2,2K подписчиков

Какие фильтры есть в автомобиле?

Замену масляного фильтра следует производить не реже одного раза каждые 10 000 километров
Замену масляного фильтра следует производить не реже одного раза каждые 10 000 километров

В каждом автомобиле присутствует четыре фильтра – топливный, воздушный, масляный, а также салонный. Без первых трёх трудно себе представить корректную работу двигателя. Ведь именно они обеспечивают приток к мотору очищенной топливно-воздушной смеси и масла. Салонный фильтр улавливает загрязнения из поступающего внутрь машины воздуха и отвечает за создание в замкнутом пространстве салона здорового микроклимата.

Сегодня мы расскажем об особенностях каждого из упомянутых фильтров, выясним, как часто их необходимо менять, а также уточним, с какими трудностями можно столкнуться, если не уделять состоянию защитных барьеров должного внимания.

Топливный

Частицы грязи, металла и резины могут появиться в топливе вследствие коррозии бака или подводимого к нему шланга. Пыль и песок чаще всего попадают в горючее на этапе его производства, транспортировки и хранения. Снижает функциональные свойства бензина или дизеля также конденсация влаги внутри топливного бака, возникающая из-за перепадов температуры.

Для улавливания разного рода загрязнений используются топливные фильтры двух типов – грубой и тонкой очистки. Первый представляет собой фиксируемый в топливопроводе картридж с очень мелкой сеткой. Топливо легко проходит сквозь её ячейки, в то время, как крупные загрязнения оседают на них. Конструкция фильтра тонкой очистки включает в себя специальный фильтрующий материал, обрамлённый оцинкованной сталью. По форме конструкция напоминает цилиндр или бочонок, поверхность которого покрыта антикоррозийной эмалью. Такой фильтр полностью герметичен. В современных автомобилях он встроен в модуль подачи топлива, в раритетных же моделях он располагается снаружи топливного бака.

Замену топливного фильтра необходимо проводить каждые 40 000 километров. Для машин, работающих на дизеле, частота замены увеличена вдвое (каждые 20 000 километров).

Мониторить состояние очищающего элемента очень важно. Ведь если присутствующие в бензине или дизеле абразивные частицы будут взаимодействовать с деталями топливного насоса, очень скоро этот механизм начнёт изнашиваться. Кроме того, вовремя не заменённый фильтр грозит и проблемами с двигателем. Насосу намного тяжелее всасывать топливо через грязный фильтрующий элемент, а значит, его подача к мотору существенно замедлится или вовсе прекратится. Не пропустить проблему поможет отслеживание следующих красных флагов:

  • затруднённый запуск двигателя;
  • выход из строя свечей зажигания;
  • сложности при наборе скорости;
  • постоянно глохнущий мотор.

Из-за повышенного сопротивления качению автомобиль будет потреблять больше топлива. Очень быстро начнут изнашиваться и покрышки. А значит, в какой-то момент машина может стать менее управляемой. Во время езды на высоких скоростях транспортное средство будет резко тянуть в бок.

Воздушный

Фильтр используется для очистки поступающего в двигатель воздуха от микрочастиц сажи, песка, пыли, влаги и даже насекомых. Данный элемент воздухозаборника, надёжно улавливающий, а затем и удерживающий в себе загрязнения, испытывает колоссальные нагрузки. Ведь сжигание одного литра топлива требует подачи около 10 000 литров воздуха. Последний, как можно понять из нынешней экологической обстановки, не отличается особой чистотой.

Конструкция самого барьера достаточно проста. Главная её часть – гофрированная штора. Являясь непосредственно фильтрующим элементом, она чаще всего выполнена из пропитанной специальной смолой бумаги. Последняя должна быть очень тонкой, но прочной, чтобы выдерживать мощный поток воздуха. Иногда для изготовления шторы применяют прочные акриловые волокна.

Важное значение здесь играют и уплотнители. Выполняемые из качественного полиуретана, они защищают сам фильтр от попадания внутрь него влаги. Именно благодаря плотному прилеганию фильтра к корпусу удаётся максимально снизить риск гидроудара мотора.

Воздух с улицы или в некоторых моделях непосредственно из-под капота подаётся к фильтру через воздухозаборник. Здесь он очищается и по воздушному патрубку перемещается в двигатель.

Форма воздушного фильтра напрямую зависит от модели авто или же от установленного в нём двигателя. Она может быть прямоугольной (панельной) или цилиндрической. В машинах с карбюраторным типом двигателя встречаются и круглые очистительные элементы. Выделяют тяжёлые и лёгкие воздушные фильтры. Первые применяются в грузовиках и крупногабаритных транспортных средствах. Лёгкие более распространены – их устанавливают в легковых автомобилях, на внедорожниках, кроссоверах и т.д.

Меняют воздушный фильтр каждые 15 000 - 20 000 километров. Если машина часто передвигается по грунтовым дорогам, замену фильтра стоит проводить чаще. Зимой барьер загрязняется намного медленнее, нежели в тёплое время года. Откладывание замены фильтра ради экономии может стать причиной резкого снижения мощности автомобиля, преждевременного износа деталей его двигателя.

Признаками того, что загрязнение фильтра достигло критического уровня, является заметное снижение динамичности машины, возросший расход топлива, а также появление чёрного выхлопного дыма.

