрестные жители, ставшие жертвами фашистов, то... Почему нельзя провести исследования и установить даты захоронений? Ведь наука шагнула далеко вперед, и можно с точностью до года определить теперь период смерти убиенных здесь... Почему, если активно продвигается версия с жертвами оккупационного режима, не устанавливается в итоге официальный мемориал, а часть лесополосы закатали в 2001 году под дорожный асфальт при реконструкции дороги? Так много вопросов и так мало ответов.

Но давайте посмотрим на имена, которые неравнодушные люди прикрутили к некоторым из крестов. У каждого из этих людей на самом деле нет могилы, неизвестно где похоронены их тела. Урочище Куропаты наполнено могилами без имен и именами без могил.

Вот, к примеру, крест с именем талантливого белорусского поэта. Алесь Дудар (1904-1937) столь много не успел написать... В его деле значилось обвинение в участии в "антисоветской объединённой шпионско-террористической национал-фашистской организации" (какова формулировка!) Расстрел был произведен в Пищаловском замке, а вот место захоронения тела неизвестно и по сей день.

Впрочем, в ходе тех, первых исследований, рядом с телами были найдены тюремные квитанции, датированные 1940 годом, с двумя именами: Мойша Крамер и Мордехай Шулескес. Это всё, что известно о погребенных здесь тысячах людей.

В центральной части урочища установлен удивительной красоты резной деревянный крест с именем Вацлава Ластовского (1883-1938). Это был писатель польского происхождения, общественный деятель, академик и историк, который с 1915 года выступал за независимость Беларуси от Польши и России. Он организовывал этнографические экспедиции и, первый из историков, писал об истории родной страны на белорусском языке. Такая деятельность привела, увы, к закономерному в те годы результату: сначала, в 1930 году, Ластовский был выслан за пределы страны, в Саратов. А в 1938 году там же расстрелян. Место захоронения неизвестно.

На 3 и 4 кадре можно увидеть, как вандалы испоганили этот прекрасный крест.

Пройдя дальше по Аллее крестов, мы наткнулись на отдельные памятные мемориалы о польских и еврейских жертвах. Польский крест тоже испоганен вандалами. Интересно, что в 1994 году в Куропаты приезжал даже Билл Клинтон, и во время визита также был установлен памятный знак, который постоянно разрушается вандалами, потом восстанавливается, потом вновь разрушается... Из этических соображений фотографию исписанного похабщиной знака не буду публиковать.

Причем везде висят предупреждающие знаки об установленных камерах. Надеюсь, хоть кого-то ловят. Но что им можно пришить?.. Это до сих пор какой-то полуофициальный, народный памятный мемориал.

Хочется верить, что однажды тайны урочища будут раскрыты полностью.
И это место перестанет быть пешкой на доске политики, а останется лишь тем, чем и должно быть: местом памяти.

Спасибо за внимание.