11,2K подписчиков

Топ-5 международных маршрутов, которых после закрытия российского неба больше не существует

9,1K прочитали
События последних четырех лет до неузнаваемости изменили карту пассажирских рейсов в Европу и Азию.

События последних четырех лет до неузнаваемости изменили карту пассажирских рейсов в Европу и Азию. Авиакомпании столкнулись с критическим ростом издержек из-за вынужденного удлинения перелетов и увеличения расхода топлива. Многие востребованные маршруты и вовсе пришлось закрыть.

Во многом характер пассажирских перевозок в Европе и Азии вернулся ко временам Советского Союза, когда воздушное пространство над СССР было полностью закрыто почти для всех иностранных авиакомпаний. В течение целых десятилетий перевозчики летали длинными окольными маршрутами, избегая воздушного пространства над Сибирью. Во многом ситуация повторяется и сейчас.

Фото: главный аэропорт Советского Союза Шереметьево-2
Фото: главный аэропорт Советского Союза Шереметьево-2

После февраля 2022 года страны Европы одна за другой закрыли свое небо для российских авиакомпаний. В первых рядах были Чехия и Польша, затем к ним присоединился весь Евросоюз. Немедленно ограничения ввели США, Канада и Великобритания.

МИД России и Росавиация приняли «ответные меры» и закрыли воздушные «двери» самолетам из 36 стран.

При этом кое-какая разница между нынешними временами и периодом СССР все же есть. Современные авиационные технологии в разы увеличили дальность полетов, и это позволяет перевозчикам прокладывать более длинные маршруты с максимальной эффективностью и без промежуточных посадок для дозаправки.

Но это, как выяснилось, не всегда спасает. Целый сегмент ключевых рейсов перевозчикам пришлось отменить из-за отсутствия прибыльности на длинных маршрутах в условиях выросших расходов, в том числе на керосин.

Российские авиакомпании столкнулись с нехваткой запчастей и другими эксплуатационными ограничениями, что также урезало маршрутные сетки и сократило выбор направлений.

Маршрут 5. «Аэрофлот»: Москва ― Нью-Йорк

Фото: рейс «Аэрофлота» 124 развернулся над океаном
Фото: рейс «Аэрофлота» 124 развернулся над океаном

На первый взгляд, закрытие российского неба прямого отношения к этому флагманскому рейсу «Аэрофлота» не имеет, но связь, конечно, есть.

Напомним, доступ в воздушное пространство США российскому «Аэрофлоту» был запрещен 1 марта 2022 года, но полеты авиакомпании в Нью-Йорк фактически прекратились раньше, 27 февраля. В тот день канадские власти запретили российским авиакомпаниям залетать в воздушное пространство страны, вынудив Boeing 777 «Аэрофлота», выполнявший рейс 124, развернуться на полпути через Атлантический океан.

События последних четырех лет до неузнаваемости изменили карту пассажирских рейсов в Европу и Азию.-4

После окончания холодной войны этот маршрут служил лучшим примером потепления отношений между США и Советским Союзом, именно он позволил возобновить культурные и экономические связи между двумя странами.

Сегодня же прямое авиасообщение между двумя крупнейшими ядерными сверхдержавами мира вновь отсутствует.

Маршрут 4. United Airlines: Ньюарк ― Пекин

События последних четырех лет до неузнаваемости изменили карту пассажирских рейсов в Европу и Азию.-5

Пандемия первой дала повод для приостановки рейсов United из международного аэропорта Ньюарк Либерти в Пекин. Однако перевозчик до сих пор не восстановил этот маршрут, несмотря на востребованность и готовность пассажиров платить. Очевидно, что из-за возросших расходов в связи с облетом воздушного пространства России United оказалась намного слабее крупных китайских перевозчиков, которые по-прежнему выполняют прямые рейсы через Сибирь. Поэтому United, быстро заявив о возобновлении полетов из Ньюарка в Пекин, позже аннулировала их.

Интересно, что сегодня полеты над Россией выполняют сразу несколько знаковых игроков с мировым именем: Emirates, Turkish Airlines, Qatar Airways, Air India, Ethiopian Cargo и большинство китайских авиакомпаний, вернувшихся к международным полетам после трех лет строжайшей изоляции.

Фото: маршрут рейса China Airlines CA937 Пекин-Лондон через Россию
Фото: маршрут рейса China Airlines CA937 Пекин-Лондон через Россию

Авиакомпании из Европы и США неоднократно выражали свое недовольство тем фактом, что перевозчики из Поднебесной имеют несправедливое преимущество, летая по прямым маршрутам через Россию ― оптимальные трассы очевидно позволяют им тратить меньше топлива и получать более высокую маржу прибыли. В этих условиях даже новейшие самолеты не позволяют сэкономить на керосине.

Фото: обходной маршрут Токио-Франкфурт рейса Lufthansa LH716
Фото: обходной маршрут Токио-Франкфурт рейса Lufthansa LH716

Кстати, дополнительные, то есть заново согласованные рейсы авиакомпаний КНР в США начали обходить воздушное пространство России, несмотря на то, что изменение маршрута значительно увеличивает время полета и расход топлива. Те же, которые были одобрены до мая 2023 года, продолжают выполняться над Россией.

Фактически, закрытие российского неба стало ключевой причиной, почему американские авиакомпании практически не летают в Китай. Остались рейсы лишь с Западного побережья США через Тихий океан.