Масляный

Данный барьер необходим для очистки моторного масла от окислов, грязи, сажи и металлических микрочастиц, образуемых в ходе интенсивной работы двигателя. Из всех машинных фильтров он наделён самой тонкой фильтрацией. Именно поэтому его замену следует производить достаточно часто: не реже одного раза каждые 10 000 километров для бензиновых машин или 15 000 – для дизелей. На частоту замены масляного фильтра (в сторону её увеличения) влияет также возраст автомобиля, его эксплуатация в экстремальных температурных условиях, буксировка прицепа, необходимость совершения частых коротких поездок, а также привычка водителя резко набирать скорость и так же резко тормозить.

Зачастую автолюбители совмещают данную процедуру с полной заменой самого моторного масла. Если этого не делать, отработанная смазка очень быстро выведет из строя замененный барьер. Впрочем, и новое чистое масло, пройдя через сильно засоренный фильтр, практически сразу потеряет свои функциональные свойства.

Конструкция масляного фильтра включает в себя следующие элементы:

  • металлический корпус (чаша с крышкой, на которой крепится уплотнительная резинка);
  • сложенный гармошкой непосредственно фильтрующий элемент (картон, армированный синтетическими волокнами);
  • перепускной клапан, который при достижении внутри корпуса предельного давления перенаправляет поток масла в обход фильтрующего элемента;
  • противодренажный клапан, который после остановки работы насоса не даёт маслу стекать в поддон.

Качественный масляный фильтр обеспечивает достаточный поток смазки необходимой текучести к движущимся деталям мотора. Без неё части механизма сильнее трутся друг об друга, заметно нагреваясь в процессе взаимодействия, а потому и быстрее изнашиваются. Говорить об эффективной работе двигателя в подобных условиях не приходится.

Впрочем, ни один фильтр (вне зависимости от его стоимости) не способен препятствовать разложению моторного масла, так как данный химический процесс естественный и необратимый. Поэтому избежать со временем замены как масла, так и самого фильтра не получится.

Трансмиссионный

Чтобы водитель мог без затруднений переключать скорости, не слишком густым и загрязнённым должно быть и масло внутри коробки переключения передач (КПП). Эффективно очищать смазку призван трансмиссионный фильтр. Конструкция его во многом схожа с конструкцией масляного фильтра. Корпус барьера чаще всего неразборный. По истечению рекомендованного срока эксплуатации или же при возникновении неполадок элемент меняется полностью. Замену фильтра КПП обычно производят каждые 100 000 километров, совмещая процедуру с заменой самого масла коробки.

Салонный

Форма и размер салонного фильтра зависит от модели конкретного транспортного средства
Форма и размер салонного фильтра зависит от модели конкретного транспортного средства

Салонный фильтр используется для очистки воздуха, поступающего в салон через систему вентиляции, кондиционирования и отопления. Благодаря этому барьеру внутри машины удаётся создать максимально комфортный и здоровый микроклимат. Он в свою очередь положительно влияет на физическое состояние как водителя авто, так и его пассажиров, особенно если кто-то из них страдает аллергией на пыльцу и пыль.

Структуру салонного фильтра составляют нетканые синтетические (на натуральных охотнее размножаются бактерии) волокна, пропитанные специальными антисептическими и антиаллергенными составами. Иногда встречаются модели с угольными фильтрующими элементами. Последние способны улавливать выхлопные газы и проникающие в салон с улицы запахи. Очистительный барьер может включать в себя как один, так и несколько слоёв фильтрующего материала. Форма и размер конструкции, а также её расположение зависит от модели конкретного транспортного средства и года его выпуска.

Важно, что салонный фильтр не только задерживает присутствующие в поступающем воздухе пыль, пыльцу, мелких насекомых, грибковые споры, что благотворно влияет на здоровье лёгких. Он препятствует преждевременному загрязнению системы вентиляции и кондиционирования, а также образованию внутри неё опасной плесени. Не стоит забывать и о том, что грязный очистительный элемент сам по себе становится источником микробов и бактерий.

Замену салонного фильтра рекомендуется проводить каждые 10 000 - 15 000 километров. О том, что барьер отслужил своё, говорят следующие признаки:

  • внезапное запотевание стёкол даже при включённом обдуве. А, как известно, от обзорности зависит и безопасность движения;
  • слабое охлаждение салона кондиционером;
  • интенсивное оседание пыли на рабочих поверхностях;
  • появление в машине стойкого неприятного запаха.

***

Фильтры, выступая своеобразными барьерами, надёжно очищают от загрязнений технические автомобильные жидкости и поступающий в салон воздух. Тем самым они обеспечивают системам машины долгую и стабильную работу, а находящимся внутри авто людям максимальный комфорт.

Замену автомобильных фильтров не всегда можно провести самостоятельно. Салонный и воздушный барьеры легко демонтируются и устанавливаются обратно. А для обновления топливного и масляного фильтра лучше обратиться к специалистам, так как их монтаж сопряжён с разбором важных узлов машины. И если водитель не имеет должного технического опыта, подобные манипуляции могут только навредить авто.

Нерегулярная замена фильтров напрямую отражается на работе двигателя, делая её менее эффективной и эргономичной, а также ставит под угрозу состояние топливной системы. Использование же забитого грязью салонного фильтра грозит не только неприятностями с системой вентиляции и кондиционирования, но и ухудшением состояния здоровья водителя и пассажиров.

Подписывайтесь на канал «Кардан Баланс», чтобы быть в курсе всех самых свежих автомобильных новостей. Мы пишем только о важном для автомобилистов. Конечно не забываем и про карданы.