Маршрут 3. British Airways: Лондон ― Осака

События последних четырех лет до неузнаваемости изменили карту пассажирских рейсов в Европу и Азию.-8

До пандемии British Airways выполняла огромное количество рейсов в страны Азии из своего лондонского хаба Хитроу. Однако закрытие воздушного пространства над Сибирью лишило британцев важнейшего коридора для прямых рейсов из Лондона на восток.

Это привело к значительному сокращению маршрутной сети BA, трассы теперь проложены южнее территории России, что, естественно, сделало перелеты более продолжительными.

Одновременно с Осакой British Airways отменила еще один популярный рейс ― в южнокорейский Сеул.

В общем-то, у перевозчиков не осталось иного варианта, как перейти на маршруты в обход российского воздушного пространства.

Фото:: маршрут Japan Airlines Токио-Лондон через Гренландию, минуя Россию
Фото:: маршрут Japan Airlines Токио-Лондон через Гренландию, минуя Россию

Приведем для наглядности один пример. Сегодня рейс авиакомпании Japan Airlines между Токио и Лондоном проложен через Аляску и Гренландию и длится на три часа дольше, чем в докризисные времена.

Китайское направление «Бритишей» тоже заметно оскудело. Причина все та же: невозможность конкурировать с китайскими перевозчиками, которым разрешено летать по прямой ― над Россией.

Маршрут 2. Finnair: Хельсинки ― Гуанчжоу

События последних четырех лет до неузнаваемости изменили карту пассажирских рейсов в Европу и Азию.-10

Член альянса oneworld финский авиаперевозчик Finnair ― одна из самых значительных жертв закрытия российского неба. До начала пандемии авиакомпания стремительно укрепляла свои позиции глобального перевозчика между Европой и Азией через свой растущий хаб в Хельсинки. Да и сам аэропорт финской столицы преобразился ― его расширили и модернизировали в предвкушении растущего потока пассажиров.

Однако, как только ситуация начала восстанавливаться после пандемии, Россия закрыла свое воздушное пространство. Из-за географического положения Финляндии, расположенной вплотную к России, перелеты Finnair стали значительно длиннее, чем даже у других европейских перевозчиков-конкурентов.

В результате авиакомпания значительно сократила расширявшуюся на тот момент маршрутную сеть, в том числе ключевые рейсы между Хельсинки и деловым центром Южного Китая Гуанчжоу.

События последних четырех лет до неузнаваемости изменили карту пассажирских рейсов в Европу и Азию.-11

Еще 30 января 2023 года финны объявили, что модифицировали 10 из 17 своих самолетов Airbus A350-900 специально для рейсов в Сеул и Токио ― двух самых протяженных межконтинентальных маршрутов перевозчика. Грузоподъемность пяти самолетов была увеличена с 268 до 275 тонн, а еще пяти ― до 280 тонн.

Как объяснили в авиакомпании, «каждый маршрут был удлинен после закрытия российского воздушного пространства, что вынудило Finnair перепланировать свои рейсы и делать крюк вокруг России, потребляя больше топлива, чем использовалось ранее».

Фото: маршрут рейса Finnair AY61 Хельсинки - Сеул в облет России
Фото: маршрут рейса Finnair AY61 Хельсинки - Сеул в облет России

Действительно, запрет на полеты через чрезвычайно полезный «Сибирский коридор» привел к увеличению времени в пути на несколько часов. Например, рейс Finnair AY61 из Хельсинки в Сеул раньше занимал около восьми часов. Теперь, когда приходится облетать воздушное пространство России с юга, время полета составляет от 11 до 12 часов.

Маршрут 1. KLM: Амстердам ― Чэнду

События последних четырех лет до неузнаваемости изменили карту пассажирских рейсов в Европу и Азию.-13

До пандемии голландский авиаперевозчик Royal Dutch Airlines ― KLM ― лидировал на маршрутах, соединяющих его амстердамский аэропорт-хаб с рядом второстепенных городов Китая, включая Чэнду, Сямынь и Ханчжоу. Но все это было актуально при перелетах над территорией России. После потери такой возможности, преимущества KLM в восточном сегменте свелись к нулю.

В настоящее время KLM переживает проблемы, аналогичные многим другим европейским перевозчикам. Поскольку китайские авиакомпании продолжают выполнять параллельные рейсы гораздо быстрее и, как следствие, заметно дешевле, KLM была вынуждена отказаться от этих маршрутов, по крайней мере, на ближайшую перспективу. Когда воздушное пространство России снова откроется для полетов западных авиакомпаний, KLM придется заново изучить возможность возобновления маршрутов во второстепенные города Китая. Только вот ниша-то уже прочно занята самими китайцами.

События последних четырех лет до неузнаваемости изменили карту пассажирских рейсов в Европу и Азию.-14

Кстати, российские авиационные власти ищут способы минимизировать отсутствие полноценного зарубежного трафика в небе над Россией. По данным европейских СМИ, стоимость пролета над страной выросла на 20 процентов.

Тут, правда, есть один довольно очевидный вывод. Получается, что повышенные сборы коснутся прежде всего авиакомпаний из стран-союзников и дружественных нейтральных стран. А значит, неизбежно пострадает бизнес китайских перевозчиков, которые ежедневно пересекают российское небо на пути в Европу и Америку.

События последних четырех лет до неузнаваемости изменили карту пассажирских рейсов в Европу и Азию.-15

Ну, а нам, находясь в самом центре всех этих событий, приходится сутками добираться до стран Европы, хотя раньше эти перелеты занимали не больше 2,5-3 часов. Да еще и переплачивать иностранным перевозчикам (даже не «Аэрофлоту» или S7) бешеные деньги за многочисленные сегменты и пересадки...